Составление рассказа-описания "Берёза" ( старшая группа)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Охлопкова Тамара Николаевна

Представлен подробный конспект  занятия  по  сотавлению  расказа-описания березки с детьми старшей  группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_bereza.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи

Старшая группа

Тема.  Составление  рассказа-описания

  «Берёза»

Цель:    развитие  связной речи  на  основе  составления рассказа – описания    березы  по   плану в виде карточек-схем и вопросам логопеда

Задачи:

  • Закрепить  знания  о  деревьях (названия  наиболее  распространенных, их частей);
  • Учить  замечать и  выделять  основные свойства и признаки дерева;
  • Активизировать словарь:  предметный, глагольный, признаков;
  • Закреплять умение  составлять простое распространенное  предложение;
  • Развивать  слуховое внимание и восприятие, мышление , наблюдательность, мелкую и общую моторику;
  • Воспитывать  патриотические  чувства.

Ход.

1. Орг.  момент

 - Отправимся  в  лес  на  прогулку.

 «Шагай!» — поманила

Лесная дорожка.

И вот зашагал

По дорожке Алешка!...

Ведь  очень в лесу

Интересно -  как в сказке:

Кусты и деревья,

Цветы и лягушки,

И травка  пушистая

Мягче подушки!.. (по  Б. Заходеру)

2. Введение  в  тему.

 -  Мы  оказались  в  лесу  (появляется Леший -  картинка  или  кукла). Леший - дух, хозяин леса . Он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил.  Поздороваемся  с ним.  (Дети  здороваются)

 - Зачем  пожаловали?

 -  Мы  хотим  полюбоваться  лесом, деревьями.

 - Любуйтесь.  Но  просто  так я вас  из лесу  не  отпущу.  Я  очень  люблю,  когда  мне о  чем-нибудь  рассказывают.  Расскажите  мне  про  мои  деревья.

 - Ну,  что ж  с  удовольствием  расскажем.  Правда,  ребята?

3. Новый материал.

 - Какие деревья растут  в  этом лесу?  (березы,  ели)

1) Рассматривание  берёзы.

Леший загадывает  загадку.

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.

                                                                     (Береза)

- Как  называет   Леший  березу  в  этой  загадке? Как  ещё  можно  назвать берёзу? А  хотите  узнать,  почему  так  в  России  березу  любят?

    С незапамятных времён берёза была символом России. Всяк на Руси, кого ни спроси, скажет, что самое русское дерево – берёза. Она – «душа народа», его сердце . Так ведётся издревле, мы всегда жили в окружении берёз, любили их, воспевали их, умилялись ими… Мы же – русские! Как же мы без берёзы!  «Россия» и «берёза» - это нечто неотделимое друг от друга, в России всегда росли и берёзовые леса, и рощи, и мы всегда-всегда чуть ли не поклонялись этому нашему, исконному дереву…


Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.
 И. Агеева

    - А  теперь,  посмотрим  на  березу

               (ответы детей записываем  на  диктофон)

      -Назовите  части дерева. (ствол, ветки, листья, в земле корень). А теперь скажем все слова про березку: У березы есть ствол, ветки, листья,  корень.

       Какая  она:  высокая  или  низкая? (высокая.  Березка  высокая)

       Какая она  по  форме её  крона?   (округлая.  Крона у березы  округлая.  )

       Какой ствол  у  березы? (белый, тонкий, стройный. Ствол у березки тонкий, белый, с черными пятнышками.)

         Какие  ветки?  На что похожи? (тонкие, смотрят  вниз,  похожи  на  косы. Ветки тонкие, похожи на косы)

                                           Белая берёза косы распустила,
                                          Белая берёза ветки опустила
.
        Какие  листья (зеленые,  мелкие, гладкие, зубчатые).  

                                            Каждый листик, как сердечко,
                                           Полюбуйся, погляди.

       На что  похожи? (на  сердечко. Листья зеленые, мелкие, зубчатые, похожи на сердечко)
        Что  ещё  растет  на  ветках? (серёжки. Еще  на ветках  есть  сережки.) А какие еще бывают  сережки?

        Нравится  ли  тебе береза?

(одновременно  с  рассказом  логопед   рисует или  выставляет заготовленные  заранее  карточки – схемы: части дерева,  высота,  форма кроны, ствол, ветки, листья, сережки, смайлик)

2)  ФКМ

-имитация  движений

«Берёзки».

Наступило утро, солнышко проснулось
И берёзки к солнцу потянулись
(
руки вверх, на носочках)
Поздоровались друг с дружкой
Наклонившись в стороны
(наклоны в стороны),
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому
(руки вверх, помахать ими).

     Пальчиковая гимнастика     « Берёза»

     Берёза моя, берёзонька.  (Плавное движение правой рукой всторону-вверх)
    Берёза моя кудрявая.       (рисуем  завитки указательным пальцем)
    Стоишь ты, берёзонька,
   Посредь долинушки,       (
руки вверх)
   На тебе, берёзонька,

    Листья зелёные,              (покачать ладошками  вверху)
    Под тобой, берёзонька,
  Трава шёлковая,                              
(покачать ладошками  внизу)              
    Вокруг тебя, берёзонька,
   Девицы красные Венки вьют, плетут.   (
имитация  плетения)
                                         

3.  Рассказывание.

    1) Прослушивание  ответов  с  диктофона.

 - Послушайте,  что  мы  рассказали  про  березку. ( слушают) У  нас  получился  целый рассказ  о  ней.   Мы  его  расскажем  Лешему.

    2)  Рассказывание  детьми.

4.  Итог

   -   Леший хвалит  детей,  дети  прощаются  с  ним  и  отправляются  «домой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)....

Конспект НОД составление рассказа-описания "Кукла" в старшей логопедической группе

Конспект НОД составление рассказа-описания "Кукла" в старшей логопедической группе...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Волшебное дерево. Составление рассказа - описания о поздней осени".

В данной непосредственной организованной образовательной деятельности реализуются образовательные области: "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Познание", "Музыка", "Социализация"....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательно-речевому направлению. Составление рассказа-описания. Лиса.

Предлагаю конспект  занятия по составлению рассказа-описания животного в старшей группе детского сада. Дети, закрыв глаза, отправляются в путешествие по осеннему лесу, где встречают лесную красав...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа описания по плану (по схеме).

Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Обогащать речь детей существительными. Совершенствовать умение со...

Конспект НОД для детей старшей группы "Составление рассказа-описания "Кукла""

Данный конспект о том, как научить детей составлять описательный рассказ про куклу, используя мнемотаблицу....

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи Тема: Составление рассказа – описания

Цель: Способствовать формированию связной речи детей. Задачи: 1. Учить детей составлять описательный рассказ животного, включать в него наиболее точные слова для обозначения признака, цвета, величи...