Роль фонематического слуха и восприятия в формировании речи ребёнка.
консультация по теме
Родители часто жалуются - у моего ребенка "каша во рту", он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах - виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.
Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Само по себе это не пройдёт, необходимы специальные коррекционные занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_fonematicheskogo_slukha_i_vospriyatiya_v_formirovanii_rechi_rebyonka.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль фонематического слуха и восприятия в формировании речи ребёнка.
Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.
Родители часто жалуются - у моего ребенка "каша во рту", он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах - виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.
Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Само по себе это не пройдёт, необходимы специальные коррекционные занятия.
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» К 4-м годам в норме ребёнок должен различать все звуки, должно быть сформировано фонематическое восприятие.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова "кар-ти-на" - "ти-ти-та"), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.
Другими словами: звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии, а, следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте. Эльконин Д.Б. писал: "От того, как ребенку будет открыта звуковая деятельность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка - грамматики и связанной с ней орфографии".
Звуковой состав слова является центральным моментом как при овладении грамматическим строем родного языка, так и при обучении грамоте. Сам процесс обучения грамоте, при котором развивается четкое представление о звуковом составе слова, когда ребенок овладевает умением анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков, в свою очередь оказывает влияние на более тонкое и осознанное восприятие звуковой стороны речи.
Ребёнок, общаясь с взрослыми, постепенно усваивает артикулярные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; учится различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка.
В процессе овладения системой фонем родного языка, большое значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют:
· слух и фонематическое восприятие;
· моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи.
Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. Например: трёхлетняя девочка Вера С. на вопрос: «Как тебя зовут?» отвечает: «Вея», «Тебя зовут Вея?» - «Не Вея, а Вея - я е пьявильно говоить не могу». В это время ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками; он узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.
Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например: сами-сани, почка-бочка, лиса (животное) - леса (мн. число слова лес).
Итак, если у ребёнка нарушена моторика артикуляционного аппарата и фонематическое восприятие, то тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме, и поэтому ему необходимы специальные коррекционные занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с нарушениями речи
Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с нарушениями речи.Лазуткина Т.С. учитель-логопедПронина М.И. учитель-логопед ГБОУ детский сад комбинированного вида № 583Фонематический с...
Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с нарушениями речи
Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с нарушениями речи.Лазуткина Т.С. учитель-логопедПронина М.И. учитель-логопед ГОУ детский сад комбинированного вида № 583Фонематический сл...
Статья на тему :"Влияние нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребёнка."
Речь детей с ФФН характеризуется произношением звуков: пропусками, искажениями, замеными....
Роль фонематического слуха и восприятия в формировании речи ребёнка
Исследователь детских речевых нарушений профессор Р.Е.Левина, изучая закономерности формирования речи детей в норме и патологии, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в овладении речью....
"Роль фонематического слуха и восприятия в формировании речи ребёнка"
Родители часто жалуются - у моего ребенка "каша во рту", он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах - виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух....
Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на ГМО: "Картотека игр и упражнений со звуками и словами для развития фонематического слуха и восприятия у ребёнка старшего дошкольного возраста"
Игры и упражнения со звуками и словами для развития фонематического слуха и восприятия у ребёнка старшего дошкольного возраста....
Роль фонематического слуха в формировании правильной речи и подготовке к овладению грамотой
Консультация предназначена для родителей детей подготовительной группы. Предлагаются примерные игры и упражнения для самостоятельного выполнения с детьми дома....