Описание опыта работы "Использование ТРИЗ-технологии "Круги Луллия" в логопедической работе"
методическая разработка по логопедии
Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_krugi_lulliya.docx | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы по использованию ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» в логопедической работе
В практике нашего дошкольного образовательного учреждения педагоги уделяют большое внимание творческому развитию детей. Одна из задач, находящихся в поле зрения — совершенствование способов общения с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия, что способствует раскрытию творческого потенциала детей. В настоящее время основной проблемой специалистов с обеспечением социально-биологической сохранности ребенка с трудностями в речевом развитии становится его самореализация в социуме. Поэтому в условиях современной действительности роль учителя-логопеда весьма велика, ведь одним из показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Потому что способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Но, помимо этих задач, важно сделать нашу устную речь эмоциональной, образной, красивой.
Опираясь на свой опыт работы, я с уверенностью могу констатировать, что методы современной инновационной педагогической технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) формируют успешность в ребенке. Применение технологии ТРИЗ позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников.
Использование элементов современной образовательной технологии ТРИЗ в коррекционной логопедической работе детского сада способствует развитию с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне, исправлению речевых недостатков, развитию творческого воображения.
Развитие воображения в дошкольном возрасте представляет собой наиболее оптимальный и надежный путь формирования готовности к развивающему школьному обучению.
Почти отсутствуют исследования, в которых бы рассматривался вопрос о развитии воображения и творческих способностей у детей с аномалиями в развитии, в частности, с речевыми нарушениями.
Наиболее эффективны в коррекционной работе с воспитанниками следующие методы и приемы ТРИЗ-технологии – круги Луллия.
Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей.
Почему эта проблема заинтересовала меня?
- Это пособие вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
- С помощью этого пособия удобно закреплять произношение поставленных звуков в речи, а также развивать фонематические процессы (восприятие, представления, анализ и синтез).
- Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР и ФФН.
В связи с этим я разработала проект «Использование кругов Луллия в речевом развитии детей логопедической группы». (Приложение 1)
Цель проекта:
Разработать систему работы по речевому развитию детей логопедической группы с использованием «Кругов Луллия».
Задачи проекта:
- Изучить педагогический опыт по использованию «Кругов Луллия» в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
- Составить план работы с использованием «Кругов Луллия» по предметным темам в логопедической группе.
- Подготовить практический материал для использования в блоках специально-организованной, совместной и самостоятельной деятельности.
В результате практической деятельности по проекту мною были созданы:
- комплекс игр для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия (Приложение 2);
- конспекты индивидуальных занятий с применением дидактического пособия «круги Луллия» (Приложение 3);
- разработаны консультации для родителей логопедической группы;
- обобщен и распространен опыт работы по теме «Игры с кольцами Луллия для развития речи».
В итоге работы мною выпущены методические рекомендации для учителей-логопедов, воспитателей по применению пособия «Круги Луллия». (Приложение 4)
Содержание игр позволяет использовать их на логопедических занятиях, игровой деятельности, развивает речь и коммуникативную функцию дошкольников. Оборудование, необходимое для проведения любой логопедической игры, может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников. В ходе использования занимательно-игрового пособия «Речевые круги» логопед (воспитатель) может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:
- развивать фонематические процессы;
- уточнять и активизировать словарный запас;
- совершенствовать слоговую структуру слова;
- автоматизировать звуки речи;
- формировать структуру предложений;
- совершенствовать развитие связной речи.
Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.
Работа с «Речевыми кругами» ведётся:
- на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях;
- на занятиях по развитию речи;
- игровой деятельности вне занятий;
- в самостоятельной деятельности детей;
Можно выделить этапы участия логопеда (воспитателя) в играх с «Речевыми кругами»:
- логопед (воспитатель) непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно;
- логопед (воспитатель) косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;
- логопед (воспитатель) осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной логопедической работы.
- логопед (воспитатель) осуществляет обучающее руководство речевыми играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.
Нельзя не отметить универсальность игрового пособия. Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Самостоятельно дети играют с «Речевыми кругами» в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с логопедом, воспитателем. Дети с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Данное пособие можно использовать в работе с дошкольниками от 3-х до 7лет. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.
Наряду с традиционными методами, предлагаемый метод помогает совершенствовать речевые навыки по автоматизации звуков в речи, пополнять активный словарь и формировать содержательность, логичность, точность и оригинальность высказываний детей. Одновременно повышается интерес к занятию, предоставляя возможность проявления интеллектуальной инициативы и способности к творчеству каждого ребенка, совершенствуются такие ценные психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение.
Сравнительные показатели состояния устной речи воспитанников логопедической группы, позволяют утверждать, что использование в коррекционно-логопедической работе адаптивных методов и приемов ТРИЗ позволяет сократить сроки коррекции речи у воспитанников и повысить результативность работы. По итогам диагностики, в результате обучения с использованием элементов технологии ТРИЗ (круги Луллия) у детей повысился уровень развития творческого мышления, основными показателями и критериями которого являются: умение рассуждать и делать выводы; находчивость; внимательность и сообразительность; творческая фантазия.
Работа с творческими задачами также способствует повышению уровня речевого развития воспитанников. Речь детей становится более осознанной и произвольной. У воспитанников закрепляются и навыки самостоятельной работы. Они овладевают умением сравнивать и обобщать. Умеют вербализовать (словесно выражать) шаги решения творческой задачи в форме развернутых связных высказываний. Ребята учатся в определенной мере контролировать процесс собственной речевой деятельности и деятельности своих товарищей, у них формируется готовность к социальному взаимодействию.
Итак, методы и приемы ТРИЗ работают, как минимум, в четырех направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера. При этом логопедические занятия, выстроенные на основе алгоритмов с использованием ТРИЗ, помогают в планировании и облегчают проведение занятий; способствуют более легкому усвоению программного материала и систематизации знаний у детей. Я убеждена, что адаптивное их использование в группах с воспитанниками, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым. Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций), тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный переход от конкретного мышления к абстрактному. Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе дошкольного образования, дополняет ее с получением большей эффективности в результатах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»
Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружа...
Описание опыта «Внедрение социо-игровой педагогики в логопедическую работу с детьми имеющими нарушения речи .»
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникамхочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и...
Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в процессе реабилитации детей с КИ в логопедической группе детского сада. Краткое описание опыта работы.
В статье представлен опыт работы в ГБДОУ по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми после кохлеарной имплантации....
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...
Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...
Описание опыта педагогической деятельности «Использование элементов Су – Джок терапии в процесс логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эфф...
Описание опыта работы по созданию семейного клуба «Речевичок» для родителей логопедической группы
Одним из важнейших направлений моей деятельности в детском саду является именно работа с родителями детей, имеющих речевые нарушения. Не все родители адекватно воспринимают речевые п...