Речь Живет на кончиках пальцев
статья по логопедии

Бодренко Татьяна Сергеевна

Речь живет на кончиках пальцев

Все родители уже хорошо знают и не раз слышали о том, что существует огромная связь между развитием мелкой моторики ребенка и развитием его речи.

Развитие мелкой моторики:

— повышает тонус коры головного мозга;

— развивает речевые центры коры головного мозга;

— стимулирует развитие речи ребенка;

— согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи;

— способствует улучшению артикуляционной моторики;

— развивает чувство ритма и координацию движений;

— подготавливает руку к письму;

— поднимает настроение ребенка.

Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую — от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем речевому развитию ребенка.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Развитие рук должно быть направленно на:

развитие хватания: на умение захватывать предмет, действуя целенаправленно – правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывать в своих действиях форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие – двумя руками), ребенок учится хватать предметы по-разному – кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами;

развитие соотносящих действий: на умение  использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);

подражание движениям рук: особенно важно научить ребенка подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

 развитие движений кистей и пальцев рук: на умение  выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными.

  1. Массаж кистей рук и пальцев.

— поглаживать и растирать ладони вверх-вниз;

— разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек;

— растирать пальчики спиралевидными движениями

  1. Пассивное выполнение упражнений, когда взрослый сгибает и разгибает пальцы ребенка, совершает ими энергичные движения.

— сжимать пальцы в кулачок и разгибать;

— сгибать и разгибать каждый пальчик по отдельности;

  1. Упражнения с использованием различных предметов(начиная с 10 месяцев и старше)

— катать между ладошками и пальцами шарики разного размера, палочки, специальные массажные мячики, карандаши с гранями, круглую расческу для волос и т.д.)

— рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;

— перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирать разноцветную фасоль, горох и т.д.);

— сделайте «Сухой бассейн», насыпьте в глубокую миску горох, спрячьте в нем мелкие игрушки и предложите ребенку их найти;

— открывать и закрывать разные коробочки, спичечные коробки, откручивать и закручивать крышки на флаконах, на баночках из-под крема;

— застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии на одежде;

— завязывать и развязывать шнурки;

— раскладывать счетные палочки, строить домики из них;

— учите играть в специальные игры – шнуровки, мозаику, собирайте пазлы;

  1. Упражнения для кистей рук(с 2 – 3 лет).

— «Фонарики». Ладони расположить перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно или поочередно.

Фонарики зажглись!

Фонарики погасли!

— «Моем руки». Энергично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

«Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики – как бы стряхивая воду.

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

«Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

— «Печём блины». Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной руки и ладонью (двумя руками одновременно, попеременно – правая рука касается стола ладонью, левая – тыльной стороной и наоборот).

Мама нам печёт блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной.

— «Шарик». Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик»: придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат шарик. «Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.

  1. Выполнение фигурок из пальцев(с 3 лет).

— «Очки». Большой палец соприкасается с указательным, образуя колечко, остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Сделать колечки на обеих руках и поднести к глазам.

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

— «Флажок». Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижимы друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

— «Лодочка». Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Лодочка плывет по речке

Оставляя на воде колечки.

— «Скворечник». Ладони вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, а большие пальцы загнуты вовнутрь.

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поёт.

— «Собачка». Ладонь поставлена на ребро, большой палец поднят вверх, остальные пальцы сомкнуты, мизинец попеременно опускается и поднимается «собачка лает».

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

— «Мышка». Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги – это «ушки».

Серенький комок сидит

И бумажкой всё шуршит.

— «Зайчик». Указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и безымянный — прижаты к ладони большим пальцем. Шевелить «ушками» вперед – назад.

Кто там скачет на лужайке?

Это длинноухий зайка!

— «Петушок». Ладонь поднята вверх, указательный палец упирается на большой – это «клюв». Остальные пальцы подняты вверх и растопырены –

это «гребешок».

Петя – Петя – петушок,

Красный чудо-гребешок.

  1. Динамические упражнения для пальцев рук (пальчиковая гимнастика).

— «Семья». Сжать пальчики в кулак, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. На последнюю строчку сжимать и разжимать пальцы.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – Я.

Вот и вся моя семья.

— «Пальчик – мальчик». Пальцы сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальчики, начиная с мизинца.

— Пальчик – мальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходи

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

— «Дружные ребята».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(пальцы ритмично соединяются в «замок» и разъединяются)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

Начинай считать опять.

(одновременное касание подушечками пальцев двух рук)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание)

Мы закончили считать.

(кисти рук опустить вниз и встряхнуть)

— «Пять телят». Пальцы сжаты в кулачок, распрямлять по одному пальцу, начиная с большого. На последнюю строчку пальцы соединяются в щепотку.

Этот телёнок пьёт молоко.

Этот телёнок ушёл далеко.

Этот телёнок травку жует

Этот телёнок копытцами бьёт.

Этот телёнок мычит: «Почему-у все разошлись?

Скучно мне одному!»

— «Скачет зайчик». Правая рука сжата в кулак, указательный палец выпрямлен, пальцы на левой руке выпрямлены и разведены в стороны. Указательным пальцем правой руки поочерёдно прикасаться к пальцам левой руки начиная с большого.

Ловко с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик.

Вниз скатился, повернулся

И опять назад вернулся.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик!

Снова вниз и снова вверх!

Зайчик скачет выше всех!

Пальчиковую гимнастику необходимо выполнять регулярно, по несколько минут в день и тогда она будет эффективной. Игры и упражнения с пальчикам не только стимулируют речевое развитие, но и развивают память, внимание, воображение, готовят руку ребёнка к овладению письмом.

Советы на каждый день:

  1. Например, переливание жидкостей из одной емкости в другую.
  2. Играйте с мозаиками и пазлами.
  3. Займитесь переборкой пуговичек или других предметов по размеру.
  4. Собирайте конструкторы. Подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка.
  5. Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.
  6. Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
  7. Учитесь одеваться сами. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.
  8. Лепите вместе из пластилина.
  9. Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках — отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.
  10. Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых — круг, квадрат или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки.
  11. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия — заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.
  12. На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.
  13. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству — лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод — отличная альтернатива играм.
  14. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук. В специализированных магазинах и отделах вы сможете найти и другие развивающие игры.
  15. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.

Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не отступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребенка. Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики — неотъемлемая часть общего развития ребенка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребенка к школе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_.rech_na_konchikah_paltsev_6.05.2022.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Речь живет на кончиках пальцев

Все родители уже хорошо знают и не раз слышали о том, что существует огромная связь между развитием мелкой моторики ребенка и развитием его речи.

Развитие мелкой моторики:

— повышает тонус коры головного мозга;

— развивает речевые центры коры головного мозга;

— стимулирует развитие речи ребенка;

— согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи;

— способствует улучшению артикуляционной моторики;

— развивает чувство ритма и координацию движений;

— подготавливает руку к письму;

— поднимает настроение ребенка.

Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика — движения всей рукой и всем телом.

Тонкая моторика — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую — от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем речевому развитию ребенка.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Развитие рук должно быть направленно на:

развитие хватания: на умение захватывать предмет, действуя целенаправленно – правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывать в своих действиях форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие – двумя руками), ребенок учится хватать предметы по-разному – кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами;

развитие соотносящих действий: на умение  использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);

подражание движениям рук: особенно важно научить ребенка подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;

 развитие движений кистей и пальцев рук: на умение  выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными.

  1. Массаж кистей рук и пальцев.

— поглаживать и растирать ладони вверх-вниз;

— разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек;

— растирать пальчики спиралевидными движениями

  1. Пассивное выполнение упражнений, когда взрослый сгибает и разгибает пальцы ребенка, совершает ими энергичные движения.

— сжимать пальцы в кулачок и разгибать;

— сгибать и разгибать каждый пальчик по отдельности;

  1. Упражнения с использованием различных предметов(начиная с 10 месяцев и старше)

— катать между ладошками и пальцами шарики разного размера, палочки, специальные массажные мячики, карандаши с гранями, круглую расческу для волос и т.д.)

— рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;

— перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирать разноцветную фасоль, горох и т.д.);

— сделайте «Сухой бассейн», насыпьте в глубокую миску горох, спрячьте в нем мелкие игрушки и предложите ребенку их найти;

— открывать и закрывать разные коробочки, спичечные коробки, откручивать и закручивать крышки на флаконах, на баночках из-под крема;

— застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии на одежде;

— завязывать и развязывать шнурки;

— раскладывать счетные палочки, строить домики из них;

— учите играть в специальные игры – шнуровки, мозаику, собирайте пазлы;

  1. Упражнения для кистей рук(с 2 – 3 лет).

— «Фонарики». Ладони расположить перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно или поочередно.

Фонарики зажглись!

Фонарики погасли!

— «Моем руки». Энергично потирать ладошки, имитируя мытьё рук.

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

«Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики – как бы стряхивая воду.

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

«Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

— «Печём блины». Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной руки и ладонью (двумя руками одновременно, попеременно – правая рука касается стола ладонью, левая – тыльной стороной и наоборот).

Мама нам печёт блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной.

— «Шарик». Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик»: придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат шарик. «Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.

  1. Выполнение фигурок из пальцев(с 3 лет).

— «Очки». Большой палец соприкасается с указательным, образуя колечко, остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Сделать колечки на обеих руках и поднести к глазам.

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

— «Флажок». Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижимы друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

— «Лодочка». Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Лодочка плывет по речке

Оставляя на воде колечки.

— «Скворечник». Ладони вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, а большие пальцы загнуты вовнутрь.

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поёт.

— «Собачка». Ладонь поставлена на ребро, большой палец поднят вверх, остальные пальцы сомкнуты, мизинец попеременно опускается и поднимается «собачка лает».

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

— «Мышка». Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги – это «ушки».

Серенький комок сидит

И бумажкой всё шуршит.

— «Зайчик». Указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и безымянный — прижаты к ладони большим пальцем. Шевелить «ушками» вперед – назад.

Кто там скачет на лужайке?

Это длинноухий зайка!

— «Петушок». Ладонь поднята вверх, указательный палец упирается на большой – это «клюв». Остальные пальцы подняты вверх и растопырены –

это «гребешок».

Петя – Петя – петушок,

Красный чудо-гребешок.

  1. Динамические упражнения для пальцев рук (пальчиковая гимнастика).

— «Семья». Сжать пальчики в кулак, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. На последнюю строчку сжимать и разжимать пальцы.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – Я.

Вот и вся моя семья.

— «Пальчик – мальчик». Пальцы сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальчики, начиная с мизинца.

— Пальчик – мальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходи

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

— «Дружные ребята».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(пальцы ритмично соединяются в «замок» и разъединяются)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

Начинай считать опять.

(одновременное касание подушечками пальцев двух рук)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание)

Мы закончили считать.

(кисти рук опустить вниз и встряхнуть)

— «Пять телят». Пальцы сжаты в кулачок, распрямлять по одному пальцу, начиная с большого. На последнюю строчку пальцы соединяются в щепотку.

Этот телёнок пьёт молоко.

Этот телёнок ушёл далеко.

Этот телёнок травку жует

Этот телёнок копытцами бьёт.

Этот телёнок мычит: «Почему-у все разошлись?

Скучно мне одному!»

— «Скачет зайчик». Правая рука сжата в кулак, указательный палец выпрямлен, пальцы на левой руке выпрямлены и разведены в стороны. Указательным пальцем правой руки поочерёдно прикасаться к пальцам левой руки начиная с большого.

Ловко с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик.

Вниз скатился, повернулся

И опять назад вернулся.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик!

Снова вниз и снова вверх!

Зайчик скачет выше всех!

Пальчиковую гимнастику необходимо выполнять регулярно, по несколько минут в день и тогда она будет эффективной. Игры и упражнения с пальчикам не только стимулируют речевое развитие, но и развивают память, внимание, воображение, готовят руку ребёнка к овладению письмом.

Советы на каждый день:

  1. Например, переливание жидкостей из одной емкости в другую.
  2. Играйте с мозаиками и пазлами.
  3. Займитесь переборкой пуговичек или других предметов по размеру.
  4. Собирайте конструкторы. Подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка.
  5. Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.
  6. Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
  7. Учитесь одеваться сами. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.
  8. Лепите вместе из пластилина.
  9. Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках — отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.
  10. Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых — круг, квадрат или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки.
  11. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия — заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.
  12. На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.
  13. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству — лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод — отличная альтернатива играм.
  14. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук. В специализированных магазинах и отделах вы сможете найти и другие развивающие игры.
  15. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.

Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не отступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребенка. Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики — неотъемлемая часть общего развития ребенка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребенка к школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Речь ребенка на кончиках пальцев.»

Развитие сенсомоторики....

Речь ребёнка на кончиках пальцев.

В работе рассматривается вопрос об использовании упражнений ММР для развитии речи ребенка....

Развитие речи дошкольников на кончиках пальцев

В этом материале представлена методическая разработка о развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики пальцев рук....

Речь не на кончиках пальцев

Речь не на кончиках пальцев...

«Развитие речи дошколят на кончиках пальцев»

Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Источники спо...

Консультация для родителей "Речь ребенка на кончиках пальцев"

Консультация для родителей "Речь ребенка на кончиках пальцев"...