Педагогический проект "Наш помощник - компьютер"
проект по логопедии

Аверина Ольга Геннадьевна

Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ikt.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Использование информационно-компьютерных технологий в работе

учителя-логопеда ДО»

Руководитель проекта: учитель-логопед: Комарова М.А., Аверина О.Г.

Педагогический проект «Наш помощник - компьютер»

Паспорт проекта

Тема проекта: «Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДО»

Вид проекта: среднесрочный 

       Тип: коррекционный, познавательно-речевой, творческий, социальный, педагогический.

Сроки реализации: 3 месяца (с сентября по декабрь)

 

                                             

Участники проекта: дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, педагоги, музыкальные руководители, родители воспитанников.

Цель проекта:

Формирование и развитие у детей полноценной речевой деятельности в результате оптимизации коррекционного процесса средствами ИКТ.

Задачи проекта:

  • Изучить литературу по использованию  ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.
  • Формировать у детей коммуникативные навыки и практические умения правильной речи (развитие просодики, звукопроизношения, лексико –грамматического строя речи) с помощью ИКТ.
  • Разработать планы- конспекты логопедической НОД  с использованием ИКТ.
  • Создать положительную мотивацию к организационно-учебной деятельности, вызвать интерес дошкольников к логопедическим занятиям.
  • Создать банк  конспектов, презентаций и мультимидийных материалов для работы с детьми и педагогами.
  • Внедрить информационно-коммуникационные технологии в коррекционную работу.

        

        Актуальность  проекта

          Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.  Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным.

        Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций.  Это некая  наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов, иллюстраций, аудиозаписей и т.д. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

          На сегодняшний день не все логопеды знают о возможностях ИКТ и применении их в логопедической работе.  Поэтому возникла необходимость изучения возможностей ИКТ в логопедической работе.

Основные методические принципы реализации проекта:

Принцип активности ребенка в процессе обучения. Используя ИКТ,  стимулируется познавательная активность детей, тем самым, повышается интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

        Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.   Коррекционная работа с опорой на различные анализаторы

Принципом научности. Дети   усвоивают реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).  

Принцип  наглядности.   Используются мультимедийные презентации, компьютерные развивающие программы, слайд-шоу, видеофрагменты.

         Принцип системности и последовательности обучения. Усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. ИКТ позволяют работать над звукопроизношением, просодическим компонентом речи, фонематическим анализом и синтезом, фонематическими представлениями, лексико – грамматическими средствами языка артикуляционной моторикой, мелкой моторикой, связной речью.  Мультимедийные презентации   создаются и подбираются в соответствии с тематическим планом.  

 Принцип доступности обучения.  Наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности соответствуют уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитывается специфика детей с нарушениями речи.  

         Принцип индивидуального обучения. ИКТ  используются на индивидуальных   занятиях и позволяют построить коррекционную работу с учётом   индивидуальных образовательных потребностей и возможностей ребенка.

         Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.

         Принцип воспитывающего обучения.  У детей  воспитываются волевые и нравственные качества.

        Обеспечение проектной деятельности:

Планирование, методическая литература,  компьютер, компьютерные программы.

          

        Предполагаемый результат:

1. Повышение эффективности  логопедической работы.

 2. Активизация познавательной деятельности детей, повышение мотивации  к обучению на логопедических занятиях.

        Продукт проектной деятельности:

1.  Создание медиатеки компьютерных презентаций, развивающих программ.

2.  Создание авторских компьютерных презентаций.

3. Выступление на педсовете в ДО.

Этапы реализации проекта:

-Предварительный. Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.

Разработка методического материала и планов проведения проекта.

-Организационный. Педагогическая планёрка. Консультирование педагогов. Разработка планов. Объявление о проекте.

-Основной. Проведение коррекционных занятий ,  мастер-классов, тренингов по плану, создание презентаций, буклетов, картотеки.

Взаимодействие с родителями ( консультации,  родительские собрания с мастер-классом).

-Итоговый. Презентация  в ДО на педсовете. Анализ результатов проекта. Выступление на ММО учителей-логопедов города.

Этапы реализации  проекта

«Использование информационно-компьютерных технологий в работе

учителя-логопеда ДО

                                                    С сентября по декабрь

Этапы проекта

Срок

Задачи

1 этап – Подготови-тельный

 Сентябрь

  • Определение целей и задач. 
  • Составление плана деятельности.
  • Изучение  методической литературы по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками.      

2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы

 Октябрь - ноябрь

  • Создание условий для использования компьютера на логопедических занятиях.  
  • Создание банка презентаций по лексическим темам, автоматизации звуков, обучению грамоте,  обследованию речи.
  • Ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним.
  • Формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».
  • Проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий   с использованием компьютерных презентаций, видеоклипов, слайд-шоу, аудиозаписей, компьютерных развивающих программ.
  • Изучение программ Power Point, «ZOOM», «Игры для Тигры», «Мерсибо», «Звуковой каледоскоп», программно-аппаратный комплекс «Дельфа 142».
  • Изготовление компьютерных презентаций для выступлений перед педагогами на семинаре, педсовете.

3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов

   декабрь

  • Анализируется деятельность детей и соотносятся полученные результаты с поставленными задачами  проекта.
  • Открытые занятия для педагогов
  • Мастер-класс для педагогов: «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДО»

4 этап - Презентация проекта

 

  •  Выступление на педсовете в ДО: презентация проекта.

 Фотоотчет

Использованная и рекомендуемая литература:

1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционноразвивающим занятиям. – М., 1994.

2. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. // Логопед. -2004. — № 2.

 3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. - С-Пб., 2000.

4. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Вестник образования. – М., 2003.

5. Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы, разработки, внедрения.// Логопед. – 2005. — № 7.

6. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе. // Логопед. — 2006. — № 4.

7. Репина З.А. Новые информационные технологии: специализированная комьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» / З.А. Репина, Л.Р. Лизунова // Вопросы гуманитарных наук. – 2004, - № 5. – С. 285-287

8. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. — М.: АРКТИ, 2001.

9. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно - коммуникационные технологии в дошкольном образовании- М.: МозаикаС и н т е з , 2 0 1 1 .

10. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55. 11. Королёва Н., Петрова С. «Использование новых информационных технологий в образовательном процессе», ж. «Дошкольное воспитание », 2010, № 6

12. Коч Л.А., Бревнова Ю.А. «Дошколёнок + компьютер», изд –во « У ч и т е л ь » , В о л г о г р а д , 1 7 5 с т р .

13. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

14. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во “Союз”, 2001. 191 с. 23 15. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Компьютер--друг,помощник или враг"

Беседа на тему: «Компьютер — друг, помощник или враг» Беседа на тему: «Компьютер – друг, помощник или враг? » Подготовила:  Керимова Любовь Александровна. Воспитатель  ГБДОУ «...

Проект "Компьютер - наш помощник в образовании и развитии дошкольников"

Эта презентация - отчёт об информационном проекте учителя-дефектолога, работающего с детьми с аутистическим спектром нарушений. Такая информация будет полезна и педагогам, работающим в общеобразовател...

Конспект педагогического мероприятия « Помощники»

Цель. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий.Задачи.Образовательная.-формировать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения.- закреплять основные цвета, понятия больш...

Компьютер-друг и помощник

Он рисует, он считает,Проектирует заводы,Даже в космосе летаетИ даёт прогноз погоды.Миллионы вычисленийМожет сделать за минуту,Догадайтесь, что за гений?Ну, конечно же, …КОМПЬЮТЕР!...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «КОМПЬЮТЕР — ДРУГ, ПОМОЩНИК ИЛИ ВРАГ»

Цель:1. Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютере;2. Способствовать становлению интереса детей к правильному использованию компьютера;3....

Паспорт педагогического проекта "Помощники весны"

В начале марта в наших краях погода очень изменчива. И однажды вовремя обсуждения ее особенностей возник спор: Кто побеждает весна или зима? Дети разделились на два лагеря и решили стать «развед...

Буклет: "Компьютер - друг, помощник или враг"

Буклет: "Компьютер - друг, помощник или враг"...