Картотека логопедических игр-упражнений с песком
картотека по логопедии (подготовительная группа)

Дмитриева Ольга Александровна

Представлена картотека игр-упражнений с песком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_s_peskom.docx438.64 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\6368.jpg

Картотека

логопедических

игр-упражнений с песком

ИГРЫ С ПЕСКОМ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ

 При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.

 «Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

 «Что под песком?». Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

 «Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.

«Добрый великан». Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;

«Путешествие». На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;

«Буря». Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю»;

«Морская прогулка». Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

ИГРЫ НА РЕГУЛЯЦИЮ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

«Здравствуй, песок!». Ребенок различными способами дотрагивается до песка:

- поочередно пальцами правой руки, затем левой;

- ребенок легко или с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

- ребенок медленно дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;

- ребенок перетирает песок между пальцами.

«Песочный дождик». Ребенок медленно сыплет песок из своего кулачка на ладонь взрослого, или на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на один пальчик, а ребенок называет этот палец.

«Необыкновенные следы»:

- «Идут медвежата». Ребенок с силой кулачками надавливает на песок.

- «Прыгают зайки». Кончиками пальцев ребенок ударяет о песок.

- «Ползут змейки». Ребенок пальчиками делает поверхность песка волнистой.

- «Бегут жучки-паучки». Ребенок быстро двигает всеми пальцами

        

ИГРЫ НА АВТОМАТИЗАЦИЮ ЗВУКОВ

«Сильный мотор». Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Слабый моторчик». Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.

«Горочка». Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

«Дорожка». Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.

«Совпадение». Взрослый закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

«Спрячь ручки». Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Слоговые дорожки». Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«Водолаз». Со дна песочницы ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.

«Два моря». Песочница делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).

«Два города». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

«Песочные строители». Ребенок делает отпечатки фигурок и делит их на две группы.

 Игра «Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.

«Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

 «Клад». Взрослый закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

«Полоски». Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«Раздели слово на слоги». Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

«Художник». Логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

«Кто больше назовёт?». Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

 

«Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.

 

«Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.

 «Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.

 «Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

«Лодочка». В этом игровом упражнении с водой или с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:

- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

«Чего не стало». Игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Это упражнение используется только при работе с песком, когда логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

«Подбери слово». Ребенок обнаруживает спрятанные в песке или плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

 «Дорисуй картинку и составь предложение». Взрослый рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

«Начни предложение». Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу.

«Друзья». При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

«Что случилось?». При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»; «Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).

Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний.

«Две игрушки». На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар).

Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

«Рыбка». Выполняя действия с игрушкой в воде, ребенок составляет рассказ-описание. Описывая внешний вид рыбки, он проводит в воде пальцем по частям ее тела. «Мне нравится эта рыбка. У нее хвостик ярко- красный, головка желтая, а спинка зеленая. У этой рыбки круглые черные глазки. Она любит плавать в теплой водичке. Рыбка умеет даже выпрыгивать из воды и нырять глубоко-глубоко. Иногда она достает до самого дна и ищет там корм».

Особенно любят дети сочинять небылицы, сказки.

В процессе рисования на песке и одновременного рассказывания дети дополнительно используют короткие веточки, шишки, косточки плодов, пуговки, счетные палочки, которые становятся пришельцами из космоса, сказочными драконами, волшебниками.

 «Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

 «Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УПРАЖНЕНИЯ С ПЕСКОМ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Световые столы для рисования песком стали сейчас особенно  популярными . Психологи говорят о благоприятном воздействии процесса игры на таком столе для детей. Хотя это не совсем игра, на столе ре...

Картотека "Логопедические игры с космическим песком"

Космический песок пользуется огромной популярностью у детей разного возраста. Каждое прикосновение детских пальчиков к космическому песку имеет огромное значение для развития ребёнка. В проц...

Картотека игр и упражнений с песком. способствующих коррекции и развитию речи

Упражнение «Найди и назови картинку»Ребёнку предлагается с помощью кисточки очистить поверхность от песка, рассмотреть картинку под стеклом и чётко назвать, что на ней изображено. Картинки подбираются...

Картотека игр и упражнений для детей с ОВЗ с водой и песком.

Игры с водой и песком – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию. Они обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, р...

Картотека игр и упражнений для детей с ОВЗ с водой и песком

Картотека игр  и упражнений для детей с ОВЗ с водой и песком...

Картотека игр и упражнений с песком.

Подбор игр и упражнений с песком для детей в летне - оздоровительный период....

Картотека логопедических игр с использованием песка

Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень в...