Конспект индивидуальной логопедической деятельности: "Автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

 Долгих Елена Викторовна

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ш];

- умение чётко произносить звук [ш] в словах и словосочетаниях;

- развитие фонематического восприятия и слуха;

- формирование навыка звукового анализа;

- умение подбирать противоположные по смыслу слова;

- умение согласовывать существительные с числительными;

- расширение и активизация словарного запаса.

 

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать длительную воздушную струю;

- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление.

 

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание  навыков самоконтроля;

- воспитание активности и внимательности;

- воспитание потребности в речевом общении;

- воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_-_kopiya.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

индивидуальной логопедической деятельности

Тема: Автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ш];

- умение чётко произносить звук [ш] в словах и словосочетаниях;

- развитие фонематического восприятия и слуха;

- формирование навыка звукового анализа;

- умение подбирать противоположные по смыслу слова;

- умение согласовывать существительные с числительными;

- расширение и активизация словарного запаса.

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать длительную воздушную струю;

- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание  навыков самоконтроля;

- воспитание активности и внимательности;

- воспитание потребности в речевом общении;

- воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование:

- для обучающегося: логопедическая лягушка; пособие для дыхательной гимнастики "На пруду"; картинки (шар, утка, рак, арбуз, шуба); картинки веселой и грустной лягушки, валик Су-Джок.

- для учителя-логопеда: картинки-символы артикуляционных упражнений, зеркало, предметные картинки: шар, шапка, шашки, шуба, шило, шина, шарф, шиповник, шуруп, лапша,  мишутка, мешок, пшено, картошка, ландыш, калоши, кувшинка, ковш, горошина, вишня, орешки, мышеловка, кошелек.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Ход :

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Логопед: Доброе утро, Саша!

Обучающийся: Доброе утро!

Логопед: Саша, посмотри на себя в  волшебное зеркало, улыбнись и скажи сам себе: «В зеркале я отражусь, где захочу – там окажусь!»

Обучающийся: «В зеркале я отражусь, где захочу – там окажусь!»

Логопед: Вот ты и оказался в логопедическом кабинете. Не забывай наше правило красивой речи:

     Каждый день, всегда, везде –

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Сегодня к нам на занятие пришел новый гость. А узнать, кто это, ты сможешь только тогда, когда отгадаешь загадку.

Краса—девица
Петь мастерица.
Живет на болоте
В зеленом капоте,
Глаза — как плошки:
Берегитесь, мошки!

II. Артикуляционная гимнастика.

Логопед:  Кто это?

Обучающийся: Лягушка

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришла не просто Лягушка, а Лягушка-говорушка. (достает Лягушку, ребенок ее рассматривает, а лягушка рассказывает о себе).

Я Лягушка- Говорушка

И горжусь красой своей

И  улыбкой до ушей, 

Длинным красным языком-

Ребятишкам он знаком.

Свой язычок заставь трудиться,

Ведь ему нельзя лениться,

Ты за мной не отставай

Упражненья выполняй.

Покажу тебе дружок, как поставить язычок.

Будем мы с тобой дружить

И красиво говорить!

  Лягушка- Говорушка хочет посмотреть, как ты будешь заниматься, но сначала послушай сказку, которую она тебе приготовила.

Жила-была на лесной опушке Лягушка- Говорушка, она была очень забавной, веселой, потому что любила распевать песенку. Вот сидит однажды лягушка- говорушка и видит стрекозку. Спрашивает она ее.

Говорушка: Ква-ква-ква, стрекозка, что с тобой случилось, почему ты не летаешь?

Стрекозка: Как же я полечу, Лягушка- Говорушка, если налетели тучи темные и намочили дождиком мои крылышки?

Говорушка: Да, вот если бы ветерок вам помог, только в такую погоду он не дует.

Стрекозка: Что же делать, кто мне поможет?

Логопед: Не переживай, стрекозка, мы тебе поможем. Мы подуем и  твои крылышки  обсохнут. А заодно нам помогут лягушки, которые сидят на кувшинках.

Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом. (Выставляет схему упражнения на дыхание.)

Упражнение на дыхание «Подуем на стрекозку».

Логопед: Вот и обсохли крылышки у стрекозки. Как они красиво летают! И наша лягушка заулыбалась.

Упражнение «Улыбка».

Улыбается Лягушка.

Тянет губки прямо к ушкам

Логопед: Покажи, как улыбнулась лягушка стрекозке? (Счет от 1 до 10.)

(Обучающийся  выполняет). 

 Посмотри и тебе улыбается лягушка-квакушка, и ты ей улыбнись.

Логопед: Сидит лягушка-квакушка на лесной опушке и видит, расцвел красивый цветок, полюбовалась она его красотой, понюхала его и говорит: «Ах, как пахнет».

 Давай и мы с тобой понюхаем цветок: сделаем вдох – носом, а на выдохе скажем «Ах, как пахнет».

Развеселилась лягушка-квакушка и вот запрыгал у нее язычок, вверх-вниз. Покачаемся и мы.

Упражнение «Качели».

Логопед. Улыбнись шире:

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я все выше поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Устал язычок.

Упражнение «Лопатка».

За лягушкой повтори

Широкий язык на нижнюю губку положи

Хотела лягушка-говорушка что-то сказать, да только язычок перестал ее слушаться, нужно его наказать.

Упражнение «Накажем непослушный язычок».

(Обучающийся произносит: пя-пя-пя (5 раз).

- Захотелось лягушке-говорушке попить чая, а чашечки-то нет, сделаем «чашечку».

Упражнение «Чашечка».

В гости Говорушка ждет друзей

Помоги ей стол накрыть скорей:

Язык лопаткой положи,

А края приподними,

Получилась чашечка,

Кругленькая чашечка.

Чашку в дом мы занесем.

Ее края к зубам прижмем.

- Наша лягушка чай любит пить с бубликами. Давай сделаем упражнение «Бублик».

Попила лягушка-говорушка чай из чашечки с бубликами, глаза от удовольствия закрыла. И ты глаза закрой. Сидит так лягушка-говорушка, тишину лесную слушает, вдруг слышит ... лошадка копытами цокает. Понравился лягушке-квакушке этот звук и давай она цокать язычком, как лошадка.

Упражнение «Лошадка».

Цок, цок, цок, цок, цок. цок.

Как лошадка скачет язычок.

Мы покажем лягушке дружно,

Как скакать лошадке нужно...

(Обучающийся цокает (от 1 до 10 раз).

Логопед: Посмотрела лягушка- говорушка по сторонам и вдруг видит: грибок растет, улыбнулась она тогда и сделала язычком грибок.

Упражнение «Грибок».

     Догадаться кто бы мог

     Язычок наш, как грибок.

 Логопед: Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.

 Понравилась тебе сказка?

Обучающийся: Да.

III. Объявление темы занятия.

Логопед: Сейчас я прочитаю тебе стихотворение, а ты слушай внимательно и подумай, с каким звуком мы будем сегодня работать.

Кот Шипит, подравШись с коШкой,

Гусь — гоняясь за АнтоШкой,

А змея — увидев мыШку,

Пар — подняв в кастрюле крыШку.

Лист ШурШит, упав под ноги,

Еж — газетой на дороге.

Обучающийся: Со звуком [ш].

IV. Произношение изолированного звука.

Логопед: Молодец, ты справился с заданием. Это звук [ш]. Давай произнесем его громко Ш-Ш-Ш, как ветер сильный дует и шумит лес, а теперь тихо ш-ш-ш, как слабенький ветерок дует. (Обучающийся произносит).

V. Развитие фонематического слуха.

Логопед:

Лягушка грустная сидит

Почему не говорит

Ты Лягушка, укажи.

Что случилось расскажи.

 Он  тебе будет говорить слова, а  ты, где услышишь звук [ш], подними руки и потянись к солнышку:

Слова: шапка, шар, сыр, картошка, рак, шило, мыло, лягушка, шмель, лес, жук.

VII. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Наша гостья предлагает вместе с ней сделать  пальчиковую гимнастику.( с валиком "Су- Джок")

Наша Лягушка хороша,

Трём ладошки не спеша.

Валиком  круги катаем,

Взад-вперед его гоняем. 

Им погладим мы ладошку,

Будто бы сметаем крошку,

И помнем его немножко,

Как сжимает лапу кошка. 

VIII. Автоматизация звука в словах.

1. Упражнение «Повторяй-ка».

Логопед: Наша Лягушка- Говорушка очень любит ходить за покупками на базар, давай перечислим, что она там покупает:

(логопед называет слова, обучающийся четко произносит слова за логопедом).

Слова: шар, шапка, шашки, шуба, шило, шина, шарф, шиповник, шуруп, лапша,  мишутка, мешок, пшено, картошка, ландыш, калоши, кувшинка, ковш, горошина, вишня, орешки, мышеловка, кошелек.

2. Упражнение «Слова-рифмы».

-Логопед: Говорушка хочет поиграть с нами в слова-рифмы. Подбери к её словам другие слова с похожими окончаниями:

шина ...

- машина.

- Кошка ...

- мошка.

- Лягушка ...

- подушка.

- Мушка ...

- пушка.

- Мышка ...

- мишка.

3. Упражнение «Исправь ошибки».

Логопед: Я буду читать «перепутанные» стихи, а ты слушай и сразу же исправляй ошибки:

С другом мы играли в чашки ...

- в шашки.

- Пили чай из белой шашки ...

- чашки.

- Вылезла из норки шишка ...

- мышка.

- На нее упала мышка ...

- шишка.

- Под кустом сидели шишки ...

- мышки.

- На сосне висели мышки ...

- шишки.

- В воздухе летала кошка ...

- мошка.

Молоко лакала мошка ...

- кошка.

IX. Физкультминутка с самомассажем.

Лягушата дружно встали

Свои лапки показали (вытянули руки вперед, пальцы широко раздвинуты)

Спинки прогибаются (слегка прогнулись назад)

Лягушки улыбаются

Лапками похлопали (хлопки в ладоши)

Ладошками пошлепали.

Шлеп по грудке, по руке, (хлопать ладошками по груди, по руке) 

По бокам и по спине. (хлопать по бокам, спине)

По другой руке стучали

И нисколько не устали (похлопать по второй руке)

Застучали по ногам (хлопки по ногам снизу вверх)

Шлеп-шлеп-шлеп, тарам-пам-пам!

А потом, потом, потом кулачком все разотрем

Ладошками себя погладим

И спинку свою распрямим.(Погладить себя мягкими движениями ладоней)

X. Автоматизация звука в словосочетаниях.

4. Упражнение «Повтори чистоговорки»

Лягушка- Говорушка хочет чтобы вы повторили за ней чистоговорки:

Ушка-ушка-ушка-вот она лягушка

Ушка-ушка-ушка -лягушка-говорушка

Ушка -ушка-ушка — громко квакает лягушка

Ушку-ушку-ушку — мы увидели лягушку

Ушка-ушка-ушка — живет на болоте лягушка

Ушке-ушке-ушке — скажем «здравствуйте» лягушки

7. Упражнение «Сосчитай до 5».

Логопед: У Говорушки есть подружки. Давай посчитаем сколько их. Мы будем считать до 5, используя слово «лягушка». Слушай и повторяй.

Одна лягушка

Две лягушки

Три лягушки

Четыре лягушки

Пять лягушек

XI. Домашнее задание.

Логопед: Саша, я в тетради тебе написала домашнее задание. Вместе с мамой  дома, произнести слова перед зеркалом, обращая внимание на правильное произношение звука [ш]: шапка, шаль, шахматы, шайба, шоколад, шорох, шило. Подбери родственные слова к словам: кукушка, мышка, лягушка.

XII. Итог занятия.

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с Лягушкой- Говорушкой. Ей надо возвращаться домой в свое болото. Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

Обучающийся: Звук [ш].

Логопед: Ты сегодня хорошо занимался. Говорушке тоже понравилось, как ты говорил, выполнял задания. Какая игра тебе понравилась больше всего?

XIII. Рефлексия. Развитие мелкой моторики.

Логопед: Лягушка дарит тебе свой портрет, только у нее их два, выбери себе веселый портрет, если тебе было сегодня было весело, и наоборот грустный портрет если нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия «автоматизация звука «Л» в словах, во фразе».

Данное занятие проводится по закреплению звука "Л", используя ПК в виде логопедической игры-презентации....

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».

Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях»....

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука «Р» в словах и предложениях....

Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука "Р" в словах и словосочетаниях ”

Конспект индивидульного занятия по автоматизации звука "Р" в словах и словосочетаниях....

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах». Тема: «Учим Лего- человечков звуку Л»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах»  (начинающихся на слог ло – и слог лу-) Тема: «Учим Лего- человечков звуку...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах и словосочетаниях»

Цель: закрепить правильное произношение звука «Ш» в словах, словосочетаниях.ЗадачиОбразовательные:-закрепить умения  характеризовать звук «Ш» по акустическим и артикуляцио...