Картотека игр и упражнений для дошкольников 6-7 лет, направленных на подготовку к освоению письменных навыков на начальном этапе школьного образования.
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Топычканова Татьяна Николаевна

В картотеке содержаться игры по закреплению пространственных представленй, упражнения на запоминание серий  движений, игры на развитие проприорецептивных ощущений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений  для дошкольников направленных на подготовку к освоению письменных навыков    на начальном этапе школьного образования

 Разминка 1

Руки потянули вверх,
Словно там висит орех. (Потягивания — руки вверх.)
Тянем в стороны потом,
Словно обнимаем дом. (Потягивания — руки в стороны.)
Ноги врозь, на пояс руки.
Влево плечи разверни.
А теперь направо. Ну-ка!
Упражненье повтори. (Вращение туловищем в стороны.)
А теперь пора попрыгать,
Как лягушка: прыг-прыг-прыг.
Кто устать боится мигом,
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)

 Разминка 2

Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А левую мы  вниз опустим.
Поменяем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным движением
Одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)

Разминка 3

Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)
А теперь руками крутим—
И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Тянем наши руки кверху,
В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Повороты вправо-влево,
Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.)

Вниз наклонимся легко,
Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.)
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке. (Дети садятся.)

Разминка 4.

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять  руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Деревья .

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
Кверху, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

Пеликен.

Вышел Пеликен на поляну,
Поклонился всем,
Вправо, влево и вперед...
Поклонился всем как мог. (Поклоны.)

 Разминка 5.

Для начала мы с тобой
Повращаем головой. (Вращение головой в стороны.)
Поднимаем руки вверх,
Плавно опускаем вниз.
Снова тянем их наверх.
Ну, дружочек, не ленись!
(Дети поднимают прямые руки над головой, потом опускают их вниз и отводят назад, потом
снова вверх, потом снова вниз и т. д.)

Ветер.

Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора. (Дети садятся.)

Клён.

Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клён.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево и вправо.)

Разминка 6.

Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. (Дети садятся.)

Разминка 7.

Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.)
Под водой плывут ерши, — (Присели.)
Плывет лодочка-краса —
Расписные паруса. (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.)

 Разминка 8.

Нам на месте не сидится,
Разминаем поясницу.
Корпус крутим влево-вправо —
Так мы отдохнем на славу. (Вращение туловищем.)
Хорошо мы отдохнули
И на место все вернулись. (Дети садятся.)

Разминка 9.

На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.)
А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком.
(Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят
назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)
Мы на коврик сядем вместе,
Вновь возьмёмся за дела

 Насос

А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем,
Влево — раз, вправо — два,
Потекла ручьём вода.
Раз, два, три, четыре — (3 раза.)
Хорошо мы потрудились.
(Наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины);
наклон влево, движение вверх правой рукой.)

 Разминка 10.

Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились
И ещё раз повторили. (Наклоны в стороны.)
Приседаем мы по счёту,
Раз-два-три-четыре-пять.
Это нужная работа —
Мышцы ног тренировать. (Приседания.)
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с вами. (Рывки руками перед грудью.)

 Разминка 11.

Не сутультесь, грудь вперед,
Плечи разверните. (Рывки руками перед грудью.)
А теперь рывки руками
Снова повторите.
Достаём рукой носочек —
Правой — левый, левой — правый.
Вертолёт летит, стрекочет,
Винт работает исправно. (Наклониться вперёд и коснуться правой рукой левой ступни,
потом наоборот, левой рукой — правой ступни.)
А теперь, как будто мячик,
Все на месте мы поскачем.
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

 Разминка 12.

Раз, два - дружно встали, (Шагаем на месте.)
Руки прямо мы поставим. (Руки на поясе.)
Три, четыре - разведем, (Руки в стороны.)
Заниматься мы начнем.
(Наклоны вперед с касанием руками носка ноги (левая рука-правая нога; правая рука-левая
нога).
С пятки станем на носок, (Поднялись на носочки, руки на поясе.)
Вправо, влево посмотрели, (Повороты головы влево-вправо.)
На носочки мы присели (Приседания.)
И как птички полетели. (Побежали по классу.)

Разминка 13.

Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным движением
одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)

 Самолёт 1.

Полетели, полетели,
Вперёд руками завертели.
А потом наоборот —
Назад помчался самолёт. (Вращение прямыми руками вперёд и назад.)

 Самолёт 2.

Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)

Разминка 14.

Вверх и вниз рывки руками
Будто машем мы флажками
Разминаем наши плечи
Руки движутся навстречу
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись
Вправо-влево наклонись
 (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай

Не спеши, не отставай
(Приседания.)
А в конце — ходьба на месте
Это всем давно известно
(Ходьба на месте.)

Гусак.

Утром встал гусак на лапки,
(Потянулись, руки вверх — вдох-выдох.)
Приготовился к зарядке.
(Рывки рук перед грудью.)
Повернулся влево, вправо,
(Повороты влево-вправо.)
Приседанье сделал справно,
(Приседания.)
Клювиком почистил пух,
* (Наклоны головы влево-вправо.)
Поскорее в воду — плюх!
(Присели.)

Разминка 15.

Шеей крутим осторожно —
Голова кружиться может
Влево смотрим — раз, два, три
Так. И вправо посмотри
(Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдёмся
(Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)
И на место вновь вернёмся
(Дети садятся.)

Разминка 16.

Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно
(Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко
Здесь видна уже сноровка
Чтобы мышцы развивать
Надо много приседать
 (Приседания.)
А теперь ходьба на месте
Это тоже интересно
(Ходьба на месте.)

Заячья зарядка
 1.Утреннее приветствие зайцев. И. п. — стоя, вдох через нос, рот плотно закрыт. Похлопывать пальцами по крыльям носа на выдохе, произносить м-м,н-н (2—3 раза).
 2. И. п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища влево, вправо.
Зайка беленький сидит
 И под кустики глядит.
Наклонился вправо — пусто,
Наклонился влево — пусто,
Не растет зимой капуста.

Силачи.
И. п. - ноги на ширине плеч, руки вверху. Руки опустить на плечи, пальцы сжать в кулаки; руки в стороны, вверх, в стороны, на плечи.
Пальцы в кулачки сожми
И на плечи опусти.
Разжимая кулаки,
В стороны их разведи.
Теперь вверх подними,
В стороны их разведи
И на плечи опусти.

 Кутх
И. п. - ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклоны туловища вправо, влево.
Кутха любит потрудиться
И ни капли не ленится.
Бьет поклоны вправо,
Бьет поклоны влево.

 Городок.
И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты головой вправо, влево.
В нашем городе все есть:
Справа — мостик небольшой,
Прямо — парк, а слева — дом.
Если хочешь все запомнить,
Посмотри опять кругом.

 Ветер елочки качает.
И. п . - ноги на ширине плеч, руки в стороны. Повороты туловища влево, вправо.
В лесу ветер разгулялся
 И стал елочки качать:
Раз - налево, раз - направо,
Раз, два, три, четыре, пять

 Вверх ладошки!

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
(Хлопки в ладоши вверху, по коленкам, по плечам, по бокам, за спиной, перед собой, слева, справа.)
По коленкам – шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
Можем  хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест-накрест руки сложим!
(Руки сложили накрест перед грудью.)

Выполнение серий (последовательности) движений

• Выполнение движений на счет. Например, 1 – хлопок перед собой,

2 – шаг на месте правой ногой, 3 – руки по швам, 4 – шаг на месте левой

ногой.

• Выполнение различных ритмов. Ведущий задавал ритм хлопками, ба-

рабаном, бубном, простукиванием по столу. Дети по очереди должны

повторить ритм с постепенным увеличением темпа выполнения.

• Маршировки. Ведущий задает последовательность движений руками и

ногами. Например, топнул один раз, хлопнул два раза. Дети повторяют.

• Отстукивание ритма вместе с проговариванием текста.

Выполнение серий движений на поверхности доски/листа

• Упражнение «Радужный орнамент». Дети выстраиваются в цепочку около доски. Ведущий маркером на доске (цветными мелками на доске, на

листе А4) прописывает элемент орнамента. Первый ребенок и следу-

ющий за ним обводят элементы разными цветами. На обычной доске

ведущий может написать графический элемент  мелом, а другой ребенок аккуратно идя по элементу стирает ее мокрой тряпкой, второй по мокрому следу пишет мелом, третий стирает и так далее. Желательно писать буквы под счет.

• Упражнение «Письмо Кутху». Детям раздаются листы размера А4,

которые располагают в вертикальном положении. Дается инструкция:

«Сейчас мы будем писать письмо Кутху, будем учить его писать элемент орнамента. Чтобы ему легче было понять, как писать, пишите крупно».

Дети на всю страницу А4 пишут элемент орнамента. Затем сворачивают лист пополам и снова прописывают букву на счет, сворачивают лист и так

далее. Позднее это может быть орнамент из нескольких элементов.

Игры направленные на развитие проприорецептивных ощущений.

«Кольца и браслеты» - упражнение выполняется очень медленно. Соединяем в кольцо большой палец и указательный левой руки и как будто бы натягиваем на палец правой руки маленькое колечко (таким образом, круговыми движениями массируем каждый палец). В этой игре можно использовать колечки из шарика Су-джоку.

Когда на все пальцы надели воображаемые кольца, тогда выполняем такие же движения на руке от запястья к плечевому суставу, как будто бы надеваем тугой браслет. Постепенно браслет натягиваем все выше и выше, до самого плечевого сустава. Затем повторяем то же самое на правой руке.

«Банька»-похлопывание всех частей тела впереди, сзади, с внутренней стороны и снаружи. Начинаем похлопывания от плечевого сустава и заканчиваем на ногах, таким образом, прохлопываем все тело.

«Ладушки» Двое играющих становятся друг против друга. Играющие одновременно хлопают в ладоши, а потом соединяют ладони перед собой (правую с левой, левую с правой). Потом ладони соединяют накрест – правую с правой, левую с левой. Затем хлопок – и снова ладони вместе. Для усложнения можно выполнять эти же движения локтями, и  «нога о ногу». Опять же важно что бы хлопки совпадали с ритмом текста:

Кони-кони-кони

Сидели на балконе.

Чай пили, в ложки били,

По-турецки говорили:

- Чабель, чалябель

-Чалябель, чабель, чабель,

Мы набрали в рот воды

И сказали всем замри.

«Повтори позу» Педагог задает телу ребенка (с закрытыми глазами) определенную позу и просите его запомнить его. Потом «снимает» эту позу и просит повторить то положение, которое было задано. Вначале эта конструкция должна быть более простой (поднятая рука), Затем постоянно усложняется (согнуться и поднять ногу; руки согнуты в локтях, мизинец и большой палец сложены «колечком»  и т.д). Далее усложнение происходит за счет разворачивания отдельных телесных поз в единую двигательную программу.

«Куда я прикоснулась?» Педагог дотрагивается до тела ребенка (пот ом до нескольких точек) и просит ребенка (с закрытыми глазами) показать. Куда прикоснулись.

 «Боди-арт» Рисование на спине (ладонях, кисти, ноге) простых фигур, линий в различных направлениях, базовых графических элементов, которые он должен узнать и изобразить на бумаге, доске.

Игра  «Угадай на ощупь» дети на ощупь узнают текстуру поверхности (стеклянный, мехово, деревянный и т.д), предмет (шарик, звездочку, ключ и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГОС ДО» с участием педагогов ДОУ и педагогов начального школьного образования

Цель семинара: повысить эффектвность работы по программе «Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГОС ДО»....

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Аннотация.  В статье раскрываются особенности преемственности дошкольного и начального школьного образования на примере  АНО СОШ «Баярд» и АНО ДО «Берлек».Abstract....

Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ как условие дальнейшей успешной социализации воспитанников с ОВЗ на начальном этапе школьного обучения.

Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи. Все это возможно при гармоничном слиянии основного и дополнительного ...

«ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ».

. Многим известно, что с  01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» дошкольное учреждение стало  первой обязательной ступенью образовательного про...

Проектная деятельность как основа формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на начальном этапе образования

Период детства — это уникальный и неповторимый период становления личности, основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей его жизни. И от того какими вырастут наши дети, малень...

Статья:Проектная деятельность как основа формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на начальном этапе образования.

Период детства — это уникальный и неповторимый период становления личности, основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей его жизни. И от того какими вырастут наши дети, малень...