Динамика формирования речи ребёнка"
консультация по логопедии (старшая группа)
Материал знакомит родителей с динамикой развития речи малыша. Позволяет родителям понять соответствует ли речь ребёнка возрасту и во время оказать нужную помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley._dinamika_formirovaniya_rechi_rebyonka.docx | 39.76 КБ |
sovety_logopeda.chtoby_ne_bylo_pozdno.docx | 56.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Динамика формирования речи ребёнка
СВОЕВРЕМЕННОЕ и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребёнка. Особенно продуктивным и важным в этом плане возрастным этапом является период раннего возраста от 1 года до 3 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребёнок овладевает основными закономерностями языка, его словарь увеличивается примерно до 800-1000 слов.
Предлагаю ознакомиться с таблицей, в которой дана последовательность появления тех или иных речевых проявлений ребёнка и обозначены возрастные нормативы их появления. Не забывайте, что возраст появления новообразований и их содержание являются примерными, а не строго обязательными, ведь все дети разные, и необходимо учитывать индивидуальные особенности и разный темп развития детей. Эта таблица приводится не для жёсткой оценки ребёнка и уровня его развития, лишь, чтобы дать возможность приблизительно ориентироваться в сроках и последовательности развития форм речи – особенно это может быть полезно для молодых родителей. В реальной жизненной ситуации эти параметры могут варьировать в зависимости от социальной и психологической ситуации развития ребёнка, его индивидуальнных особенностей, пола и других факторов. Тем не менее, если даже при благоприятных условиях развития в определенные возрастные периоды указанные формы речи у ребёнка не появляются, это должно насторожить близких.
РЕЧЕВЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕБЁНКА | ВОЗРАСТ ПРОЯВЛЕНИЯ |
Малыш интонирует крики – можете различать крики удовольствия и неудовольствия. | 1 – 2 мес. |
Гуканье, гуление-ребёнок повторяет за вами и сам произносит отдельные слоги, как будто играет с ними. | 1,5-3мес |
Лепет – ребёнок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов. Ребёнок больше реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию интонацию. | 4-5 мес |
Лепетные слова – ребёнок использует в речи «язык няни»: слова состоят из двух-трёх открытых слогов (ляля, тата, кука, др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи, проч.). Появляются реакции на сами слова вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации. Развивается ситуационная речь ребёнка, одни и те же слова могут иметь разный смысл,в зависимости отобстановки. | 8 мес, - 1год 4 мес. |
Двухсловные фразы – ребёнок, общаясь с вами , объединяет два слова, например: «дай пи» («дай пить») «папа нет» («папы нет дома») и т.п. Мозг максимально готов усвоить слова и правила их сложения во фразы. Ребёнок часто путает звуки и искажает их. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: если к 2,5 годам ребёнок не строит фраз, не обходимо обратиться к логопеду. | 1 год 6 мес. – 2 года 2 мес. |
Активный рост словаря (к трём годам ребёнок знает от 300 до 1000 слов) – ребёнок спрашивает, как это называется. Этот период усиленного развития понимания речи взрослых. Слова уже носят обобщённый, а не ситуативный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объём речи для подражания. | 1 год 9 мес. – 2 года 6 мес. |
Появление грамматических форм слова – ребёнок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др. | 2 года 4 мес. – 3 года 6 мес. |
РЕЧЕВЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕБЁНКА | ВОЗРАСТ ПРОЯВЛЕНИЯ |
Словотворчество – ребёнок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка. | 2 года 6 мес. – 3 года 5 мес. |
Ребёнок проговаривает свои действия, когда он играет с игрушками или занят ещё каким-то делом. | 2 года 4 мес. – 3 года 6 мес. |
Ребёнок овладевает речью постепенно. Обратите внимание, что до двух этот процесс носит по преимуществу неосознанный подражательный характер. Первоначально ребёнок многое пропускает, переставляет. В первую очередь малыш воспринимает то, что сильнее действует на его слух и легче артикулируется.
К 3-4 годам речь ребёнка уже сформирована и имеет лишь некоторые особенности, обусловленные психофизиологическими факторами.
Если вы обнаружили, что речевое развитие вашего ребёнка не соответствует приведённым данным необходимо обратиться за помощью к специалистам – детскому неврологу, логопеду, психологу.
Подготовил: учитель-логопед Т.А. Кейлер
Предварительный просмотр:
«Чтобы не было поздно…» (советы логопеда)
Сколько радости доставляет родителям первая улыбка, первое агуканье, первые лепетные слова малыша! Но может случиться так, что однажды родители с тревогой замечают, что сверстники ребёнка уже говорят словами и фразами, свой любимый малыш по-прежднему лепечет что-то непонятное или молчит «как партизан».
В наше время детей с речевыми нарушениями становится все больше и больше. Это связано со многими факторами: плохая экология, нездоровый и малоподвижный образ жизни родителей, неправильное питание, хронические заболевания будущих мам и пап, огромное количество родовых травм детей и патологий беременности, наследственный фактор и т. п.
Дело в том, что многие серьезные речевые нарушения можно выявить еще до трех лет. Обычно близкие ребёнка начинают интуитивно чувствовать, что ребёнок отстаёт от сверстников по уровню развития речи.
Несмотря на то, что многие нарушения психики и речи видны уже с раннего возраста, многие родители закрывают на это глаза и с уверенностью ждут «чуда», когда ребенок, как они говорят, выговорится. Проходит время,ноулучшений речи нет,и родители довольно поздно начинают «бить тревогу» и ведут ребенка к специалистам. Но время оказывается упущенным! Приведённая ниже сравнительная таблица помогает сделать выводы относительно речевого развития малыша более осознанно, учитывая важные факторы, которые влияют на развитие ребёнка.
Признаки благополучного развития речи | Признаки неблагополучного развития речи |
Физическое развитие ребёнка соответствует возрасту | Ребёнок развивается с задержкой |
Ребёнок соматически здоров, в его анамназе нет тяжёлых заболеваний | Ребёнок перенёс тяжёлые заболевания |
У ребёнка нет неврологических заболеваний | У ребёнка есть неврологические заболевания |
У ребёнка не было психотравмирующих ситуаций | Ребёнок перенёс психотравмирующую ситуацию |
Ребёнок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми | Ребёнок одинаково общается со знакомыми и инезнакомыми людьми |
Ребёнок понимает речевые инструкции, которые постепенно усложняются | Ребёнок не понимает простых просьб |
Ребёнок знает своё имя и отзывается на него | Ребёнок не отзывается на собственное имя |
Ребёнок хорошо понимает вашу речь, даже когда не наблюдает артикуляции (движения губ) | Ребёнок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ |
Ребёнок использует в общении мимику и жесты(общепринятые и собственные выразительные движения, которые дополняют сказанное) | Ребёнок не использует мимику и жесты |
У ребёнка появляются первые простые слова и фразы, которые он активно использует в речи | У ребёнка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми. |
Ребёнок говорит чисто | Ребёнок говорит гнусаво , в нос |
Ребёнок охотно повторяет за вами всё, что слышит | Ребёнок неохотно повторяет за вами слова предложения, которые он слышит |
Ребёнок активно решает свои проблемы с помощью речи | Ребёнок предпочитает решать свои проблемы «самостоятельно»,не обращаясь к вам за помощью |
Ребёнок вслушивается в свою речь и старается исправлять свои ошибки сам | Ребёнку безразлично, понимают ли его. Он говорит на одном ему понятном языке. |
По просьбе «Скажиещё раз лучше» ребёнок пробует повторить слово или фразу более правильно | Когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи ещё раз», он молчит, стиснув зубы,или уходит, как будто вас не слышал |
Речь ребёнка развивается в соответствии с возрастом | Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников |
У ребёнка хорошо развита мелкая моторика и – пальцы сильные и ловкие, ребёнок постепенно учится совершать ими всё более точные движения | У ребёнка слабо развита мелкая моторика и – пальцы слабые и неумелые (либо напряжены, либо вялые «как варёные макаронинки») |
Речевой аппарат имеет нормальное строение | У ребёнка врождённые пороки развития анатомических органов речи: разщелина губы и нёба |
Сравнительный анализ нормального и нарушенного речевого развития детей,представленный в этой таблице, помогает понять, действительно ли ребёнок отстаёт в развитии речи. Если у ребёнка присутствует хотя бы один признак неблагополучного развития речи, ему необходима помощь! И не слушайте соседских бабушек, который советуют подождать:чем раньше ребёнку будет оказана помощь, тем лучше будут успехи.
Подготовил учитель-логопед: Т.А.Кейлер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Формирование речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте"
В данном материале раскрываются особенности речевого развития детей 5 - 7 лет....
Роль фонематического слуха и восприятия в формировании речи ребёнка.
Родители часто жалуются - у моего ребенка "каша во рту", он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах - виновником подобных нарушений может быть неразвитый фо...
Консультация для родителей «Формирование речи ребёнка 6-ти лет»
Консультация для родителей«Формирование речи ребёнка 6-ти лет»Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Овла...
Консультация для родителей: "Роль семьи в формировании речи ребёнка"
Консультация "Роль семьи в формировании речи ребёнка" адресована родителям младших дошкольников. Родители, заинтересованные в своевременном развитии речи детей, познакомившись с материалами консультац...
Роль фонематического слуха и восприятия в формировании речи ребёнка
Исследователь детских речевых нарушений профессор Р.Е.Левина, изучая закономерности формирования речи детей в норме и патологии, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в овладении речью....