Консультация для педагогов «Развитие детей с нарушениями слуха»
консультация по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_2.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Развитие детей с нарушениями слуха»
Развитие детей с нарушениями слуха
Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Эти особенности не позволяют им развиваться эффективно, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Основной задачей сурдопсихологии является обнаружение компенсаторных возможностей, за счет которых могут быть преодолены недостатки слуха, получено достаточное образование, обеспечено участие в трудовой деятельности.
В настоящее время наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям с нарушенным слухом является их обучение в специальных детских садах и школах, а так же в специальных группах и классах при массовых общеобразовательных учреждениях. В них ведется целенаправленная работа по воспитанию и обучению детей с нарушенным слухом, начиная с 1,5- 2-х лет. Педагогическое воздействие направлено на обеспечение общего развития ребенка (его двигательной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы), т.е. оно ведется в тех же направлениях, что и в детских садах для слышащих детей. В ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется развитию речи детей, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны речи, развитию мышления. С двухлетнего возраста начинается целенаправленная работа по обучению слабослышащих детей грамоте (чтению и письму печатными буквами). Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенку полноценное восприятие речи через чтение и полноценное ее воспроизведение с помощью письма.
В зависимости от степени потери слуха принято различать две категории: глухоту и тугоухость (слабослышание). Основным критерием для отнесения человека к той или иной категории слуховой недостаточности должна быть возможность восприятия речи. Считается, что к тугоухости можно относить только те степени длительного понижения слуха, при которых испытываются затруднения в обычном речевом общении с окружающими. Степень этих затруднений может быть различной, но, в отличие от глухоты, восприятие речи (хотя бы и громкой, у самого уха) все же сохранено. Наличие же восприятия только отдельных тонов при невозможности восприятия речи должно рассматриваться как глухота.
Развитие речи детей с нарушениями слуха проводится по нескольким направлениям:
– лексическо-семантический уровень (слово);
– синтаксический уровень (словосочетания и предложения);
– уровень текста.
Лексико-семантический уровень.
В процессе обучения ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении происходит значительное, но недостаточное расширение и пополнение словарного запаса. Одним из основных условий успешного формирования лексического запаса речи является то, как в процессе обучения раскрывается значение слова ребенком. Необходимо использовать различные методы и приемы раскрытия значений новых слов, уточнения или расширения значений уже известных. Такие методы и приемы можно разделить на группы: наглядные, вербальные и смешанные.
Наглядные приемы для расширения лексического запаса речи:
- использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов, игрушек, картинок, изображений);
- демонстрация слайдов, учебных фильмов;
- демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.
Вербальные приемы для расширения лексического запаса речи:
- подбор синонимов, антонимов;
- перефразирование, передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами (затаился – сидел тихо, не шевелился);
- подбор определений (полустанок – маленькая железнодорожная станция);
- морфологический анализ структуры слова (снегопад – снег падает);
- подбор к родовому понятию видовых (лесные богатства – это грибы, ягоды);
- негативные определения (беспорядок – нет порядка);
- тавтологические толкования (кожаные сапоги – сапоги, сшитые из кожи);
- опора на контекст – незнакомое слово помещается в контекст, который позволяет детям самим догадаться о значении слова (не удержался – Мальчик не удержался на ногах и упал на землю).
Смешанные приемы для расширения лексического запаса речи используются при объяснении понятий отвлеченного характера. Например, ранняя осень - подбор иллюстраций (наглядный прием) и подбор антонима – поздняя осень (вербальный прием).
Синтаксический уровень.
а) Употребление диалогических форм речи:
Упражнения в употреблении диалогических форм речи играют большую роль в успешном развитии речевого общения, в осуществлении самостоятельных контактов слабослышащих детей с окружающими людьми. Чтобы научить учащихся словесному общению, необходимо совершенствовать умение слушать и понимать диалогическую речь, ставить перед детьми цель – запомнить содержание того или иного разговора, реплики, вопроса и ответа на него. Эта задача достаточно сложная для слабослышащих детей, и реализация ее требует определенной последовательности:
- повторение реплик учителя или одноклассников на уроке ("Повтори, что я сказала"; "Повтори, что сказала Аня");
- повторение того, что было сказано вчера ("Что сказал папа?"; "Что ответила мама"?; "О чем говорила Аня"?);
- запоминание и повторение того, что будет говорить то или иное лицо ("Запомни, о чем будет завтра говорить брат"; "Запомни, о чем утром будет спрашивать отец"; "Запомни свой ответ");
- создание наглядных или словесных ситуаций, которые побуждали бы учащихся к тем или иным высказываниям: Где мел? Где губка? и т.п. Вопросы учащихся обязательно должны быть мотивированы необходимостью выполнить это или иное задание (мел требуется для того, чтобы записать задание; губка нужна для того, чтобы вытереть доску);
- придумывание реплики к заданной ситуации, например: "К тебе во дворе подошел человек. Он спросил, как пройти к директору школы. Как ты ему ответишь?"; "Ты приехал в незнакомый город на автобусе. Тебе нужно через два часа уехать на поезде. О чем ты спросишь прохожего?"
б) Описательно-повествовательная речь.
Развитие описательно-повествовательной речи происходит в единстве со всем процессом формирования речи: обогащением ее лексикой и овладением грамматическими формами. В описательно-повествовательной речи используются наиболее сложные языковые средства. Развитие описательно-повествовательных форм речи требует применения различных методических приемов:
- подбор картинок, иллюстраций к предложению;
- подбор предложений, которые относятся к данной картине (например, к описанию весны);
- самостоятельное составление предложений и вопросов по картинкам, изображениям;
- описание картин с изображением помещений, пейзажей без действующих лиц, сюжетных картин по вопросам, плану, опорным словам и фразам;
- составление рассказов по серии картинок;
- составление рассказа о возможных предшествующих или последующих событиях по содержанию картинки.
Уровень текста.
Необходимым условием, обеспечивающим понимание содержания текста, является правильная организация чтения. В процессе раскрытия содержания любого произведения важно учитывать особенности понимания слабослышащими детьми читаемого текста.
Работа над содержанием произведения включает различные этапы, во время которых происходит как формирование сознательности чтения, так и выработка активного отношения учащихся к читаемому тексту:
а) Вступительная беседа с предъявлением наглядного материала с целью мотивации к чтению, выявления уровня владения представленной в тексте темой, активизации словаря по теме, так как понимание темы — одно из условий осмысленного чтения, правильного изложения содержания прочитанного;
б) Самостоятельное чтение текста.
в) Проверка усвоения содержания прочитанного в целом. Используются ответы на вопросы по прочитанному тексту, демонстрация основных событий текста, поиск предложений в тексте по заданию учителя;
г) Подробный анализ текста всего рассказа. Например, делят текст на части, составляют план, выбирают из текста слова и выражения, которые относятся к характеристике героя рассказа (к описанию внешности, поступков героев, их внутренних качеств), происходящего явления и т.п.;
д) Устный пересказ и изложение в письменной форме содержания прочитанного.
Успешное обучение ребенка с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении зависит не только от "багажа знаний", но и от умения общаться: слушать и понимать речь, моделировать коммуникативную ситуацию в соответствии с определенными целями и задачами, ориентироваться на партнера, последовательно излагать свои мысли. Развитие слухового восприятия у таких детей – одна из важнейших составляющих успешности их обучения. Поэтому необходимо предусмотреть подключение к целенаправленной и систематической работе с такими детьми логопеда дошкольного учреждения/ школы.
Развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).
Часть детей с такой патологией не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.
Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами. Детский церебральный паралич (ДЦП)– это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка.
ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга на ранних этапах развития (во внутриутробный период, в момент родов и на первом годужизни). Двигательные расстройства у детей с ДЦП часто сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, с нарушениями функций других анализаторов (зрения, слуха). Поэтому эти дети нуждаются в лечебной, психолого-педагогической и социальной помощи.
Отмечают различные виды патологии опорно-двигательного аппарата:
1. Заболевания нервной системы:
- детский церебральный паралич;
- полиомиелит.
2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:
- врожденный вывих бедра;
- кривошея;
- косолапость и другие деформации стоп;
- аномалии развития позвоночника (сколиоз);
- недоразвитие и дефекты конечностей;
- аномалии развития пальцев кисти;
- артрогрипоз (врожденное уродство).
3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:
- травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей;
- полиартрит;
- заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);
- системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
2. Причины нарушений опорно-двигательного аппарата:
1. Внутриутробная патология (в настоящее время многими исследователями доказано, что более 400 факторов могут оказать воздействие на ЦНС развивающегося плода, особенно в период до 4 мес. внутриутробного развития):
- инфекционные заболевания матери: микробные, вирусные (за последние годы распространённость нейроинфекций возросла, особенно вирусных – таких, как гриппозные, герпес, хламидиозы и др.);
- последствия острых и хронических соматические заболевания матери (сердечно-сосудистые, эндокринные нарушения);
- тяжелые токсикозы беременности;
- несовместимость по резус-фактору или группам крови;
- травмы, ушибы плода;
- интоксикации;
- экологические вредности.
2. Родовая травма, асфиксия.
3. Патологические факторы, действующие на организм ребенка на первом году жизни:
- нейроинфекции (менингит, энцефалит и др.);
- травмы, ушибы головы ребенка;
- осложнение после прививок.
Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения ДЦП.
Коррекция двигательных нарушений.
1.Уроки ЛФК, физиотерапевтическое, ортопедическое и медикаментозное лечение.
2.Уроки физкультуры, ритмики, физкультминутки на общеобразовательных уроках, час двигательной активности (свободной, либо специально организованной формы проведения).
3.Уроки труда (развитие элементарных трудовых умений и навыков трудового самообслуживания).
4.Коррекционные занятия с сурдопедагогом, логопедом (артикуляционная гимнастика, дыхательные, голосовые упражнения).
5.Дополнительные кружковые занятия по айкидо, баскетболу и другим видам спорта.
6.Соблюдение охранительного двигательного режима.
Коррекция сенсорных нарушений.
Подразумевает:
1.Развитие слухового восприятия.
2.Формирование произношения, звукобуквенного анализа.
3.Обучение грамоте, чтению и письму.
4.Расширение пассивного и активного словаря.
5.Активизация устной речи.
6.Коррекцию зрительных нарушений в системе коррекционных занятий с тифлопедагогом.
7.Выполнение учителем рекомендаций тифлопедагога. Включение в урок, занятие элементов зрительной гимнастики, пальминга, соляризации.
8.Соблюдение охранительного зрительного режима.
9.Рекомендаций сурдопедагога.
Коррекция познавательной деятельности.
1.Расширение запаса общих сведений об окружающем мире через уроки развития речи, грамматики, природоведения, чтения, трудового обучения и т.д.
2.Развитие основных мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, отвлечения) в системе уроков, индивидуальных занятий с учителем,психологом , сурдопедагогом.
3.Коррекция познавательной деятельности в системе общеобразовательных предметов, внеклассных мероприятий (коррекционные задачи урока).
4.Формирование умения использовать полученные знания на практике (организация внеурочной деятельности в работе воспитателя).
5.Медикаментозное и другие виды общеукрепляющего лечения (витаминизация, фитотерапия и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психофизическое развитие детей с нарушением слуха
В статье рассматриваются особенности комплексного взаимодействия специалистов специализированного дошкольного образовательного учреждения для обеспечения физического развития и укрепления психоло...
Технологии обучения и развития детей с нарушением слуха дошкольного возраста
Классификация технологий обучения и методы применения....
Проект «Сенсомоторное развитие детей с нарушением слуха»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т.д....
Консультация для родителей «Воспитание детей с нарушенным слухом в семье».
В консультации для родителей указано, как можно своевременно оказать помощь в слухоречевом развитии ребенку с нарушенным слухом....
Консультация для родителей "Воспитание детей с нарушенным слухом в семье"
Консультация для родителей "Воспитание детей с нарушенным слухом в семье"...
Консультация для педагогов «Развитие детей с нарушениями слуха»
Консультация для педагогов «Развитие детей с нарушениями слуха»...
Консультация для педагогов «Особенности развития детей с нарушением слуха»
Консультация для педагогов«Особенности развития детей с нарушением слуха»...