Сопряженная гимнастика пальчиков и языка.
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Шафоростова Елена Ивановна

«Рука – это своего рода внешний мозг» - Кант

Актуальность сопряженной гимнастики определяется тем, что выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи, ребенок учится концентрировать свое внимание, кисти рук и пальцев приобретают силу, облегчается овладение навыками письма. Своевременное проведение коррекционной работы позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск и дезадаптации в новых социальных условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sopryazhyonnaya_gimnastika_palchikov_i_yazyka.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Сопряжённая гимнастика пальчиков и языка

«Киска сердится»

Текст,  произносит взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

На скамейки у окошка
Улеглась и дремлет кошка.

Соединить большой палец с безымянным  и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец.

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние резцы.

Кошка глазки закрывает,
Кошка спинку выгибает.

Соединить все пальцы в щепотку, опустить вниз.

На счёт «раз» – выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние резцы.

«Лодочка»

Текст,  произносит взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, –
Это лодочка моя.

Две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками.

Рот открыт. Широкий язык положить на нижнюю губу. Боковые края языка загнуть вверх.

Паруса подниму,
Синим морем поплыву,
А по буйным волнам
Плывут рыбки тут и там.

Поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

 Подуть. По середине  языка проходит тёплая воздушная струя.

«Цветок»

Текст,  произносит взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

Вырос высокий цветок на поляне.

Руки поднять вверх, ладони прижать одну  к другой. Слегка развести и округлить пальцы.

Язык высунуть и с напряжением тянуть его к носу

Утром весенним раскрыл лепестки.

Развести ладони. Выполнить ритмичное движение пальцами: вместе – врозь (несколько раз)

Рот широко открыть – закрыть (в соответствии с движениями пальцев)

Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землёй корешки

Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести.

Язык высунуть и с напряжением тянуть к подбородку.

«Замок»

Текст,  произносит взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

На двери висит замок.

Пальцы сцепить в «Замок»

Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке, чтобы были видны верхние и нижние резцы

Кто открыть его бы смог?

Губы сомкнуть. Изобразить удивление.

Постучали,

Постучать одной ладонью по другой.

Втянуть губы, потом разжать с произнесением звука [п]

Покрутили,

Потереть одну ладонь о другую. Повернуть ладони в разные стороны.

Вытянуть губы «трубочкой» и выполнять движения влево – вправо.

Потянули,

Потянуть ладони в разные стороны.

Растянуть губы в улыбке.

И открыли.

Развести руки в разные стороны.

Широко открыть рот.

«Гармошка»

Текст,  произносит взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

Мы играли на гармошке.
Громко хлопаем в ладошки.

Соединить ладошки вместе.
Хлопать в ладоши.

Улыбнуться, рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу.

Головой слегка качаем.
Руки кверху поднимаем.

Головой кивать вперёд.
Руки поднять вверх.

Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

«Лошадка»

Текст,  произносит взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

На лошадке ехали,
В огород заехали.

Лёгкие приседания, руки вытянуты, будто держат вожжи.

Широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд – назад

Гоп-гоп! Гоп-гоп!

Хлопки: два коротких, один длинный.

Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.

На машине ехали,
До угла доехали

Повороты руками, которые будто держат руль.

Соединить  вместе, расслабленные губы.

Би-би-би! 
Би-би-би!

Большим пальцем подавать «сигнал».

Сильно подуть, чтобы губы «задребезжали»

Пароходом ехали,
До горы доехали.

Рука сжата в кулаке вверху. Движения руки вниз – вверх, вниз – вверх и т.д.

Губы в улыбке. Слегка «прикусить» кончик языка и погудеть [л-л-л]

У-у-у!

Широкое движение рукой сверху вниз.

Вытянуть губы вперёд «трубочкой».

«Дятел»

Текст,  произносит взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

Тук-тук-тук, 
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.

На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой.

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.

Это дятел на сосне

Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево.

Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»

Долбит клювом по коре.

Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.

«Осьминог»

Текст,  произносит взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

Много ног у осьминога

Сжать кулаки и развернуть к себе. Поочерёдно разжимать пальцы, начиная с больших

Высунуть язык «иголочкой» («жалом»)

Все они ему нужны.

Поочерёдно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев.

Попеременно надувать и втягивать щёки

Заменяют ему руки.

Поочерёдно разжимать пальцы,  начиная с больших

Высунуть язык «иголочкой» («жалом»)

Очень ловкие

Поочерёдно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев

Попеременно надувать и втягивать щёки

Они.

Кулаки повернуть к себе и одновременно разжимать.

«Краб»

Текст,  произносит взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.
Вот на пальму лезет краб.

Левую руку вертикально согнуть в локте, пальцы растопырить и направить вверх («пальма»).Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев

Широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд – назад

Ах-ох-иех. Сверху вниз летит орех.

Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз

Высунуть язык и выполнять движения вверх – вниз

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.
На песок сползает  краб.

Пальцами правой руки имитировать движение краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю

С напряжением тянуть язык к подбородку

Ах-ох-иех. Краб внизу, а где орех?

С помощью мимики и жестов изобразить удивление

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.
Вновь на пальму лезет краб.

Левую руку согнуть в локте, кисть вверх, пальцы растопырить. Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя  кончикам пальцев

Широким кончиком языка гладить небо, выполняя движения вперёд – назад

Ах-ох-иех. Сверху вниз летит орех.

Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз

Высунуть язык и выполнять движения вверх – вниз

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.
На песок сползает  краб.

Кисть правой руки имитировать движение краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю

С напряжением тянуть язык к подбородку

Ах-ох-иех. Краб внизу, а где орех?

С помощью жестов и мимики изобразить удивления

Хром, хром, хром, хром.
Две мышки под кустом.
Хряп, хряп, хряп

Подушечками пальцев обеих рук погладить щёки

Имитировать процесс жевания

Ну и чудик этот краб!

Большими и указательными пальцами оттянуть уши

Высунуть язык



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по проведению сопряженной гимнастики языка, пальцев и кистей рук на тему: «Прогулка в осеннем лесу».

 Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика языка и пальцев, языка и кистей рук) на музыкальных занятиях....

Сопряжённая гимнастика пальчиков и языка.

У многих детей плохо развита речь. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окру...

Сопряженная гимнастика, или театр пальчиков и языка

Использование элементов биоэнергопластики...

Сопряженная гимнастика пальцев и языка

У многих детей плохо развита речь.В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетн...

Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка

В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающей общую работ...

Сопряженная гимнастика или Театр пальчиков и языка

laquo;Театр«Театр пальчиков и языка» (сопряженная гимнастика языка и пальцев, языка и кистей рук); Такую гимнастику рекомендуется проводить во второй половине года, когда у де...

Мастер-класс "Инновационные логоритмические приемы использования сопряженной гимнастики рук и языка у детей с ТНР в работе с родителями"

Мастер-класс раскрывает особенности проведения сопряженной гимнастики рук и языка с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Представлены логоритмические игры и  упражнения, которые родители могут ипс...