Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка правильного звукопроизношения, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность. Уделяя внимание постановке правильного речевого дыхания, можно избежать многих речевых нарушений в будущем.
Речевое дыхание у детей дошкольного возраста отличается от дыхания взрослых людей и имеет свои особенности:
1. Недостаточное развитие дыхательного аппарата. Если вдох и выдох слабые, то речь ребенка будет звучать тихо и неразборчиво. Иногда из-за нехватки воздуха дети не договаривают фразы до конца. Бывают случаи, когда малыш пытается успеть произнести всю фразу на вдохе, поэтому говорит быстро и не соблюдает логических пауз. Слабое развитие дыхательного аппарата может быть связано с наличием у ребенка хронических заболеваний дыхательных путей, таких как синуситы и гаймориты, а также малоподвижным образом жизни.
2. Нерациональное распределение выдыхаемого воздуха. У детей, которые недавно научились говорить, часто запас воздуха заканчивается на первом слоге, поэтому конец слова или фразы они произносят значительно тише или вовсе «проглатывают».
3. Неумение распределить дыхание по словам. Чтобы восполнить запах воздуха, ребенку приходится брать паузу, во время которой он может забыть, о чем он хотел сказать.
4. Из-за неправильно выдыхаемого воздуха могут искажаться звуки речи.
Только научившись правильно дышать (глубокий короткий вдох и плавный длинный выдох) ребенок сможет в полной мере овладеть своим голосом. Наиболее эффективными методами работы с дошкольниками являются дыхательные упражнения.
Условно их можно разделить на две большие группы, в зависимости от их цели:
- формирование правильного выдоха;
- тренировка дыхания с использованием различного речевого материала (отработка произношения звуков и их сочетаний, разучивание стихов).
Развитие речевого дыхания у дошкольников позволяет :
- ускорить процесс постановки и автоматизации звуков речи;
- увеличить количество слов, которые малыш произносит на одном выдохе;
- сформировать внятную связную речь;
- скоординировать процессы речи, дыхания и движений.
Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении. Все упражнения стоит выполнять до еды. Одежда не должна сковывать движения малыша. Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота у ребенка должны быть расслаблены. Вдох производится через нос, а выдох должен быть длинным и плавным. Необходимо следить за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями. Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут.
Для формирования правильного вдоха и выдоха мы в своей работе используем такие незамысловатые тренажёры. Их изготовить совсем несложно. Вот, например, тренажёр "Снежинка на рукавичке".
Это распечатанные на принтере картинки, которые мы заламинировали. Дыроколом проделали дырочки на обеих частях тренажёра и соединили части узкой яркой ленточкой. Ребёнку предлагается сдуть снежинки с рукавички.
По такому же принципу делаются тренажёры "Муха на листочке", "Божья коровка и ромашка", "Бабочка и цветок", "Лягушка на водяной лилии".
Одну из первых игр я делала из компакт-диска и бабочки, сложенной гармошкой.Тренажёр "Остуди горячий чай" Мы сделали при помощи целлофана. Полоску от целлофанового пакета нарезать бахромой и приклеить к красивому изображению чашки.
Тренажёр - "Осенние листочки". Здесь к картине, распечатанной в формате А4, привязаны листочки. Ребёнок, набирая воздух, дует на листики, приводя их в движение.
Все тренажёры мы храним в красивой коробке, и находится она в нашем речевом центре "Говорушки".
Чаще всего упражнения с детьми проводятся индивидуально или малыми подгруппа и в утренние или вечерние часы.
Ещё формированию правильного дыхания помогают мыльные пузыри. Дети с удовольствием с ними играют, хотя не всегда сразу удаётся выдуть пузыри в связи с неправильно направленной струёй воздуха или неправильным положением губ. Но те, кто старается и выполняет советы педагога, быстро добиваются успеха!
В результате систематических упражнений правильное дыхание у малышей формируется и, соответственно, речь становится внятнее, фразы чистыми.