Сопряженная гимнастика пальчиков и языка.
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)
«Рука – это своего рода внешний мозг» - Кант
Актуальность сопряженной гимнастики определяется тем, что выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи, ребенок учится концентрировать свое внимание, кисти рук и пальцев приобретают силу, облегчается овладение навыками письма. Своевременное проведение коррекционной работы позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск и дезадаптации в новых социальных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sopryazhyonnaya_gimnastika_palchikov_i_yazyka.docx | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Сопряжённая гимнастика пальчиков и языка
«Киска сердится» | ||
Текст, произносит взрослый | Движения или статическая поза | |
Рук | Губ и языка | |
На скамейки у окошка | Соединить большой палец с безымянным и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец. | Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние резцы. |
Кошка глазки закрывает, | Соединить все пальцы в щепотку, опустить вниз. | На счёт «раз» – выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние резцы. |
«Лодочка» | ||
Текст, произносит взрослый | Движения или статическая поза | |
Рук | Губ и языка | |
Две ладошки прижму | Две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. | Рот открыт. Широкий язык положить на нижнюю губу. Боковые края языка загнуть вверх. |
Паруса подниму, | Поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок. | Подуть. По середине языка проходит тёплая воздушная струя. |
«Цветок» | ||
Текст, произносит взрослый | Движения или статическая поза | |
Рук | Губ и языка | |
Вырос высокий цветок на поляне. | Руки поднять вверх, ладони прижать одну к другой. Слегка развести и округлить пальцы. | Язык высунуть и с напряжением тянуть его к носу |
Утром весенним раскрыл лепестки. | Развести ладони. Выполнить ритмичное движение пальцами: вместе – врозь (несколько раз) | Рот широко открыть – закрыть (в соответствии с движениями пальцев) |
Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землёй корешки | Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести. | Язык высунуть и с напряжением тянуть к подбородку. |
«Замок» | ||
Текст, произносит взрослый | Движения или статическая поза | |
Рук | Губ и языка | |
На двери висит замок. | Пальцы сцепить в «Замок» | Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке, чтобы были видны верхние и нижние резцы |
Кто открыть его бы смог? | Губы сомкнуть. Изобразить удивление. | |
Постучали, | Постучать одной ладонью по другой. | Втянуть губы, потом разжать с произнесением звука [п] |
Покрутили, | Потереть одну ладонь о другую. Повернуть ладони в разные стороны. | Вытянуть губы «трубочкой» и выполнять движения влево – вправо. |
Потянули, | Потянуть ладони в разные стороны. | Растянуть губы в улыбке. |
И открыли. | Развести руки в разные стороны. | Широко открыть рот. |
«Гармошка» | ||
Текст, произносит взрослый | Движения или статическая поза | |
Рук | Губ и языка | |
Мы играли на гармошке. | Соединить ладошки вместе. | Улыбнуться, рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу. |
Головой слегка качаем. | Головой кивать вперёд. | Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. |
«Лошадка» | ||
Текст, произносит взрослый | Движения или статическая поза | |
Рук | Губ и языка | |
На лошадке ехали, | Лёгкие приседания, руки вытянуты, будто держат вожжи. | Широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд – назад |
Гоп-гоп! Гоп-гоп! | Хлопки: два коротких, один длинный. | Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. |
На машине ехали, | Повороты руками, которые будто держат руль. | Соединить вместе, расслабленные губы. |
Би-би-би! | Большим пальцем подавать «сигнал». | Сильно подуть, чтобы губы «задребезжали» |
Пароходом ехали, | Рука сжата в кулаке вверху. Движения руки вниз – вверх, вниз – вверх и т.д. | Губы в улыбке. Слегка «прикусить» кончик языка и погудеть [л-л-л] |
У-у-у! | Широкое движение рукой сверху вниз. | Вытянуть губы вперёд «трубочкой». |
«Дятел» | ||
Текст, произносит взрослый | Движения или статическая поза | |
Рук | Губ и языка | |
Тук-тук-тук, | На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. | Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы. |
Это дятел на сосне | Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. | Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д» |
Долбит клювом по коре. | Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки. | |
«Осьминог» | ||
Текст, произносит взрослый | Движения или статическая поза | |
Рук | Губ и языка | |
Много ног у осьминога | Сжать кулаки и развернуть к себе. Поочерёдно разжимать пальцы, начиная с больших | Высунуть язык «иголочкой» («жалом») |
Все они ему нужны. | Поочерёдно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев. | Попеременно надувать и втягивать щёки |
Заменяют ему руки. | Поочерёдно разжимать пальцы, начиная с больших | Высунуть язык «иголочкой» («жалом») |
Очень ловкие | Поочерёдно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев | Попеременно надувать и втягивать щёки |
Они. | Кулаки повернуть к себе и одновременно разжимать. | |
«Краб» | ||
Текст, произносит взрослый | Движения или статическая поза | |
Рук | Губ и языка | |
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб. | Левую руку вертикально согнуть в локте, пальцы растопырить и направить вверх («пальма»).Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев | Широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд – назад |
Ах-ох-иех. Сверху вниз летит орех. | Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз | Высунуть язык и выполнять движения вверх – вниз |
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб. | Пальцами правой руки имитировать движение краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю | С напряжением тянуть язык к подбородку |
Ах-ох-иех. Краб внизу, а где орех? | С помощью мимики и жестов изобразить удивление | |
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб. | Левую руку согнуть в локте, кисть вверх, пальцы растопырить. Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя кончикам пальцев | Широким кончиком языка гладить небо, выполняя движения вперёд – назад |
Ах-ох-иех. Сверху вниз летит орех. | Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз | Высунуть язык и выполнять движения вверх – вниз |
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб. | Кисть правой руки имитировать движение краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю | С напряжением тянуть язык к подбородку |
Ах-ох-иех. Краб внизу, а где орех? | С помощью жестов и мимики изобразить удивления | |
Хром, хром, хром, хром. | Подушечками пальцев обеих рук погладить щёки | Имитировать процесс жевания |
Ну и чудик этот краб! | Большими и указательными пальцами оттянуть уши | Высунуть язык |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по проведению сопряженной гимнастики языка, пальцев и кистей рук на тему: «Прогулка в осеннем лесу».
Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика языка и пальцев, языка и кистей рук) на музыкальных занятиях....
Сопряжённая гимнастика пальчиков и языка.
У многих детей плохо развита речь. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окру...
Сопряженная гимнастика, или театр пальчиков и языка
Использование элементов биоэнергопластики...
Сопряженная гимнастика пальцев и языка
У многих детей плохо развита речь.В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетн...
Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка
В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающей общую работ...
Сопряженная гимнастика или Театр пальчиков и языка
laquo;Театр«Театр пальчиков и языка» (сопряженная гимнастика языка и пальцев, языка и кистей рук); Такую гимнастику рекомендуется проводить во второй половине года, когда у де...
Мастер-класс "Инновационные логоритмические приемы использования сопряженной гимнастики рук и языка у детей с ТНР в работе с родителями"
Мастер-класс раскрывает особенности проведения сопряженной гимнастики рук и языка с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Представлены логоритмические игры и упражнения, которые родители могут ипс...