Конспект индивидуальной логопедической деятельности: "Автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ш];
- умение чётко произносить звук [ш] в словах и словосочетаниях;
- развитие фонематического восприятия и слуха;
- формирование навыка звукового анализа;
- умение подбирать противоположные по смыслу слова;
- умение согласовывать существительные с числительными;
- расширение и активизация словарного запаса.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать длительную воздушную струю;
- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание навыков самоконтроля;
- воспитание активности и внимательности;
- воспитание потребности в речевом общении;
- воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_-_kopiya.docx | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
индивидуальной логопедической деятельности
Тема: Автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ш];
- умение чётко произносить звук [ш] в словах и словосочетаниях;
- развитие фонематического восприятия и слуха;
- формирование навыка звукового анализа;
- умение подбирать противоположные по смыслу слова;
- умение согласовывать существительные с числительными;
- расширение и активизация словарного запаса.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать длительную воздушную струю;
- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание навыков самоконтроля;
- воспитание активности и внимательности;
- воспитание потребности в речевом общении;
- воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.
Оборудование:
- для обучающегося: логопедическая лягушка; пособие для дыхательной гимнастики "На пруду"; картинки (шар, утка, рак, арбуз, шуба); картинки веселой и грустной лягушки, валик Су-Джок.
- для учителя-логопеда: картинки-символы артикуляционных упражнений, зеркало, предметные картинки: шар, шапка, шашки, шуба, шило, шина, шарф, шиповник, шуруп, лапша, мишутка, мешок, пшено, картошка, ландыш, калоши, кувшинка, ковш, горошина, вишня, орешки, мышеловка, кошелек.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Ход :
- Организационный момент.
Приветствие.
Логопед: Доброе утро, Саша!
Обучающийся: Доброе утро!
Логопед: Саша, посмотри на себя в волшебное зеркало, улыбнись и скажи сам себе: «В зеркале я отражусь, где захочу – там окажусь!»
Обучающийся: «В зеркале я отражусь, где захочу – там окажусь!»
Логопед: Вот ты и оказался в логопедическом кабинете. Не забывай наше правило красивой речи:
Каждый день, всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
Сегодня к нам на занятие пришел новый гость. А узнать, кто это, ты сможешь только тогда, когда отгадаешь загадку.
Краса—девица
Петь мастерица.
Живет на болоте
В зеленом капоте,
Глаза — как плошки:
Берегитесь, мошки!
II. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Кто это?
Обучающийся: Лягушка
Логопед: Сегодня к нам на занятие пришла не просто Лягушка, а Лягушка-говорушка. (достает Лягушку, ребенок ее рассматривает, а лягушка рассказывает о себе).
Я Лягушка- Говорушка
И горжусь красой своей
И улыбкой до ушей,
Длинным красным языком-
Ребятишкам он знаком.
Свой язычок заставь трудиться,
Ведь ему нельзя лениться,
Ты за мной не отставай
Упражненья выполняй.
Покажу тебе дружок, как поставить язычок.
Будем мы с тобой дружить
И красиво говорить!
Лягушка- Говорушка хочет посмотреть, как ты будешь заниматься, но сначала послушай сказку, которую она тебе приготовила.
Жила-была на лесной опушке Лягушка- Говорушка, она была очень забавной, веселой, потому что любила распевать песенку. Вот сидит однажды лягушка- говорушка и видит стрекозку. Спрашивает она ее.
Говорушка: Ква-ква-ква, стрекозка, что с тобой случилось, почему ты не летаешь?
Стрекозка: Как же я полечу, Лягушка- Говорушка, если налетели тучи темные и намочили дождиком мои крылышки?
Говорушка: Да, вот если бы ветерок вам помог, только в такую погоду он не дует.
Стрекозка: Что же делать, кто мне поможет?
Логопед: Не переживай, стрекозка, мы тебе поможем. Мы подуем и твои крылышки обсохнут. А заодно нам помогут лягушки, которые сидят на кувшинках.
Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом. (Выставляет схему упражнения на дыхание.)
Упражнение на дыхание «Подуем на стрекозку».
Логопед: Вот и обсохли крылышки у стрекозки. Как они красиво летают! И наша лягушка заулыбалась.
Упражнение «Улыбка».
Улыбается Лягушка.
Тянет губки прямо к ушкам
Логопед: Покажи, как улыбнулась лягушка стрекозке? (Счет от 1 до 10.)
(Обучающийся выполняет).
Посмотри и тебе улыбается лягушка-квакушка, и ты ей улыбнись.
Логопед: Сидит лягушка-квакушка на лесной опушке и видит, расцвел красивый цветок, полюбовалась она его красотой, понюхала его и говорит: «Ах, как пахнет».
Давай и мы с тобой понюхаем цветок: сделаем вдох – носом, а на выдохе скажем «Ах, как пахнет».
Развеселилась лягушка-квакушка и вот запрыгал у нее язычок, вверх-вниз. Покачаемся и мы.
Упражнение «Качели».
Логопед. Улыбнись шире:
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Я все выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
Устал язычок.
Упражнение «Лопатка».
За лягушкой повтори
Широкий язык на нижнюю губку положи
Хотела лягушка-говорушка что-то сказать, да только язычок перестал ее слушаться, нужно его наказать.
Упражнение «Накажем непослушный язычок».
(Обучающийся произносит: пя-пя-пя (5 раз).
- Захотелось лягушке-говорушке попить чая, а чашечки-то нет, сделаем «чашечку».
Упражнение «Чашечка».
В гости Говорушка ждет друзей
Помоги ей стол накрыть скорей:
Язык лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесем.
Ее края к зубам прижмем.
- Наша лягушка чай любит пить с бубликами. Давай сделаем упражнение «Бублик».
Попила лягушка-говорушка чай из чашечки с бубликами, глаза от удовольствия закрыла. И ты глаза закрой. Сидит так лягушка-говорушка, тишину лесную слушает, вдруг слышит ... лошадка копытами цокает. Понравился лягушке-квакушке этот звук и давай она цокать язычком, как лошадка.
Упражнение «Лошадка».
Цок, цок, цок, цок, цок. цок.
Как лошадка скачет язычок.
Мы покажем лягушке дружно,
Как скакать лошадке нужно...
(Обучающийся цокает (от 1 до 10 раз).
Логопед: Посмотрела лягушка- говорушка по сторонам и вдруг видит: грибок растет, улыбнулась она тогда и сделала язычком грибок.
Упражнение «Грибок».
Догадаться кто бы мог
Язычок наш, как грибок.
Логопед: Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.
Понравилась тебе сказка?
Обучающийся: Да.
III. Объявление темы занятия.
Логопед: Сейчас я прочитаю тебе стихотворение, а ты слушай внимательно и подумай, с каким звуком мы будем сегодня работать.
Кот Шипит, подравШись с коШкой,
Гусь — гоняясь за АнтоШкой,
А змея — увидев мыШку,
Пар — подняв в кастрюле крыШку.
Лист ШурШит, упав под ноги,
Еж — газетой на дороге.
Обучающийся: Со звуком [ш].
IV. Произношение изолированного звука.
Логопед: Молодец, ты справился с заданием. Это звук [ш]. Давай произнесем его громко Ш-Ш-Ш, как ветер сильный дует и шумит лес, а теперь тихо ш-ш-ш, как слабенький ветерок дует. (Обучающийся произносит).
V. Развитие фонематического слуха.
Логопед:
Лягушка грустная сидит
Почему не говорит
Ты Лягушка, укажи.
Что случилось расскажи.
Он тебе будет говорить слова, а ты, где услышишь звук [ш], подними руки и потянись к солнышку:
Слова: шапка, шар, сыр, картошка, рак, шило, мыло, лягушка, шмель, лес, жук.
VII. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Наша гостья предлагает вместе с ней сделать пальчиковую гимнастику.( с валиком "Су- Джок")
Наша Лягушка хороша,
Трём ладошки не спеша.
Валиком круги катаем,
Взад-вперед его гоняем.
Им погладим мы ладошку,
Будто бы сметаем крошку,
И помнем его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
VIII. Автоматизация звука в словах.
1. Упражнение «Повторяй-ка».
Логопед: Наша Лягушка- Говорушка очень любит ходить за покупками на базар, давай перечислим, что она там покупает:
(логопед называет слова, обучающийся четко произносит слова за логопедом).
Слова: шар, шапка, шашки, шуба, шило, шина, шарф, шиповник, шуруп, лапша, мишутка, мешок, пшено, картошка, ландыш, калоши, кувшинка, ковш, горошина, вишня, орешки, мышеловка, кошелек.
2. Упражнение «Слова-рифмы».
-Логопед: Говорушка хочет поиграть с нами в слова-рифмы. Подбери к её словам другие слова с похожими окончаниями:
шина ...
- машина.
- Кошка ...
- мошка.
- Лягушка ...
- подушка.
- Мушка ...
- пушка.
- Мышка ...
- мишка.
3. Упражнение «Исправь ошибки».
Логопед: Я буду читать «перепутанные» стихи, а ты слушай и сразу же исправляй ошибки:
С другом мы играли в чашки ...
- в шашки.
- Пили чай из белой шашки ...
- чашки.
- Вылезла из норки шишка ...
- мышка.
- На нее упала мышка ...
- шишка.
- Под кустом сидели шишки ...
- мышки.
- На сосне висели мышки ...
- шишки.
- В воздухе летала кошка ...
- мошка.
Молоко лакала мошка ...
- кошка.
IX. Физкультминутка с самомассажем.
Лягушата дружно встали
Свои лапки показали (вытянули руки вперед, пальцы широко раздвинуты)
Спинки прогибаются (слегка прогнулись назад)
Лягушки улыбаются
Лапками похлопали (хлопки в ладоши)
Ладошками пошлепали.
Шлеп по грудке, по руке, (хлопать ладошками по груди, по руке)
По бокам и по спине. (хлопать по бокам, спине)
По другой руке стучали
И нисколько не устали (похлопать по второй руке)
Застучали по ногам (хлопки по ногам снизу вверх)
Шлеп-шлеп-шлеп, тарам-пам-пам!
А потом, потом, потом кулачком все разотрем
Ладошками себя погладим
И спинку свою распрямим.(Погладить себя мягкими движениями ладоней)
X. Автоматизация звука в словосочетаниях.
4. Упражнение «Повтори чистоговорки»
Лягушка- Говорушка хочет чтобы вы повторили за ней чистоговорки:
Ушка-ушка-ушка-вот она лягушка
Ушка-ушка-ушка -лягушка-говорушка
Ушка -ушка-ушка — громко квакает лягушка
Ушку-ушку-ушку — мы увидели лягушку
Ушка-ушка-ушка — живет на болоте лягушка
Ушке-ушке-ушке — скажем «здравствуйте» лягушки
7. Упражнение «Сосчитай до 5».
Логопед: У Говорушки есть подружки. Давай посчитаем сколько их. Мы будем считать до 5, используя слово «лягушка». Слушай и повторяй.
Одна лягушка
Две лягушки
Три лягушки
Четыре лягушки
Пять лягушек
XI. Домашнее задание.
Логопед: Саша, я в тетради тебе написала домашнее задание. Вместе с мамой дома, произнести слова перед зеркалом, обращая внимание на правильное произношение звука [ш]: шапка, шаль, шахматы, шайба, шоколад, шорох, шило. Подбери родственные слова к словам: кукушка, мышка, лягушка.
XII. Итог занятия.
Логопед: Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с Лягушкой- Говорушкой. Ей надо возвращаться домой в свое болото. Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?
Обучающийся: Звук [ш].
Логопед: Ты сегодня хорошо занимался. Говорушке тоже понравилось, как ты говорил, выполнял задания. Какая игра тебе понравилась больше всего?
XIII. Рефлексия. Развитие мелкой моторики.
Логопед: Лягушка дарит тебе свой портрет, только у нее их два, выбери себе веселый портрет, если тебе было сегодня было весело, и наоборот грустный портрет если нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия «автоматизация звука «Л» в словах, во фразе».
Данное занятие проводится по закреплению звука "Л", используя ПК в виде логопедической игры-презентации....
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах"
Занятие включает в себя презентацию...
Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».
Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях»....
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях....
Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука "Р" в словах и словосочетаниях ”
Конспект индивидульного занятия по автоматизации звука "Р" в словах и словосочетаниях....
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах». Тема: «Учим Лего- человечков звуку Л»
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах» (начинающихся на слог ло – и слог лу-) Тема: «Учим Лего- человечков звуку...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах и словосочетаниях»
Цель: закрепить правильное произношение звука «Ш» в словах, словосочетаниях.ЗадачиОбразовательные:-закрепить умения характеризовать звук «Ш» по акустическим и артикуляцио...