Картотека дыхательных упражнений в логопедической группе
картотека (подготовительная группа)
Картотека дыхательных упражнений в логопедической группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komplex.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексы кинезиологических упражнений для воспитанников старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи
КОМПЛЕКС 1
- Массаж ушных раковин.
Сделайте массаж мочки уха, потом всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
- Перекрестные движения.
Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, вбок, назад). Потом сделайте тоже самое левой рукой и правой ногой.
- Кивание головой.
Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, наклоните голову вперед и медленно раскачивайте ей из стороны в сторону.
- Горизонтальная (ленивая) восьмерка.
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, а потом двумя руками вместе.
- Симметричные рисунки.
Нарисуйте в воздухе двумя руками одновременно зеркально симметричные рисунки.
- Медвежье покачивание.
Качаться из стороны в сторону. Потом подключать руки. Придумать сюжет.
- Поза скручивания.
Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедер притулить к спинке. Правой рукой держитесь за правый бок спинки стула, а левой – за левый. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась напротив стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 с. Выполняйте тоже самое в другую сторону.
- Дыхательная гимнастика.
Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче чем выдох.
- Гимнастика для глаз.
Сделайте плакат-схему зрительно-двигательных траекторий максимально возможной величины. На ней с помощью специальных стрелок обозначены основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вниз, влево, вправо, по часовой стрелки и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет сой цвет: № 1, 2 – коричневый; № 4 – голубой; № 5 – зеленый. Упражнение выполняется только стоя.
КОМПЛЕКС 2
1. Массаж ушных раковин
Уши сильно разотрем, и погладим, и помнем.
Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками.
Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх-наружу от верхней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.
2. Качание головой
Покачаем головой - неприятности долой.
Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.
3. «Домик»
Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем.
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.
4. «Ладошка»
С силой на ладошку давим, сильной стать ее заставим.
Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.
5. «Колечко»
Ожерелье мы составим, маме мы его подарим. Или
Шла купаться черепаха и кусала всех от страха:
«Кусь, кусь, кусь, кусь – никого я не боюсь!».
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
6. Кулак-ребро-ладонь
Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.
Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз. Ребенок выполняет движения вместе с взрослым, затем по памяти.
7. «Лезгинка»
Цель - развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (шесть-восемь раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
8. «Замок»
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении последовательно должны участвовать все пальцы обеих рук.
9. «Дом-ёжик-замок»
«Дом» – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить.
«Ёжик» – поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой.
«Замок» – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.
10. Упражнение «Зайчик-колечко-цепочка»
Зайчик
Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко не простое –
Блестит, словно золотое.
Колечко
Указательный и большой пальцы соединяются. Средний, безымянный, мизинец вытянуты вперед.
Цепочка
Поочередно соединяем большой палец с указательным, со средним и т. д. и через них попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков другой руки.
11. Упражнение «Зайчик-коза-вилка»
Зайчик
Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Зайка серый скачет ловко.
В лапке у него морковка.
Коза
Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный - прижать большим пальцем к ладони.
Вилка
Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони.
КОМПЛЕКС 3
1. Упражнение «Флажок-рыбка-лодочка»
Флажок
Ладонь ребром, большой палец вытянут.
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
Рыбка
Пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой палец.
Лодочка
Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони.
2. Упражнение «Фонарики»
«Фонарики зажглись» – пальцы выпрямить. Фонарики погасли – пальцы сжать в кулак.
«Фонарик погас – фонарик зажёгся» - пальцы одной руки сжаты, а другой выпрямлены. Поменять положение рук.
3. Упражнение «Ножницы-собака-лошадка»
Ножницы
Указательный и средний пальцы вытянуть в сторону, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Собака
Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Указательный палец согнуть.
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Лошадка
Большой палец правой руки поднять вверх, сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх.
4. Упражнение «Гусь-курица-петух»
Гусь
Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть и прижать друг к другу. Указательный палец согнут и опирается на большой.
Гусь сердитый зло гогочет:
Может быть, он кушать хочет?
Курочка
Ладонь немного согнуть. Указательный палец упирается в большой. Остальные пальцы накалываются друг на друга в полусогнутом положении.
Наша курочка гуляла,
Травку свежую щипала.
Петух
Ладонь поднять вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в сторону и подняты вверх – это «гребешок».
6. Упражнение «Сарай-дом с трубой-пароход»
Сарай
Пальцы рук соединить под углом - «крыша». Большие пальцы прижаты к ладоням.
Дом с трубой
Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить друг с другом. Указательный палец одной руки выпрямить – это «труба».
Пароход
Обе ладони соединены «ковшиком», большие пальцы поднять вверх – это «труба».
Пароход плывет по речке
И пыхтит он, словно печка.
7. «Солнышко-заборчик-камешки»
Солнышко
Руки подняты вверх, пальцы обеих рук растопырены
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
Заборчик
Руки подняты, ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу.
Камешки
Руки сжаты в кулаки.
8. «Ухо-нос»
Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».
9. «Внимание»
Чтоб внимательными быть - нужно на ладонь давить.
Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии - выдох, при ослаблении - вдох. То же самое с правой рукой.
10. «Поворот»
Голову ты поверни, за спиной что? Посмотри.
Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади.
11. «Зеркальное рисование»
Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (рисовать можно как на бумаге, так и в воздухе). При выполнении этого упражнения ребенок чувствует, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
12. Упражнения в перекладывании предмета (мешочка, малого мяча, кубика)
Перекладывание мешочка (малого мяча) из одной руки в другую с поворотом в сторону;
Перекладывание мешочка из одной руки в другую во время выполнения наклона (за коленями и ниже) - ноги вместе и ноги врозь (за каждой ногой);
Перекладывание мешочка из одной руки в другую под коленом (нога согнута в колене, вверх);
Из и.п. лежа на спине передача мяча за поднятыми прямыми ногами, за согнутыми в коленях ногами (колени подтягивать к груди).
13. Упражнения в подбрасывании, перебрасывании и ловле предмета
Подбрасывание мешочка (малого мяча) правой (левой) рукой и ловля двумя руками; то же с хлопком;
Подбрасывание (или перебрасывание) мешочка (малого мяча) правой рукой и ловля левой; то же, меняя руки;
Бросок малого мяча об пол правой рукой и ловля после отскока левой; то же другой рукой;
Перебрасывание мешочка друг другу одной и двумя руками.
КОМПЛЕКС 4
1. Упражнения в передаче мешочка (малого мяча) по кругу. Дети стоят в кругу, у каждого в руках мешочек. По сигналу начинают передавать мешочки друг другу по кругу вправо (влево);
Дети сидят по кругу по-турецки, в центре водящий с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший мяч становится водящим.
2. «Потанцуем» («Локоть к колену»)
Любим все мы танцевать, руки-ноги поднимать.
Поднять левую ногу: согнув ее в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой.
3. «Велосипед»
И.п. – лежа на спине. Имитировать ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; то же – до одноименного колена; затем снова – до противоположного колена.
4. «Очищение» («Подыши одной ноздрей»)
Нужно правильно дышать, чтоб внутри все очищать.
Вдыхать левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю. На вдохе представить, как с воздухом «золотисто-серебристая» энергия проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика. При выдохе «желтая больная энергия» выходит через правую часть тела (печень, почки, правая часть сердца, правую часть горла и правую ноздрю). Затем вдыхать правой ноздрей, а выдыхать левой. Цикл повторить три раза.
5. «Силачи»
Чтобы силу рукам дать - нужно крепче их сжимать.
Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки и встряхнуть.
6. «Ладонь»
На ладонь сильней нажми, силу ты в неё вотри.
Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Руки поменять.
Упражнения для профилактики нарушения зрения и активизации работы мышц глаз (глазодвигательные упражнения)
7. «Глазки»
Чтобы зоркими нам быть - нужно глазками крутить.
Вращать глазами по кругу - по 2-3 секунды.
Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их еле-еле.
В течение минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
Нарисуем большой круг и осмотрим все вокруг.
Глазами делать круговые движения (из стороны в сторону).
Чтобы зоркими нам стать, нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунды.
Глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз и все сначала.
Поднять глаза вверх. Опустить глаза. Повернуть глаза в правую сторону, затем в левую сторону.
Быстро-быстро поморгай - отдых глазкам потом дай.
Быстро моргать в течение 1-2 минут.
Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать.
Широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 секунд.
Треугольник, круг, квадрат нарисуем мы подряд.
Нарисовать глазами геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) сначала по часовой стрелке, затем против.
8. «Часовщик»
Часовщик прищурил глаз,
Чинит часики для нас.
Поочередно закрывать то один, то другой глаз.
9. «Ёлка»
Ёлка плакала сначала
От домашнего тепла,
Утром плакать перестала,
Задышала. Ожила.
Потереть глаза кулачками. Поморгать глазами. Подышать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дыхательных упражнений для работы с коррекционными группами
В данном документе представлена подборка дыхательный упражнений, применяемых на занятиях в коррекционных группах....
Картотека "Дыхательные упражнения" в группе раннего возраста.
Картотека "Дыхательные упражнения" в группе раннего возраста....
Картотека дыхательный упражнений (группа раннего возраста)
Картотека дыхательный упражнений для группы раннего возраста....
"Пение - уникальная дыхательная гимнастика" (картотека дыхательных упражнений)
Искусство пения – это и есть, прежде всего, правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Давно известно, что пение является одним из лучших дыха...
Картотека нейрофизиологических упражнений в логопедической группе
Картотека дыхательный, кинезиологических, упражнений на релаксацию с детьми логопедической группы...
Картотека дыхательных упражнений в младшей группе
Основными задачами проведения дыхательной гимнастики в первой и второй младших группах являются:формирование способности управлять своим дыханием — варьировать силу, ритм и глубину вдоха ...
Картотека дыхательных упражнений для старшей группы
Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста....