Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Осенние приключения насекомых"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Занятие разработано для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы с целью обобщения и систематизации знаний о насекомых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osennie_priklyucheniya_nasekomyh.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Непрерывная образовательная деятельность
Тема: «Осенние приключения насекомых»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Тип: интегрированное занятие.
Возраст детей: подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Цель: формирование лексико-грамматической стороны речи.
Программные задачи:
-ОО «Речевое развитие»:
- Обогащение активного словаря детей;
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической речи;
- Упражнение в согласовании прилагательных с существительными;
- Развитие артикуляционного праксиса.
- Развитие мимической мускулатуры.
-ОО «Познавательное развитие»:
1. Ознакомление детей с малоизвестными фактами из жизни насекомых.
2. Расширение и активизация словаря детей.
3. Развитие умения классифицировать с помощью кругов Эйлера.
-ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
- Формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
- Обогащение эмоционально-чувственной сферы детей (желание помочь попавшим в беду насекомым).
-ОО «Физическое развитие»:
- Согласование движений (шаги, бег, прыжки) со словесной инструкцией;
- Смена двигательной активности в процессе занятия.
Словарная работа:
- Обогащение: синквейн, исследование, поэт, паукообразные
-Активизация: насекомые (кузнечик, комар, пчела, жук-рогач, шмель, муравей, саранча и т.д.), пополнение словаря: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.
Оборудование и материал:
- Экран, ноутбук и презентация;
- Дидактическая игра «4-ый лишний»;
- Маркеры;
- Набор муляжей насекомых;
- Фонарь;
- Бумажные лупы;
- Таблички нагрудные;
- 2 обруча;
- 4 стола, 16 стульчиков.
- Смайлики желтого и красного цвета;
- Подарочные буклеты (8 штук).
Форма организации детей:
Подгруппа детей в количестве 8 человек.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Логопед: - Ребята, я приглашаю вас на прогулку в осенний лес.
(Идут по залу, подходят к экрану. На экране – осенний лес.)
Логопед: -Вы слышите? Что это за звуки? (насекомые стрекочут)
Логопед: Как же так? Разве осенью насекомых можно встретить в лесу?
Предполагаемые ответы детей: Насекомые осенью прячутся.
Логопед: Скоро наступят холода, и они замерзнут! Что-то произошло, и насекомые не успели устроиться на зимовку!
(на экране дуб, вокруг него - насекомые)
-Это старый, могучий осенний дуб.
Мимическая разминка
Логопед: Посмотрите, какие насекомые не успели спрятаться на зимовку?
Дети рассматривают слайд и называют насекомых.
Логопед: -Комар. А какой нос у комара, давайте покажем! (поглаживание и «вытягивание» носа). А лапки у комара тонкие, длинные. (массаж пальцев)
-У кузнечика бооольшие глаза («рисуем» большие круги вокруг глаз).
-А у пчелки полосочки (пальчиками рисуем на лице полосочки).
-У муравья щечки гладкие-гладкие (разглаживаем щеки).
- Посмотрите, какие рога у жука-рогача (рисуют на лбу рога), а усы у него длинные, закручивающиеся (массажируем указательными пальцами щеки, «закручивая» усы).
-Какие они все разные! Но все они просят нашей помощи! Ребята, вы готовы помочь им?
Предполагаемые ответы детей: -Да, хотим!
Логопед: Для этого нужно выполнить сложные задания!
2. Основная часть.
На слайде - комар.
Логопед: К нам прилетел комарик. Чтоб ему помочь, нужно выполнить задание «логическое».
-Давайте пройдем к столам. Обратите внимание на смайлики на столах и на вашей одежде. Сядьте за стол с цветом вашего смайлика.
- Игра называется «4-ый лишний». Переворачивайте листочки, обсудите и обведите фломастером лишний предмет.
После выполнения задание проверяется.
Логопед: Вы молодцы! Верно справились с заданием!
-Посмотрите, сможет ли теперь комар спрятаться на зимовку?
-Кто следующий спешит к нам за помощью?
Ответ детей: -Это кузнечик.
Задание «Исследовательское».
Логопед: Что же это значит? Кто такие исследователи? Исследователи что-то изучают и делают выводы!
-Ребята, посмотрите на нашу поляну-сколько здесь насекомых! Как передвигаются насекомые?
Предполагаемые ответы детей: летают, плавают, ползают, прыгают.
-Поднимите руку команда с желтыми смайликами! Вы должны найти и отправить в желтый обруч насекомых, которые летают!
-Поднимите руку команда с красными смайликами! Вы должны найти и отправить в красный обруч насекомых, которые ползают!
Дети выполняют задание.
Логопед: -Рассаживайтесь вокруг обручей на нашей полянке. Давайте проверим, как вы справились с заданием.
-Ребята, а почему муха оказалась среди летающих насекомых? Она ведь не только летает! Что еще она умеет делать? Как передвигается?
Ответы детей: -Ползает.
Логопед: Как же быть? Муха должна оказаться и в первой, и во второй группе!
Педагог объединяет обручи, частично накладывая один на другой.
Логопед: Посмотрите, именно здесь поселятся те насекомые, которые умеют и ползать, и летать! Кто еще попадет в этот домик?
Предполагаемые ответы детей: божья коровка, жук и т.д.
Логопед: -Помогите мне собрать насекомых (убирают в контейнер).
Логопед: -Мы молодцы! Мы справились с заданием.
-Кузнечик отправляется на зимовку под корни деревьев. (на слайде)
- К нам спешит жук-рогач. Мы должны выполнить «Поисковое задание»
Задание «Поисковое»
-Жук просит нас найти в этом зале его друзей-насекомых!
-Вы видите их? Как же мы это сможем сделать? Ведь насекомые такие маленькие, что не видны невооруженному глазу!
-Может быть, нам понадобятся для поиска какие-то приборы? С помощью каких приборов можно рассмотреть что-то очень маленькое?
Предполагаемые ответы детей: -Микроскоп, лупы…
Логопед: -Давайте поищем то, что нам может помочь в поисках. (находят лупы)
Логопед: -А теперь вы можете рассмотреть насекомых? Нет, ничего не видно.
-Ребята, а ведь мы в необычном, волшебном лесу! И предметы в нем волшебные! Эти приборы работают только от солнечного света! Ох, как же далеко солнышко от нас! Солнечные лучики не смогут нам помочь… Что может заменить нам солнечный луч?
Ответы детей: -Фонарик.
Логопед:-Верно, давайте включим фонарик и попробуем рассмотреть насекомых через лупу!
Педагог подставляет лупу к фонарю, в свете луча проявляется насекомое.
Логопед: - Посмотрите, кого я нашла? (комара)
Логопед: -Я нашла комара.
Педагог подходит к каждому ребенку, он подставляет лупу к фонарю, рассматривает насекомое и составляет предложение «Я нашел….»
-Молодцы! Вы настоящие сыщики!
-Посмотрите, жук спрятался на зиму.
-Присаживайтесь на стульчики, отдохните.
-К нам летит пчелка. Ждет нас сложное задание «интеллектуальное».
Задание от Пчелки «Интеллектуальное»
-Вы знаете, что обозначает слово интеллектуальный? Кто такой интеллектуал? (выслушиваются ответы детей)
Логопед: -Это человек, очень умный, он очень много знает и постоянно стремится узнать все больше нового и интересного.
-А вы хотите узнать что-то очень интересное? Я хочу с вами поделиться интересными фактами о насекомых.
Логопед: -Насекомые – это самые-самые первые существа, которые появились на земле.
-А вы знаете, кто самый сильный на земле? Муравей! Он переносит тяжести в 10 раз больше, чем он сам! И муравьи никогда не спят!!!
-А как вы думаете, у комаров есть уши?..... Оказывается, есть! У самцов, то есть у комариков-мальчиков, уши прячутся в усах. Конечно, не такие уши, как у нас. С помощью такого органа слуха комар узнает по звуку свою подружку.
-А вы знаете, что у кузнечика кровь белого цвета? Это так!
-Самые быстрые насекомые на планете - стрекозы! К сожалению, они живут очень мало – одни день и одну ночь - сутки.
Физминутка с артикуляционной разминкой.
Логопед: -Ребята, вы засиделись на нашей полянке, устали?
-Я говорила вам, что я немножко волшебница. Я сейчас вас превращу в насекомых! (надевает таблички на детей)
-Комарики, ко мне! (выбегают комары) Какие звуки издают комары? (ззззззз)
-Растяните губы в улыбке, язычок вверх за зубками- зззззззззззззз
Комары летают по полянке.
Логопед: -Молодцы, достаточно, летите на места!
-Выбегайте, жуки! Округляем губки, язычок внутри вверх «чашечкой» -жжжжжжжжжжжжжжжж.
Жуки жужжат и «летают по полянке». Садятся на места.
Логопед: -А теперь выбегают кузнечики.
Дети: -Ччччччччччч
Логопед: -Кто превратился в сверчков? Выбегайте, прыгайте и пойте свою песенку– цццццц.
-Молодцы, а теперь все вместе – бегаем, прыгаем, летаем и поем каждый свою песенку!
-ЗдОрово у нас получилось! Замечательный оркестр насекомых! Набегались, налетались, напрыгались. Присаживайтесь на стульчики.
-Пока вы бегали и летали, не растеряли ли вы новые знания о насекомых?
-Я сейчас проверю!
Вопросы:
Логопед: -Какие существа появились на земле самыми первыми? (насекомые)
-Каким цветом кровь у кузнечика? (белая)
-А кто из насекомых самый быстрый, запомнили? (стрекоза)
-А самый сильный кто? (муравей)
-Могут ли комары слышать? Где у них уши? (в усиках)
Логопед: -Вы правильно ответили на все интеллектуальные вопросы! Посмотрите на экран, сможет ли пчелка с нашей помощью найти место для зимовки? (на экране пчела прячется в дупле)
Логопед: -Один муравей остался без помощи. Если мы справимся с последним заданием, то и ему сможем помочь.
Задание «Поэтическое»
-Ребята, кто такие поэты, вы знаете?
Предполагаемые ответы детей: - Это люди, которые сочиняют стихотворения.
Логопед: -Вот и мы с вами сейчас попробуем стать поэтами и сочинить стихотворение. Я вас научу этому. Но наше стихотворение будет необычным: из пяти строк и без рифмы! И название у нашего стихотворения необычное: синквейн.
Логопед: -Давайте попробуем!
Дети с помощью педагога составляют синквейн на тему «Муравей».
Муравей отправляется на зимовку в муравейник.
3. Заключительная часть:
-Ребята, вам понравилась наша прогулка?
-Какое задание было самым трудным для вас? Какое задание было самым интересным? А какое самым познавательным? А вы запомнили, как называется стихотворение про муравья, которое мы сочинили?
-Я благодарю вас за замечательную прогулку, за помощь насекомым. За вашу смелость и находчивость.
- Хочу подарить вам наш синквейн «Муравей». Расскажите о нем своим воспитателям, деткам и родителям. Запомнили, как составлять синквейн? Научите и других сочинять такие стихотворения! А чтоб вы точно справились с этим, я оставила вам схему составления синквейна. Он поможет вам превратить своих воспитателей и родителей в поэтов!
-До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Речевой досуг КВН «Ах, какая зимушка в гости к нам пришла!»
Данное занятие в в занимательной досуговой форме позволяет систематизировать и обобщить знания детей по лексической теме «Зима»...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)
Этот конспект и приложения к нему мне особенно дороги, потому что при его подготовке мне помогали замечательные люди. Во-первых, мама придумала стихи для зрительной гимнастики (она у меня всю жизнь до...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Мы- будущие первоклассники"
Целями занятия является расширение у детей семантического поля «Школа», а также закрепление навыка чтения слов....
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Ромашка» МБДОУ д/с № 16 г. Кропоткин, Краснодарский край, Кавказский район.Прове...
Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Лексическая тема: «Масленица. Развитие связной речи»
Лексическая тема: «Масленица. Развитие связной речи»Цель:развитие связной речи.Задачи:Закрепление знаний о праздновании Масленицы.Закрепление словаря по лексической теме.Развитие функции с...
Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Лексическая тема: «Масленица. Развитие связной речи»
Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля — начале марта....