Развитие правильного речевого дыхания
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Правильное дыхание очень важно для развития речи ребенка, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pravilnogo_rechevogo_dyhaniya.pptx2.87 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие правильного речевого дыхания. Способы и приемы Подготовила: Учитель-логопед высшей квалификационной категории Шеремет Лариса Викторовна ГБДОУ детский сад №35 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Речевое дыхание Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Правильное дыхание очень важно для развития речи ребенка, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.

Слайд 3

Отличия речевого дыхания от обычного: Речевое дыхание отличается от обычного дыхания: - более быстрым вдохом и замедленным выдохом; - значительным увеличением дыхательного объема; - преимущественно ротовым типом дыхания; - максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.

Слайд 4

Развитие речевого дыхания Источник образования звуков - воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Дыхательные упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

Слайд 5

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. 2. Занятия проводить до еды. 3. Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде. 4. Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Достаточно трех-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий.5. Выдох должен быть длительным, плавным.

Слайд 6

Техника выполнения упражнений воздух набирается через нос; плечи остаются неподвижны; выдох длительный и плавный; необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками); нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

Слайд 7

Длительность и сила выдоха могут тренироваться в таких упражнениях, как: 1. Выдох под мысленный счет (вдох на счет « 1-2-3»; выдох: «4-5-6-7-8» до 15). 2. Произнесение на выдох щелевых звуков ( с, ш, ф и др. ), контролируя длительность выдоха секундомером. 3. “Прокатить выдохом” воображаемый ватный шарик по длине всей руки. Одной из распространенных ошибок в работе по формированию речевого дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, создает условия для гипервентиляции.

Слайд 8

Упражнение «Снег» Ребенку учитель предлагает подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки, перышки и тем самым превратить обычную комнату в настоящий сказочный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Нельзя надувать щеки при выполнении этого упражнения.

Слайд 9

Упражнение «Задуй свечу» Дети делают глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха. Вытянув губы трубочкой, медленно выдыхают, как бы дуя на свечу , при этом длительно произносят звук «у-у-у». Повторяется данное упражнение 5-6 раз. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на “свечу”.

Слайд 10

Упражнение «Загони мяч» Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя карандашами).

Слайд 11

Упражнение «Чей ветерок сильнее?» Ребенок вытягивает губы трубочкой, набирает воздух и с силой дует на руку себе или учителю/маме/папе. Выполнять 3-4 раза затем дать отдохнуть. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на «X», значит ребёнок выполняет упражнение неправильно.

Слайд 12

Упражнение «Чей карандаш быстрее?» Суть игры — дуть на карандаш (имеющий гладкую поверхность), чтобы он покатился на другой край стола. Играть могут 2 ребёнка — они сидят один напротив друг друга и перекатывают предмет. Также можно организовать соревнование и дуть параллельно на 2 карандаша.

Слайд 13

Упражнение «Пастушок» Подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в стороны овечек. Учитель показывает ребенку, что нужно вдохнуть через нос и резко выдохнуть через рот, чтобы все овечки вернулись домой.

Слайд 14

Упражнение «Сыграем на гармошке» Встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 секунды), затем наклониться в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Вернуться в исходное положение, вдохнуть (пауза 3 секунды). Наклониться в правую сторону, растянув левый бок и медленно выдохнуть. Повторять упражнение 3-4 раза, как бы играя на гармошке.

Слайд 15

Желаю Вам и вашим детям удачи в постановке правильного речевого дыхания. Помните, что это немаловажная составляющая хорошей речи! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 16

Используемая литература: М.Н. Щетинин Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва 2007 2. Воронина, Червякова: Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. - Издательство: Детство-Пресс, 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие правильного речевого дыхания.

Формирование правильного речевого дыхания включает различные виды работы и типы занятий. Игровая форма занятия и наглядный материл необходим для поддержания интереса у детей при обучении....

Развитие правильного речевого дыхания

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование...

Консультация " Развитие правильного речевого дыхания"

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной. Что же такое правильное речевое ...

Развитие правильного речевого дыхания и голоса

Консультация для родителей по формированию речевого  диафрагмального дыхания. Раскрывает этапы постановки диафрагмального дыхания и игровые упражнения....

Семинар-практикум «Развивающие игры и игровые упражнения для развития правильного речевого дыхания»

Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Однако нельзя быть уверенным в т...