«Использование мнемотехники как метод формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР»
консультация по логопедии

Егорова Мария Владимировна

 «Использование мнемотехники как метод формирования связной речи

у детей дошкольного возраста с ОНР»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование мнемотехники как метод формирования связной речи

у детей дошкольного возраста с ОНР»

 

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяются недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Прежде, чем приступить к работе я изучила работы  ведущих деятелей в коррекционной педагогике Глухова В.П., Бородича А.М., Филичева Т.Б., Федоренко Л.П., Тихеева Е.И. и др.   Изучение методической литературы и опыта известных педагогов позволили разработать систему НОД, классифицировать их по видам, формам, уровню сложности. В основе работы обучения детей пересказу лежит методика обучения детей пересказу с опорой на графические схемы Воробьевой В.К.

Один из методов применяемых мною это мнемотехника, она  помогает развивать:

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

Метод наглядного  моделирования  помогает  ребенку  зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.).

Пересказ – это ещё один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. Кроме того, усвоение значительной части школьной программы основано на пересказе.  

Работа по обучению детей пересказу комплексная и включает в себя несколько этапов:

  1. Этап развития фразовой речи.

Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Упражнения:

- составление предложений по картинке, паре сюжетных картинок;

- составление распространенных предложений;

- «Добавь словечко».

  1. Обучение детей пересказу с помощью приемов мнемотехники.

Цель: Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.

 - составление графических схем;

- рисование сюжетных фрагментов;

- совместное составление пересказа;

- пересказ с использованием коврографа.

  1. Самостоятельный пересказ рассказа ребенком.

Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

- пересказ фрагмента рассказа;

- пересказ «По следам демонстрируемого действия»;

- пересказ по цепочке;

- пересказ по плану-схеме, опорным вопросам;

- иллюстрация пересказа одного ребенка другим (подбор схем, картинок);

- пересказ после восстановления деформированного текста;

  1. Пересказ рассказа с элементами творчества.

Цель: закрепление умения связно и последовательно пересказать произведение, опираясь на наглядный материал.

- придумывание названия рассказа;

- придумывание фрагмента, части рассказа.

Согласно этих этапов составлен проект «Обучение детей с ОНР пересказу, с помощью опорных схем» 

Для эффективного проведения данной работы были  выявлены возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

Большое внимание уделено выбору произведений для пересказа. В своей работе опираюсь на произведения К. Ушинского, В. Бианки, Г. Скребицкого, Е. Сладкова, Е. Чарушина, Л. Толстого, И. Соколова-Микитова, Ю. Коваля, Г. Снегирева и других авторов.

При этом, кроме художественной ценности, важно учитывать объем произведения, четко выраженные начало, середину и конец сюжета, понятное и интересное для детей содержание, знакомую лексику и простой синтаксис (короткие лаконичные фразы, доступная прямая речь). Поэтому тексты специально адаптируются для детей. На начальном этапе работы использовались небольшие тексты, в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей.

При подборе текстов учитываются следующие требования:

  • Высокая художественная ценность произведения;
  • Идеальная направленность;
  • Динамичность, образность изложения, четкость и последовательность развертывания действия;
  • Объем пересказа (возрастная особенность детей);
  • Словарно-грамматическая наполняемость текста.

      Новизна данной работы состоит в том, что я предлагаю обучать пересказу детей  с недоразвитием речи через художественные произведения, с применением методов наглядного моделирования, с  использованием мнемотаблиц, что мотивирует детей речевой активности. Этот педагогический опыт можно назвать поисково-изобретательным, так как  предпринята попытка через творчество писателей, с использованием различных схем развивать связную речь детей дошкольного возраста.

Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчают нашим детям овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Эти и аналогичные схемы я использовала не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.  

При выборе материала учитывались возрастные особенности детей; их речевые возможности; конкретность, понятность, точность сюжета; красочность предложенных картинок или предметов. (Обследование речи детей проводились с помощью наглядного материала, предлагаемого Глуховым В.П., Ткаченко Т.А. из учебного пособия Шашкина Г.Р. и др. "Логопедическая работа с дошкольниками").

Составление графических моделей (детские схемы-рисунки, панно, условные схемы)

можно использовать не только при обучении пересказу и составлению

описательных рассказов, но и при заучивании стихотворений.

 Список литературы:

1.Ушакова О.С., Струнина Е,М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.Владос.2003г.

2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М., Аркти.2002г.

3. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста. Дефектология. 2009 г. №4 стр.68

4. Лебедева Л.В., Козина И.В., Куликова Т.В., Антохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.В., Прокопова С.П., Журавлёва Н.Н., Чернышева И.И. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Учебно-методическое пособие. - Центр педагогического образования, 2009.

  1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М.2005г.
  2. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб: “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО ПРЕСС” 2013

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Если ребенок молчит,покажите ему картинку,и он заговорит.             К.Д. Ушинский...

Выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством методов технологии ТРИЗ-РТВ»

Выпускная квалификационная работа по программе бакалавриата «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством методов технологии ТРИЗ-РТВ»...

Консультация для педагогов «Использование мнемотехники как инструмента развития связной речи детей дошкольного возраста»

Что такое мнемотехника? Мнемотехника – это техника запоминания.Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой...

«Использование мнемотехники как метод формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР»

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребнос...

«Использование мнемотехники как метод формирования связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР»

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребнос...

«Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники »

Актуальность темы:"Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету....