Консультация для родителей "Формирование речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

 В данном материале раскрываются особенности речевого развития детей 5 - 7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте

Составила:

учитель – логопед

Мажитова И.В.

Формирование речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте осуществляется с учётом возрастных особенностей, в числе которых следующие:

  1. Становление личностного типа общения, когда ребёнок оценивает происходящее с позиции общепринятых норм поведения и претендует на активную роль в происходящих вокруг него событиях;
  2. Потребность в мыслительной деятельности; любознательность, проявляющаяся в многочисленных вопросах, направленных на выяснение взаимосвязи предметов и явлений окружающего мира; способность к умозаключениям;
  3. Наличие устойчивого интереса к выполнению сложных заданий, способности испытать чувство удовлетворения от достижения цели.

В старшем дошкольном возрасте дети усваивают форму, размер, цвет, отмечают индивидуальные особенности предмета. Они знают из какого материала изготовлено изделие и могут об этом составить связный рассказ из 4 –5 предложений. Детям доступны группировка, обобщение и простейшая классификация предметов, они овладевают основными видовыми понятиями (столы, вазы) и родовыми (мебель, посуда, овощи). В старшем возрасте дети могут участвовать в беседах о животных, называть их признаки, строение их тела, окраска, различают животных на диких и домашних, также знакомятся с животными севера и животными жарких стран.

Большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки родного языка, умеют различать гласные и согласные звуки, а также определяют их по твёрдости и мягкости.

В формировании лексико – грамматических средств языка, прежде всего, обращается внимание на смысловую сторону речи, детям предлагается подумать над тем, что означает то или иное слово (холодильник – образует и хранит холод, вездеход – может пройти по любым дорогам и т.д.). Дети должны уметь образовывать однокоренные слова (кот – котик – котище), а также по аналогии разные части речи: существительных (сахарница, супница, селёдочница), глаголов (пришёл – прилетел), прилагательных (ушастый, синеглазый); причастий и деепричастий (плачущая, ревущая, не торопясь). Дети усваивают некоторые случаи переноса ударений (волк – на волков, земля – землю), форму родительного падежа множественного числа имён существительных (чулок – носков), уменьшительно – ласкательную форму существительных, образовывают сравнительную степень прилагательных («Добрые руки у наших воспитателей, но мамины ещё добрее»), используют в речи притяжательные местоимения («Моя книга»).

Дети старшего дошкольного возраста составляют рассказы из 4 – 5 предложений, пересказывают короткие рассказы с опорой на картинку и без неё, составляют описательные рассказы и загадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста: «Правильное владение родным языком – залог успешного обучения ребёнка в школе»

         Часто учителя-логопеда просят выступить на родительском собрании для родителей детей старшего и подготовительного возраста. Материал консультации поможет специ...

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 1 Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематической сторон речи ребёнка.

Описание предпосылок, необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие  фонетической и фонематичекой сторон речи ребёнка....

Консультация " Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи"

В консультации представлены советы, игры и упражнения, рекомендации  для родителей по развитию связной речи у детей старшего дошкольногоо возраста.....

Консультация для родителей (законных представителей) детей старшего дошкольного возраста по теме "Влияние музыки на эмоциональное состояние ребёнка".

Консультация для родителей (законных представителей) детей старшего дошкольного возраста по теме "Влияние музыки на эмоциональное состояние ребёнка". ...

Консультация для педагогов "Развитие лексико – грамматических средств речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи".

Формирование лексико-грамматического строя речи – это длительный и трудоёмкий процесс. Грамматический строй речи при нормальном речевом развитии ребёнок осваивает постепенно,самостоятельно, путё...