Картотека игр и упражнений с песком.
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа)
Подбор игр и упражнений с песком для детей в летне - оздоровительный период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
картотека | 13.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения с песком
1. «Свойства песка»
Цель: ознакомление со свойствами песка.
• дотрагиваемся до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем медленно высыпаем его в песочницу;
• дотрагиваемся до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетираем песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
2. «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
3. «Насыпание – пересыпание»
Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, продолжать ознакомление со свойствами песка.
Детям предлагается насыпать сухой песок в бутылку. В одну- с помощью воронки, а в другую без воронки. Педагог отмечает, что в бутылку где была воронка, песка насыпалось больше и аккуратней, чем в бутылку без воронки. Песок принимает форму ёмкости.
4. «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
«Идут слонята» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайчата» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Чудо -зверь» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
5. «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Педагог пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на листе, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
6. «Узоры на песке двумя руками»
Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук.
Берем в руки две лопатки (палочки). Рисуем двумя руками (палочками) одновременно на песке разные узоры — дождик, солнце, тучу и т.д.
7. «Точка, точка, запятая»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики рук.
Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик – получился человечек.
Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка. Можно устроить конкурс рисунков.
8. «Такие разные настроения»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие эмоциональной сферы, мелкой моторики рук.
Рисуем на песке лица с различными настроениями (радость, грусть, злость, удивление и т.п.).
9. «Что это?»
Цель: развитие воображения, мелкой моторики рук.
Точками изобразите на песке что-нибудь не очень сложное например грибок или рыбку. Скажите ребенку, что в эти точках кто-то прячется и для того чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией.
10. «Волшебное превращение»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие воображения
Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, колесо, лицо и др. (аналогично выполняются задания с квадратом, треугольником, овалом).
11. «Вслепую»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие мелкой моторики рук и координации движений.
Завяжите ребенку глаза платком и предложите что-нибудь нарисовать на песке, другие дети должны угадать нарисованный предмет. Можно устроить соревнования между детьми.
12. «Мир из песка»
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Педагог показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества.
13. «Секретные задания кротов»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей - кротами.
Руки складываем и превращаем их в "кротов". Надо помочь кроту выполнить важное секретное задание под землей. Педагог погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
14. «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Ребёнок выбирает игрушку, закрывает глаза, а взрослый прячет игрушку в песке. Далее ребёнок ищет игрушку, раскапывая руками или с помощью палочки. Можно усложнить игру - искать на время.
Игру можно разнообразить, спрятав несколько игрушек, загадать ребёнку загадку про игрушку, которую надо найти.
15. «Секретики»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, воображения.
Взрослый показывает способы построения создания в песочнице «секретиков» из кусочков оргстекла (прозрачной пластмассы) и фантиков, камушков, цветов, листьев и так далее в песочнице. Ребенок должен осторожно откопать «секретик», так, чтобы получилось «окошечко» в песке. Затем дети самостоятельно изготавливают и ищут «секретики» друг друга.
16. «Отпечатки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия.
Предложить сделать на мокром песке отпечатки, как барельефные, так и горельефные с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.
17. «Песочные строители»
Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
Педагог предлагает детям помочь жителям песочной страны построить домики. Для начала надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. "В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток".
Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.
18. «Кто к нам приходил?»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
19. «Выкладываем и печатаем на песке»
Цель: продолжать знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие воображения.
Создавая изображение, а также украшать свои постройки из песка ребенок может с помощью камешков, желудей, семечек, ракушек или других природных материалов. Покажите ему, как можно выкладывать на песке узор, геометрические фигуры, контуры разных предметов, например, самолета, солнышка, цветка или целую картину.
На песке можно создавать изображения методом печатанья. Для печатанья можно использовать формы без дна. Можно использовать и обычные формочки, комбинируя оттиски разной формы и величины, вы сможете составлять из них узор и даже картину.
20. «Занимательная геометрия»
Цель: закрепление математических представлений.
Нарисовать на песке геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник вразброс. Педагог даёт задания: посчитать все треугольники, все квадраты, все круги, все овалы, все четырёхугольники.
21. «Подсказка»
Цель: закрепление математических представлений.
Сделайте из песка 5 кучек. В одной из них спрячьте какой-либо предмет, а затем предложите ребенку найти его по вашей подсказке. Подсказка будет такой: «ищи во 2й кучке слева». В другой раз пусть ребенок сам спрячет предмет и подскажет вам, где эго искать.
22. Игра «Во саду ли, в огороде»
Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, мелкой моторики рук.
По взмаху волшебной палочки одна часть песочницы превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Педагог просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
23. «Сеем, сеем»
Цель: развитие тактильных ощущений.
Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки.
24. Игра «Норки для животных»
Цель: продолжать знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.
Ребенок вместе с воспитателем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку. Для различных зверей - различные норки.
25. «Цветные заборчики»
Цель: развитие мышления, мелкой моторики рук.
На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.
26. «Общим словом назови и запомни»
Цель: развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.
Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное. По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т.д. В конце игры дети сочиняют сказочную историю.
27. «Город, где мы живем»
Цель: развитие воображения, творческого мышления, закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт, какие работают заводы.
Две группы детей строят родной город, каждая — в своей части песочнице. Затем участники по очереди рассказывают о том, что построили. Команды задают друг другу вопросы, обмениваются впечатлениями об услышанном.
28. «Горки для прогулки куклы»
Цель: закрепить знания свойств песка, технических навыков. Воспитатель роет в песке ямку, делает канавку, горку. Затем «выходит на прогулку» кукла (собачка, во время прогулки она преодолевает все эти препятствия: падает в ямку, влезает на горку, перепрыгивает через канавку. По этому примеру дети тоже роют ямки, канавки, делают горки и кукла гуляет по всей площадке, могут быть включены в игру другие куклы или игрушки. Через канавки можно положить дощечки, мостик, на горку сделать ступеньки.
29. «Что я закопала в песок?»
Цель: развитие внимания, памяти, наблюдательности.
Воспитатель показывает 3-7 игрушек, спрашивает у детей по очереди, как называются эти игрушки. Затем предлагает всем повернуться спиной к песочнице и одну из них закапывает в песок. По сигналу: «Готово! », «Можно! », дети поворачиваются и отгадывают, какая зарыта в песок. Отвечает тот ребенок, которого назвал воспитатель. Игрушка выкапывается. Если ребенок правильно назвал, ему все хлопают в ладоши. Игра повторяется, постепенно увеличивается количество игрушек. Эту игру можно разнообразить: не все отворачиваются, а только отгадывающий. Все смотрят и слушают ответы. Если ребенок правильно отгадал, то выбирает другого, а сам закапывает игрушку.
30. «Кондитер»
Цель: закреплять знания о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений, закреплять представление о профессии кондитера.
Дети превращаются в "кондитеров" и лепят из песка торты, куличи. Высыпая сухой песок через картонную воронку на большой кулич – «торт», прорисовывают узоры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и упражнений с песком. способствующих коррекции и развитию речи
Упражнение «Найди и назови картинку»Ребёнку предлагается с помощью кисточки очистить поверхность от песка, рассмотреть картинку под стеклом и чётко назвать, что на ней изображено. Картинки подбираются...
Картотека игр и упражнений для детей с ОВЗ с водой и песком.
Игры с водой и песком – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию. Они обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, р...
Картотека игр и упражнений для детей с ОВЗ с водой и песком
Картотека игр и упражнений для детей с ОВЗ с водой и песком...
Картотека игр и упражнений при работе с песком.
картотека игр и упражнений....
картотека игр и упражнений с кинетическим песком
Картотека кинетический песок...
Картотека игр и упражнений для детей с ОВЗ с водой и песком
Картотека игр и упражнений для детей с ОВЗ с водой и песком...
Картотека логопедических игр-упражнений с песком
Представлена картотека игр-упражнений с песком...