Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах и словосочетаниях»
план-конспект занятия по логопедии

Цель: закрепить правильное произношение звука «Ш» в словах, словосочетаниях.

Задачи

Образовательные:

-закрепить умения  характеризовать звук «Ш» по акустическим и артикуляционным признакам.

-упражнять  в прямом и обратном счёте предметов,   в согласовании существительных с числительными, местоимениями,  прилагательными.

Коррекционные:

-Развивать  артикуляционную, общую, мелкую  моторику,  фонематический слух

-Воспитывать умения  детей делать шумный и короткий вдох носом и пассивный выдох через рот

-Пополнять словарный запас

- Развивать  логическое мышление, внимание

Воспитательные:

-Закрепить с детьми знания правил дорожного движения

-Воспитывать  навыки самоконтроля в произношении вызванного звука

Оборудование:  макет  светофора, индивидуальные зеркала, альбомные листы с изображением пяти машин, четырех шапок, трех камышей, красный, синий, зелёный карандаши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_avtomatizatsiya_zvuka_sh._chekulaeva_o.v.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема: «Автоматизация звука [Ш] в словах и словосочетаниях»

Цель: закрепить правильное произношение звука «Ш» в словах, словосочетаниях.

Задачи

Образовательные:

-закрепить умения  характеризовать звук «Ш» по акустическим и артикуляционным признакам.

-упражнять  в прямом и обратном счёте предметов,   в согласовании существительных с числительными, местоимениями,  прилагательными.

Коррекционные:

-Развивать  артикуляционную, общую, мелкую  моторику,  фонематический слух

-Воспитывать умения  детей делать шумный и короткий вдох носом и пассивный выдох через рот

-Пополнять словарный запас

- Развивать  логическое мышление, внимание

Воспитательные:

-Закрепить с детьми знания правил дорожного движения

-Воспитывать  навыки самоконтроля в произношении вызванного звука

Оборудование:  макет  светофора, индивидуальные зеркала, альбомные листы с изображением пяти машин, четырех шапок, трех камышей, красный, синий, зелёный карандаши.

Ход занятия:

1.Организационный момент

«Подскажи словечко»

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни…(машина)        

Мимо рощи, мимо яра,                               Дом на рельсах,

Мчит без дыма, мчит без пара                   Тут как тут

Паровоза сестричка                                     Всех умчит он в пять минут

Кто такая…(электричка)                             Ты садись и не зевай

                                                                        Отправляется…(трамвай)

2. «Пешеходы»

1.Логопед показывает  модель  светофора, дети вспоминают, что нужно делать, когда загорается  красный (желтый, зелёный) сигнал светофора.

2. Какую  машину нужно пропустить на дороге первой и почему?

- Маршрутное такси, «пожарная», грузовик.

-«Скорая помощь», бетономешалка, снегоуборочная.

-Автобус, «полицейская машина», самосвал.

3. Развитие мелкой моторики

Совершать попеременные движения  правой и левой руками.  Кисть правой руки лежит на столе. Поочерёдно отрывая пальцы от стола, начинать с большого пальца, а затем с мизинца, не отрывая всей ладони.  То же задание   выполнить левой рукой.

Шла по улице машина,

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофёра,

Без сигнала светофора,

Шла сама, куда не зная,

Шла машина заводная.

4. Развитие артикуляционной моторики

(упражнение  выполняется с индивидуальными зеркалами)

Вспомним  правильную артикуляцию звука  «Ш»

-губы округлены и слегка вытянуты.

-широкий язычок наверху, образует «чашечку».

-теплая струя воздушная идет по центру языка.

-горлышко «молчит».

Характеристика звука: согласный, всегда твердый, глухой.

-Машина въезжает в туннель (округлить губы при сближенных зубах; удержать под счет 1-5)

-Машина поехала по ровной дорожке (удерживать язык «лопаточкой» на нижней губе под счет от 1-5)

- Машина подъехала к высокой горке (широкий расслабленный язык положить на  верхнюю губу под счёт от 1-5)

-Машина въехала в яму (удерживать напряженную «чашечку» языка за верхними зубами под счёт от 1-5)

-У машины спустилось колесо, надо накачать шину и вытащить её из ямы:

5. Упражнение «Насос»  (из дыхательной  гимнастики  А.И Стрельниковой)

Исходное положение:

-Встать прямо, ноги чуть шире плеч, руки вдоль туловища.

-Сделать легкий поклон и одновременно шумный и короткий вдох носом.

-Затем слегка выпрямиться, пассивно выпуская воздух через нос или рот.

-Спина круглая, голова опущена.

6. Упражнение «Будь внимательным»

Накачали шину ш-ш-ш,

Завели машину ш-ш-ш,

Зашуршали шины ш-ш-ш,

И поехала машина ш-ш-ш!

Логопед медленно читает стихотворение и предлагает детям загибать пальцы на руках,  когда  услышат  звук «Ш»

В каком слове звук «Ш» звучит 2 раза?

6.Заменить первый звук в словах на звук «Ш»

Чашка-шашка, фланг-шланг, дар-шар, губы-шубы, Гарик-шарик.

7. Дидактическая игра: «Не одно и то же»

Дети повторяют за логопедом пары слов, но только в том случае, если оба слова обозначают одно и  то же. (муха-мушка, ухо-ушко, картофель-картошка,  птаха-пташка, нога-ватрушка рубаха-рубашка,  стол-гармошка,  река-речушка, старуха-старушка, книга-кошка,  лопух-лопушок,  петух-петушок)

8.  «Подскажи нужное слово»

Логопед предлагает детям подобрать нужное слово, в названии которого есть звук «Ш»

Шофер управляет…(машиной)

Поезд ведёт…(машинист)

Молоко наливаем  в…(чашку)

У собаки на шее…(ошейник)

На ёлке растёт…(шишка)

У розы колючие…(шипы)

9. Дидактическая игра: «Посчитай»

У ребёнка альбомный лист с изображением пяти  машин,  четырех шапок,  трех камышей.

Надо обвести предметы карандашами разных цветов  и посчитать в прямом и обратном порядке. Одна машина, две машины…. Пять машин…..

10. Дидактическая игра «Переставь слова так, чтобы было правильно»

Большая                              каша

Пшенный                           шкаф

Шумный                             шарф

Шерстяной                         малыш

Плюшевая                          книжка

Школьный                         мишка

Пушистый                         кувшин

Широкая                            кошка

11. «Скажи со словом ты»

Есть (ты ешь), видеть (ты видишь), молчать (ты молчишь), гулять (ты гуляешь), говорить (ты говоришь), спать (ты спишь)

12. Итог

Молодец! Какой звук сегодня был у нас в гостях? Расскажи про него, какой это звук? Чем еще занимались, что нового узнали?

Учитель-логопед Чекулаева Ольга Валериевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия «автоматизация звука «Л» в словах, во фразе».

Данное занятие проводится по закреплению звука "Л", используя ПК в виде логопедической игры-презентации....

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях»....

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях....

Конспект индивидуальной логопедической деятельности: "Автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях"

Задачи:Коррекционно-образовательные:- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ш];- умение чётко произносить звук [ш] в словах и словосочетаниях;- развитие фонематическо...

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука "Р" в словах и словосочетаниях ”

Конспект индивидульного занятия по автоматизации звука "Р" в словах и словосочетаниях....

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах». Тема: «Учим Лего- человечков звуку Л»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах»  (начинающихся на слог ло – и слог лу-) Тема: «Учим Лего- человечков звуку...