Лексические темы
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Шарифуллина Альмира Мирдаяновна

Предварительный просмотр:

«ОСЕНЬ»

Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ.

Например:

- Какое сейчас время года?        

- Сейчас осень        

- Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.

- На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали разноцветными, трава засыхает. Дети пошли в школу.

Люди надели более теплую одежду.

Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку, чем характеризуются эти периоды.

  • Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.
  • Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цвет. Заканчивается отлет птиц.

Гуляя с ребенком, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы – организуйте беседу.

- Какое сегодня небо?        - Небо чистое и голубое (серое и пасмурное)

- Что произойдет с травой поздней осенью? - Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.

- Что происходит с насекомыми поздней осенью? - Поздней осенью насекомые исчезают. 

- А каким чаще бывает небо поздней осенью? - Поздней осенью небо чаще затянуто тучами.        

- А какими бывают деревья поздней осенью? - Листья желтые, красные, оранжевые. 

- Какие листья ты видишь на деревьях? - Поздней осенью деревья голые.

Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени, наклейте или нарисуйте осеннюю картинку.

                        Сентябрь, октябрь, ноябрь

                        С дождем и листопадом.

                        И птицы улетают,

                        И детям в школу надо.



Предварительный просмотр:

«ОВОЩИ»

Предложите ребенку вспомнить как можно больше названий овощей, рассказать вам, где растут овощи. (Ребенок должен вспомнить не менее 10 названий овощей).

- Овощи выращивают в огороде, в теплицах, на полях.

Предложите ребенку разделить названия овощей на слоги:

мор-ковь, свек-ла, по-ми-дор, ре-па, бак-ла-жан, о-гу-рец, ка-ба-чок, …

Попробуйте совместно придумать загадки - описания некоторых овощей. Одну загадку придумываете вы, другую – ваш ребенок. Например:

- Длинный, зеленый, хрустящий, пупырчатый. Растет в огороде на грядке. Что это? (Это огурец)

- Круглый, снаружи красный, а внутри белый, сочный, хрустящий. Растет на грядке в земле. Что это?  (Это редис)

- Овальный, фиолетовый, гладкий, блестящий. Растет в теплице или парнике. Что это? (Это баклажан).

Выучите стихотворение.

                                        Огород.

                        В огороде много гряд,

                        Тут и репа, и салат.

                        Тут и свекла, и горох,

                        А картофель разве плох?

                        Наш зеленый огород

                        Нас прокормит целый год.

Предложите ребенку нарисовать 2-3 овоща (развиваем пальчики, готовим руку к письму).



Предварительный просмотр:

«ФРУКТЫ»

Предложите ребенку вспомнить названия фруктов. Для этого можно поиграть в игру «Ты – словечко, я – словечко». (Поочередно с ребенком называйте фрукты. Побеждает тот, кто последним назовет очередной фрукт).

Вспомнит ли ребенок, что фрукты растут на деревьях в саду? Проверьте это.

Попросите ребенка вспомнить названия фруктов, которые начинаются на звук [A] (ананас, абрикос, апельсин, айва); в которых есть звук [H] (лимон, гранат, манго, мандарин).

Прочитайте ребенку стихотворение:                            

Фрукты растут на деревьях в саду.

Яркие фрукты у всех на виду.

Вот среди веток груши бочок.

Груша зеленая, как кабачок.

Яблоки красные, синие сливы.

Спелые сливы вкусны и красивы.

Персик румяный укрылся листком.

Ты с этим фруктом, конечно, знаком?

Солнечным соком лимон напоен.

Светится золотом желтый лимон.

В кроне зеленой висят апельсины,

Солнцу подставив рыжие спины.

Что за художник в нашем саду

Фрукты раскрасил у всех на виду?

Проговорите стихотворение по строчкам: взрослый читает, ребенок повторяет. Следите за правильным произношением и выразительностью речи.

Вспомните, о каких фруктах говорится в стихотворении, какие они.

На следующей странице попросите ребенка нарисовать (или нарисуйте сами) эти фрукты. Пусть он раскрасит их в такой же цвет, как говорится в стихотворении.



Предварительный просмотр:

«НАСЕКОМЫЕ»

Вспомните, каких насекомых вы знаете? (бабочка, муха, комар, муравей, оса, пчела, шмель, кузнечик, жук, стрекоза и т.д.)

Зачем нужны насекомые? (еда для птиц, рыб, животных; опыляют растения, чтобы были плоды; защищают растения от вредителей)

Побеседуйте о том, что насекомые могут быть полезными (пчела, муравей, божья коровка) и вредными (комар, муха, бабочка-белянка).

Чем насекомые отличаются от животных? (у насекомых 6-8 ног, у пауков 8 глаз)

Помогите ребёнку нарисовать и подписать картинки по теме, разделить названия насекомых на слоги, сделать звуковой анализ слов: ЖУК, МУХА, КОМАР.

Об одном из насекомых ребёнок должен составить рассказ-описание.

Подготовьте с ребёнком пересказ:

            В конце сентября исчезает большинство насекомых. Одни отложили яички и  погибли, другие забрались в какую-нибудь щель, трещинку, под кору или зарылись в землю и уснули. В последние дни сентября пропадают дневные бабочки. Они или погибают, или забираются в укромные уголки на зимовку.

Выучите с ребёнком стихотворение А. Барто. Поработайте над звукопроизношением и  выразительностью речи:

                                        Мы не заметили жука

                                        И рамы зимние закрыли,

                                        А он живой, он жив пока,

                                        Жужжит в окне, расправив крылья.

                                        И я зову на помощь маму:

                     - Там жук живой! Раскроем раму!



Предварительный просмотр:

«ДЕРЕВЬЯ ОСЕНЬЮ»

Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые. Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.

Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья» Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево, ребенок возвращает мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными.

Например:                Береза. – Золотые (желтые) березовые листья.

        Осина. – Пунцовые осиновые листья.

        Клен. – Алые (оранжевые)кленовые листья.

        Дуб. –Коричневые дубовые листья.

Проведите с ребенком пальчиковую гимнастику. Она способствует развитию тонкой (пальцевой) моторики, поможет легче запомнить относительные прилагательные дубовый, кленовый, рябиновый.

Ветер по лесу летал,         плавные волнообразные движения ладонями

Ветер листики считал:

Вот дубовый,                        загибаем пальцы на обеих руках, начиная с больших

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой.

Вот последний лист с осинки                кладем ладони на стол

Ветер бросил на тропинку.

                

«ДЕРЕВЬЯ ОСЕНЬЮ»

Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые. Например: алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.

Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья» Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево, ребенок возвращает мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными.

Например:                Береза. – Золотые (желтые) березовые листья.

        Осина. – Пунцовые осиновые листья.

        Клен. – Алые (оранжевые)кленовые листья.

        Дуб. –Коричневые дубовые листья.

Проведите с ребенком пальчиковую гимнастику. Она способствует развитию тонкой (пальцевой) моторики, поможет легче запомнить относительные прилагательные дубовый, кленовый, рябиновый.

Ветер по лесу летал,         плавные волнообразные движения ладонями

Ветер листики считал:

Вот дубовый,                        загибаем пальцы на обеих руках, начиная с больших

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой.

Вот последний лист с осинки                кладем ладони на стол

Ветер бросил на тропинку.



Предварительный просмотр:

«ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Напомните ребенку, что одной из примет осени является отлет перелетных птиц в теплые края. Знает ли он, почему птицы улетают? (Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, становится трудно добывать корм).

Предложите ребенку вспомнить названия перелетных птиц: грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди. Вспомните, какие из них водоплавающие.

Поиграйте в игру «Кто у кого?». Вы называете взрослую птицу, а ребенок говорит, как называются ее птенцы.

У скворца - … скворчата.                 У грача - … грачата

У журавля - … журавлята.             У утки - … утята.

У аиста - … аистята.                        У гуся - … гусята.

Помогите ребёнку подобрать, наклеить, подписать картинки по теме, разделить названия птиц на слоги, сделать звуковой анализ слова «УТКА».

Показывайте на картинках и спрашивайте у ребёнка:

                               - Чей это клюв?       (утиный)

                               - Чьи это ноги?        (журавлиные)

                               - Чьё это крыло?      (гусиное)

                               - Чья это шея?          (лебединая)            и т.п.

Предложите ребенку отгадать загадки, выучите одну понравившуюся.

Вдоль по берегу гуляет,                         Клином выстроились птицы,      

На лягушек нападает.                               Им на месте не сидится.

На носу повисла капля,                               Закурлыкали вдали

А зовется птица …                               Чудо- птицы …

                (ЦАПЛЯ)                                                (ЖУРАВЛИ)

Птица белая как снег.                                 Он гогочет и шипит,

Птица, что красивей всех.                         Он имеет грозный вид.

Выгибает гордо шею.                                 На широких красных лапах.

Назови ее скорее!                                 Для гусят он – просто папа.

                (ЛЕБЕДЬ)                                                        (ГУСЬ)



Предварительный просмотр:

                                  «ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».

Повторите признаки поздней осени (см. Задание 1). Выясните, знает ли ваш ребенок, какой сейчас осенний месяц и, какой скоро наступит.

Напомните, что есть съедобные и ядовитые грибы (мухомор, поганки) и ягоды (волчья ягода, вороний глаз).

Поиграйте в игру «У медведя во бору грибы ягоды беру»: поочередно говорите названия  грибов (потом лесных ягод). Побеждает тот, кто назовет гриб (ягоду) последним (боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, моховик, масленок, волнушка, сыроежка, рыжик, груздь; малина, черника, голубика, брусника, земляника, морошка, рябина, клюква, ежевика).

Попробуйте вместе с ребенком  разделить названия грибов и ягод на слоги: бо-ро-вик, ли-сич-ка, вол-нуш-ка, сы- ро-еж-ка, груздь; ма-ли-на, чер-ни-ка, мо-рош-ка…

Выясните, почему в слове «груздь» только один слог (потому что в этом слове один гласный звук).

Побеседуйте с ребенком о том, какие заготовки можно сделать из лесных ягод и грибов.

          Игра «Я – повар». Варим варенье, компот и карамель.

Из земляники - варенье земляничное, компот земляничный, карамель земляничная.

          Из брусники - …

          Из клюквы - …

          Из черники - …

          Наклейте или предложите ребенку нарисовать несколько грибов и ягод.

                                  «ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ. ГРИБЫ. ЯГОДЫ».

Повторите признаки поздней осени (см. Задание 1). Выясните, знает ли ваш ребенок, какой сейчас осенний месяц и, какой скоро наступит.

Напомните, что есть съедобные и ядовитые грибы (мухомор, поганки) и ягоды (волчья ягода, вороний глаз).

Поиграйте в игру «У медведя во бору грибы ягоды беру»: поочередно говорите названия  грибов (потом лесных ягод). Побеждает тот, кто назовет гриб (ягоду) последним (боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, моховик, масленок, волнушка, сыроежка, рыжик, груздь; малина, черника, голубика, брусника, земляника, морошка, рябина, клюква, ежевика).

Попробуйте вместе с ребенком  разделить названия грибов и ягод на слоги: бо-ро-вик, ли-сич-ка, вол-нуш-ка, сы- ро-еж-ка, груздь; ма-ли-на, чер-ни-ка, мо-рош-ка…

Выясните, почему в слове «груздь» только один слог (потому что в этом слове один гласный звук).

Побеседуйте с ребенком о том, какие заготовки можно сделать из лесных ягод и грибов.

          Игра «Я – повар». Варим варенье, компот и карамель.

Из земляники - варенье земляничное, компот земляничный, карамель земляничная.

          Из брусники - …

          Из клюквы - …

          Из черники - …

          Наклейте или предложите ребенку нарисовать несколько грибов и ягод.



Предварительный просмотр:

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ. СОДЕРЖАНИЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ»

Предложите ребенку вспомнить названия домашних животных (корова, лошадь, собака, кот, коза, свинья, овца, кролик). Знает ли он, почему они называются домашними? (Приносят человеку пользу, а человек за ними ухаживает).Рассказать, где содержат домашних животных (собака живет в будке, овца - в овчарне, корова - в хлеву и т.д.) и как за ними ухаживают.

Помогите  ребенку разделить названия домашних животных на СЛОГИ, а затем назвать сначала животных, в названиях которых один слог (конь, бык, кот), потом животных, в названиях которых два слога (кро-лик, ба-ран, свинь-я, ко-за, ло-шадь), три слога (ко-ро-ва, со-ба-ка).

Выясните, помнит ли ребенок названия детенышей домашних животных? Поиграйте с ним в игру «Кто у кого?»

У козы – козленок (козлята).                          У собаки -щенок(щенята)

У кошки – котенок (котята).                  У овцы -ягненок (ягнята)

У крольчихи – крольчонок (крольчата).          У коровы  -теленок (телята)

У свиньи – поросенок (поросята).                  У лошади -жеребенок (жеребята)

Следующее задание позволит потренировать ребенка в образовании притяжательных прилагательных. Предложите ему ответить на ваши вопросы:

- Чей это хвост (бараний, овечий, козий, коровий,…)          

- Чье это ухо? (баранье, овечье, козье, коровье,…)

- Чья это голова (баранья, овечья, козья, коровья,…)

- Чьи это рога? (бараньи, овечьи, козьи, коровьи,…)

Составьте рассказ-описание об одном животном, о двух-трёх – загадки-описания. Например: Это корова. Корова – крупное домашнее животное. У неё есть туловище, большая голова, две пары ног, хвост. На голове у неё рога, большие глаза, ноздри, рот. У коровы есть вымя. Она даёт человеку молоко. Человек держит корову в коровнике, кормит её сеном, овощами. Её детёныш называется – телёнок.

Домашнее  животное среднего размера. Живёт в конуре. Сторожит дом своего хозяина. (Собака).

Сделайте звуковой анализ слова  «КОТ»

Выучите с ребенком стихотворение (для лучшего запоминания на следующей странице нарисуйте или наклейте картинки домашних животных в той последовательности, как о них говорится в стихотворении).

                                        Мои друзья.

                На подворье нашем

                Овцы и барашек,

                Свинья с поросенком

                И коза с козленком.

                                Добрый пес Трезорка

                                И корова Зорька,

                                Лошадь, жеребята,

                                Кролики, крольчата.

                Все они хорошие,

                Я их всех люблю.

                Я их всех водичкой

                Утром напою.



Предварительный просмотр:

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ. ПОДГОТОВКА ЖИВОТНЫХ К ЗИМЕ».

Предложите ребенку вспомнить названия диких животных  наших лесов и их детенышей (медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, ёж, рысь). Это можно сделать, используя уже известную вам игру с мячом. Вы бросаете друг другу мяч и называете животных. Затем, называете животное, ребенок - его детеныша.

Знает ли ребенок, что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище? А как называются жилища диких животных? Проведите игру «Чей дом?». Она поможет закрепить знания по теме и поупражняет ребенка в образовании притяжательных прилагательных.

- Как называется жилище медведя?                - Как называется жилище волка?

- Жилище медведя называется берлога.                - Жилище волка называется  логово.

- Берлога – чье жилище?                                - Логово – чье жилище?

- Медвежье.                                                - Волчье.

- Как называется жилище лисы?                        - Как называется жилище белки?

- Жилище лисы называется нора.                        - Жилище белки называется дупло.

- Нора – чье жилище?                                - Дупло – чье жилище?

- Лисье.                                                - Беличье.

Побеседуйте о том, как дикие животные готовятся к зиме (линька – смена шерсти с легкой на более теплую; смена цвета шубок; впадение в спячку, расходуя накопленный жир; запас еды на зиму).

Помогите ребенку разделить названия диких животных на слоги и назвать: сначала тех животных, названия которых делятся на два слога (ка-бан, мед-ведь, ли-са, бар-сук, за-яц, бел-ка, бо-бер), потом – тех животных,  названия которых делятся на  один слог (ёж, лось, рысь, волк).

Сделайте звуковой анализ слов: волк, лиса, лось.

Об одном из животных ребёнок должен составить рассказ-описание, о двух-трёх – загадки-описания.

Проверьте уровень развития фонематического слуха вашего ребенка. Сможет ли он вспомнить названия диких животных начинающихся с твердого согласного [Б] (бобер, барсук) и мягкого согласного [Б`] (белка).

Предложите ребенку отгадать загадку - шутку о диких животных. Сможет ли ребенок определить, о скольких животных эта загадка? Нарисуйте или наклейте отгадки. А если у ребенка будет желание, то помогите  выучить ее.

Морда в белую полоску.

Лапу он сосет, как соску.

На колючках листья носит.

В серой шубке, если осень.

                          (Барсук, медведь, ёж, заяц)

                             Учимся пересказывать небольшие тексты.

                                                               Последние ягоды.

Поздней осенью на болотах поспевает клюква. Она растет на кочках, ягоды лежат прямо на мху. Ягоды видны издалека, а стебельки незаметны. Но если присмотришься, увидишь, что на моховой подушке протянулись тоненькие нити, а на них жесткие блестящие листочки.

                                                                        (по И. Павловой).

Прочитайте текст. Спросите понял ли ребенок, о чем ему прочитали. Прочитайте текст еще раз и  организуйте беседу по прочитанному. Для этого задавайте вопросы ( по каждому предложению) и просите отвечать на вопрос полным ответом. Затем пусть ребенок послушает текст еще рази попробует  пересказать весь текст целиком.



Предварительный просмотр:

«ОСЕННИЕ ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ».

Помогите ребенку вспомнить, какие у него есть одежда, обувь, головные уборы, и ответить на вопрос:

- Почему в разные сезоны люди носят разные обувь, одежду, головные уборы. (Одежда, обувь, головные уборы должны соответствовать сезону и погоде).

Проверьте, использует ли ваш ребенок в речи сложноподчиненные предложения. Пусть даст полные ответы на вопросы:

- Почему осенью тебе нужны резиновые сапожки?

- Осенью ношу резиновые сапожки, потому что идут дожди, кругом лужи, можно промочить ноги.

- Почему летом ты не носишь шубу?

- Я не ношу летом шубу, потому что жарко.

- Почему ты не пойдешь зимой гулять в босоножках?

- Зимой не носят босоножки, потому что в них замерзнут ноги.

Предложите ребенку разделить на слоги следующие слова: шап-ка, паль-то, бе-рет,

са-по-ги, крос-сов-ки, плащ.

А теперь пусть ребенок вспомнит названия одежды, начинающиеся с твердого согласного  звука [П] (пальто, платье, плащ), с твердого согласного звука [Ш] (шарф, шапка, шорты); названия обуви, начинающиеся с твердого согласного [Б] (ботинки, босоножки), с согласного твердого [С] (сапоги, сандалии); названия головных уборов, содержащие звук [K] (платок, бейсболка, шапка, косынка).

Вместе с ребёнком сделайте заголовки: Одежда. Обувь. Головные уборы. Помогите нарисовать, подписать, разделить на слоги картинки по теме. Сделайте звуковой анализ слов: шарф, тапки, шапка.

По одной из картинок ребёнок должен составить описательный рассказ. Например:

Это куртка. Куртка – это тёплая одежда. Её носят весной или осенью. Эта куртка красная, непромокаемая. У неё есть капюшон и два кармана. Она застёгивается на молнию.

      Потренируйте ребёнка в образовании прилагательных от существительных по теме:

Шорты из вельвета  (какие?) –  вельветовые.

Сапоги из резины    (какие?) – резиновые.

Шляпа из соломы    (какая?) – соломенная.       и т.п.

Проверьте, знает ли ребенок, как называются некоторые детали одежды. Это задание позволит проверить соответствие уровня развития словаря ребенка возрастной норме.

Поиграйте в игру «Подскажи словечко»:

В нем ношу платок, монетки,                                 Нет у юбки и у майки,

Для сестрички две конфетки,                                Есть у платья и фуфайки.

Болтик, гвоздь, один банан.                                У плаща их тоже два.

Назови его!                                                        Догадались?..

                        (карман)                                                        (рукава)

                                               Есть, ребята, он у куртки.

                                           Мне он нужен на прогулке.

                                        От дождя спасает он.

                                        Что же это?

                                                        (капюшон).

Выучите с ребёнком стихотворение:

Не растут, к несчастью, брюки                                    Мастера пустили в дело

И у платьев рукава.                                                       Иглы, ножницы, утюг,

Но растут всё время руки, ноги, шея, голова.            За шитьё взялись умело

Мальчики и девочки                                                     Много быстрых, ловких рук.

Становятся большими,                                               - Получайте свой заказ!

Надо, чтоб одежду                                                        Всё по мерке, в самый раз.

Им по мерке шили.



Предварительный просмотр:

«ЗИМА. ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ».

Выясните, знает ли ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы о зиме и объясните, что отвечать на них нужно полными предложениями. Например:

- Какое сейчас время года?

- Сейчас зима.

- Почему ты так думаешь? Постарайся перечислить все приметы зимы.

- На улице мороз, земля покрыта снегом, снег лежит на ветках деревьев и на крышах домов, водоемы подо льдом. Люди надели теплую зимнюю одежду. Дети катаются на лыжах, санках и коньках, лепят снеговиков и играют в снежки. Прилетели снегири.

Помогите ребёнку нарисовать такую картинку, на которой их будет как можно больше.

Выясните, знает ли ребенок название зимних месяцев. Следующее четверостишье поможет их запомнить.

Декабрь, январь, февраль

Проходят чередой

С морозом, со снежком,

С Рождественской звездой.

Помогите ребенку подобрать как можно больше прилагательных к каждому существительному.

Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.

Лед (какой?) – гладкий, блестящий, холодный, твердый.

Сосулька (какая?) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.

Снежинка (какая?) – белая, легкая, узорная, красивая, холодная, хрупкая.

Сугроб (какой?) - …

Предложите ребенку выбрать слова из предыдущего упражнения, начинающиеся со звука «С» (снег, снежинка, сугроб…). С какого звука начинается слово «лед»? (с мягкого согласного «Л»)

Выучите с ребенком стихотворение, поработайте над звукопроизношением и выразительностью речи.

В ЗИМНЕМ ПАРКЕ

В парке зимнем, в парке сонном

Под периной снежной склоны.

Елки в шишках как в сережках.

Мы гуляем по дорожкам

Кто на лыжах, кто на санках,

Лепим бабу на полянке.

Удивляются пичуги:

«Что слепили тут подруги?

Выясните, помнит ли ребенок, каких птиц называют зимующими, чем они питаются, как им можно помочь.

  • Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края осенью. Это сова, сорока, ворона, воробей, голубь. Некоторые зимующие птицы прилетают к нам с севера. Это снегирь, синица, свиристель, щегол, клест. Снегирь и свиристель любят рябину. Щегол питается семенами некоторых растений. Всем зимующим птицам трудно найти корм зимой. Надо помогать птицам, развешивать кормушки, насыпать в них корм: пшено, хлебные крошки, семена и сушеные ягоды. Для синичек можно подвешивать кусочки несоленого сала.

Потренируйте ребенка в слоговом анализе. Пусть разделит на слоги названия зимующих птиц и скажет, какое название содержит наименьшее количество слогов (клест – 1 слог), а какие наибольшее (со-ро-ка, во-ро-на, во-ро-бей, сви-рис-тель – 3 слога).

Помогите ребёнку нарисовать зимующих птиц или подобрать картинки и подписать их. Пусть ребёнок попробует составить описательный рассказ об одной из них.



Предварительный просмотр:

«Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы,
из которых сделана мебель»

Рассмотрите с ребенком мебель, которая есть у вас дома. Сходите на экскурсию в мебельный салон или в мебельный магазин. Побеседуйте с ребенком о названии разных предметов мебели, обратите его внимание на части мебели и материалы, из которых она сделана.

Побеседуйте о том, какая мебель должна стоять на кухне, в гостиной, в спальне, в детской.

Попросите ребенка составить описательный рассказ о любом из предметов мебели. Например: Это диван. Он стоит в гостиной. Он большой, мягкий, удобный, красный. У него есть сиденье, спинка и подлокотники. На диване можно сидеть и отдыхать, можно прилечь на диван и почитать книгу.

        Проверьте, умеет ли ребенок употреблять в речи простые и сложные предлоги. Возьмите мячик и выполните действия с ним, а ребенок пусть комментирует ваши действия. Например:

- Мячик лежит на письменном столе.                        

- Мячик упал со стола.

- Мячик закатился под стол.

- Мама достала мячик из-под стола.

Предложите ребенку отгадать, а потом выучить первую загадку:

В квартире нашей новый дом,      

Живет посуда в доме том.

В нем место есть и для конфет.

Он называется … (буфет)

        Предложите ребенку выполнить вместе с вами пальчиковую гимнастику. В тексте гимнастики выделены относительные прилагательные, которые помогут обогатить словарь ребенка.

В нашей комнате – столовой –          

Есть отличный стол дубовый,

Стулья – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые,

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне –

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате, и березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке – центр музыкальный.

        Предложите ребенку вспомнить названия мебели, начинающиеся со звуков «К» (кровать, кресло, комод), «С» (стол, стул, софа), а потом разделите эти слова на слоги (кро-вать, крес-ло и т.д.).



Предварительный просмотр:

«Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана
посуда».

Рассмотрите с ребенком посуду, которая есть у вас дома. Сходите на экскурсию, в магазин, где продается посуда. Побеседуйте о назначении посуды. Обратите внимание ребенка на части посуды и материалы, из которых она сделана. Придя домой, поиграйте в игру с мячом «Какой? Какая? Какие?». Вы бросаете ребенку мяч и называете предметы посуды; ребенок ловит мяч, говорит, какие они и возвращает мяч вам. Например:

Ложки (какие?) – серебряные.

Тарелки (какие?) – фарфоровые,

Кастрюля (какая?) – эмалированная.

Ваза (какая?) – хрустальная.

Побеседуйте с ребенком о том, что посуда бывает чайной, кофейной, столовой, кухонной. Пусть он подберет по несколько названий посуды каждого вида.

Предложите ребенку вспомнить названия посуды, состоящие из одного слога (ковш, нож), из двух слогов (лож-ка, вил-ка, чаш-ка), из трех слогов (та-рел-ка, каст-рю-ля), из четырех слогов (по-ва-реш-ка). Сделайте звуковой анализ слов ковш, чашка, ножик.

Помогите ребёнку сделать заголовки, нарисовать картинки, подписать их, разделить слова на слоги,

Об одном из предметов посуды ребёнок должен придумать загадку-описание, о другом – рассказ-описание.

Выучите с ребёнком небольшой отрывок из стихотворения «Федорино горе» К.И. Чуковского. Следите за правильным произношением, чёткостью дикции и выразительностью речи. Например:

А за ними блюдца, блюдца -

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся -

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

На стаканы - дзынь!- натыкаются,

И стаканы - дзынь!- разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:

"Вы куда? куда? куда? куда? куда?"

А за нею вилки,

Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки

Скачут по дорожке.



Предварительный просмотр:

«ТРАНСПОРТ. ВИДЫ ТРАНСПОРТА. ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ».

Вместе с ребенком понаблюдайте за транспортом на улице города. Выясните, что знает ребенок о транспорте, помнит ли, для чего предназначен грузовой и пассажирский транспорт, что существует пять видов транспорта: дорожный, железнодорожный, водный, воздушный, подземный. Вспомните, кто, каким транспортом управляет.

Машиной управляет водитель.
Поездом - … (машинист).
Самолетом - … (летчик, пилот).
Кораблем - … (капитан) и т.д.

Предложите ребенку разделить на слоги слова: трам-вай, так-си, мет-ро, гру-зо-вик, ав-то-бус, трол-лей-бус. Пусть он сделает звуковой анализ слов: фары, машина, капот.

Для развития фонематических представлений ребенка предложите ему вспомнить названия видов транспорта, которые начинаются со звука «Т» (такси, трамвай, троллейбус), которые содержат звук «К» (корабль, грузовик, катер, такси), которые содержат звук «С» (автобус, тролейбус).

Предложите ребенку составить описательный рассказ о транспорте. Например: Это автобус. Автобус – дорожный пассажирский транспорт. Он большой, жёлтый, металлический. У него просторный салон, кабина водителя. У автобуса четыре колеса, две двери, большие стеклянные окна, большие фары. Автобусом управляет шофёр.

Отгадайте и выучите с ребёнком загадку:

Под землёй огни горят.                            Их видно повсюду, их видно из окон,

Под землёй дворцы стоят.                       По улице движутся быстрым потоком,

Под землёю чудо мчится,                        Они перевозят различные грузы:

Каждый может прокатиться.                   Кирпич и железо, зерно и арбузы.

               (Метро)                  За эту работу мы их полюбили.

                                                Они называются       …

                                                                                         (автомобили)  

Проведите с ребенком соревнование: предложите выучить скороговорку, отработать правильное произношение всех звуков в ней, а затем три раза произнести ее в быстром темпе. У кого это получится лучше?

Об коряги корабль все борта расцарапал.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние задания для родителей по лексическим темам. Тема «Транспорт". Тема "Посуда".

Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить внимание, вербальную память, логическое мышление....

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Лексический материал для родителей детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Наши защитники"

Рекомендации для родителей, словарь, игры и упражнения по теме "Наши защитники"...