Использование произвольного набора картинок в коррекционной работе с детьми.
консультация по логопедии (средняя группа)

Использование картинок в работе с детьми с нарушением речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование произвольного набора картинок в коррекционной работе с детьми.

В работе любого педагога, в том числе логопеда, самым удобным и наиболее часто используемым наглядным материалом являются картинки. А предметные картинки представляют собой самое универсальное многоцелевое пособие. У логопеда всегда имеются их наборы для закрепления поставленных звуков или относящиеся к различным темам. Очень часто логопеду важно добиться правильного называния изображенных на картинках предметов. Такая работа ведется на протяжении ряда занятий. Как же лучше организовать ее, чтобы старые, знакомые картинки не наскучили ребенку, а предлагались каждый раз по-новому, интересно и увлекательно? Как активизировать ребенка и побудить его к более качественному называнию картинок?

Предлагаемые игровые приемы помогут разнообразить данную работу, они не требуют времени на подготовку, сложного оборудования и наглядного материала. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов. Количество картинок логопед подбирает, ориентируясь на возрастные и речевые возможности ребенка, учитывая также его индивидуальные особенности.

 При общении с ними важен каждый момент, способствующий обогащению и активизации словаря, формированию навыков словообразования и словоизменения, развитию связной речи. Дети на каждом шагу сталкиваются с самыми разными картинками: в настольно-печатных играх, детских книгах и журналах, книжках-раскрасках, пазлах, тематических кубиках и т.д. Поэтому именно картинки будут незаменимым помощником при работе с детьми.


«Едем на поезде»

Ребенок составляет из картинок поезд и называет каждую картинку. Как вариант, логопед может изначально составить поезд, но картинки положить лицом вниз. Ребенок переворачивает картинки, выясняя, кто едет на поезде или что везет поезд, и называет предметы.
«Веселая дорожка»

Логопед выкладывает перед ребенком дорожку из картинок, либо ребенок выкладывает ее сам. По этой дорожке едет машина или идет какой-то персонаж, а ребенок по ходу движения называет каждую картинку.
«Что везет машина? (Что несем в корзинке?)»

В кузове машины или в корзинке лежат картинки. Ребенок, поочередно вынимая картинки, должен отчетливо их назвать. Если картинка названа неправильно или нечетко, она вновь кладется в кузов (в корзинку).
«Чудесный мешочек (Волшебная шкатулка)»

Это задание аналогично предыдущему, только картинки лежат в мешочке или шкатулке, которую можно заменить яркой коробочкой. Ребенок, не глядя, берет картинку и называет ее лишь после того, как она оказалась в руке или на столе.
«Строим дом»

Из картинок, названия которых нужно отработать, ребенок выкладывает домик, отчетливо называя каждую картинку. Логопед может заранее положить картинки в виде домика изображением вниз, а ребенок будет переворачивать картинки и называет каждую. Можно попросить ребенка назвать нижний (верхний, левый, правый) ряд картинок-кирпичиков.
«Волшебный волчок»

Логопед раскладывает картинки вокруг волчка, который можно сделать из кружка со стрелкой, проткнутого спичкой или палочкой. Ребенок вертит волчок и называет ту картинку, на которую указывает стрелка.
«Лесенка-чудесенка»

Ребенок из кирпичиков строит лесенку и раскладывает на ступеньках картинки или в виде лесенки раскладывает картинки на столе. Поднимаясь по ступенькам вместе с каким-нибудь персонажем, он называет каждую картинку. Если слово произносится неправильно или картинка называется неверно, движение останавливается. Можно ввести элемент соревнования, когда два ребенка (или больше) поочередно поднимаются каждый по своей лесенке на скорость.

«Авиадиспетчер (Отважный капитан)»
      Перед ребенком на столе в произвольном порядке лежат картинки. Это аэродром с посадочными площадками, на которые нужно посадить самолеты, или океан с островами, к которым будет причаливать корабль. В первом случае ребенок - диспетчер, регулирующий порядок полетов, во втором - капитан, ведущий свое судно от острова к острову.
1. Логопед шепотом называет слово, ребенок находит нужную картинку, ставит на нее самолет или кораблик и произносит слово громко.
2. Слово называет ребенок, а находит картинку и ставит игрушку логопед или другой ребенок.
3. Ребенок сам манипулирует с игрушкой и называет картинки.
«Поле чудес»

Как и в предыдущем задании, перед ребенком разложены картинки. За основу можно взять расчерченный лист бумаги или шахматную доску. По командам логопеда («Вперед, вперед, вправо» и т.п.) ребенок начинает движение с отмеченной клетки. В том месте, где он остановился, нужно назвать картинку.

«Строим мостик через речку»
        В качестве строительного материала для мостика можно использовать картинки или кирпичики с приклеенными к ним картинками. Ребенок, строя мостик и затем проходя по нему через речку, называет каждую. Если картинки или кирпичики достаточно крупные, мостик можно строить на полу, и ребенок сумеет по-настоящему пройти по нему. Если работа проводится на столе, то по мостику можно пройти пальчиками, либо провести по нему игрушку (куклу, мишку) или провезти машину.

Звукопроизношение и звукослоговой анализ.

- Покажи картинку, если услышишь правильное слово.

Сарик, шалик, шарик. Нашина, машима, масына, машина.

- Назови слова, четко проговаривая звук [ш].

- Дай такое имя девочке (кличку собаке), чтобы в нем был звук [ш].

- Назови место звука [ш] в слове (в начале, в середине или в конце).

- Назови первый звук в каждом слове.

- Назови последний звук в словах.

Шарик, шорты, шапка, карандаш.

- Какое слово начинается с предлагаемого слога?

Ма, ло, ка, ша, гру, мат.

- Положи на каждую картинку столько пуговиц, сколько слогов в слове.

В слове мат-реш-ка три слога, нужно положить три пуговицы.

- Какая картинка загадана?

В названии того, что изображено на картинке, два слога, а звук [ш] стоит не в начале.

Грамматический строй речи

- Кого нет (не стало)? Чего нет (не стало)? (Родительный падеж.)

Педагог закрывает одну из картинок фишкой или карточкой.

Нет (не стало) лошади, шарика, груши.

- К какой картинке тянется пальчик? (Дательный падеж.)

К чашке, к катушке.

- Что увидел? Кого увидел? (Винительный падеж.)

Шапку, машину, собаку.

- Назови соседей. (Творительный падеж.)

 Шарик рядом с чашкой, машина рядом с шапкой и шортами, катушка с матрешкой.

- О чем (о ком) не забудут глазки? (Предложный падеж.)

О матрешке, о лошади, о шарике.

- Подскажи словечко.

1 вариант. Используется одна картинка с изображением лошади.

Маша давно мечтала покататься на ком? (Картинка.) Но в городе не было кого? (Картинка.) Летом в деревне она увидела кого? (Картинка.) Маша осторожно подошла к кому? (Картинка.) Она быстро подружилась с кем? (Картинка.) И все лето каталась на ком? (Картинка.)

2 вариант. Используются несколько картинок, которые либо поочередно предъявляются ребенку по ходу рассказа, либо он сам выбирает подходящую по смыслу и употребляет слово в нужной падежной форме.

- Утром Маша выпила молоко из ... (из чего?) Съела сочную ... Поиграла с воздушным ... Нарисовала картинку цветными ... Маша села с папой в большую ... и поехала в деревню, чтобы покататься на ...

- Один и много. (Образование множественного числа существительных.)

Шар — шары, много шаров. Груша — груши, много груш.

- Посчитаем. (Согласование существительных с числительными.)

В качестве наглядной опоры можно использовать карточки с цифрами 1, 2 и 5.

        Одна чашка, две чашки, пять чашек. Один карандаш, 2 карандаша, пять карандашей

- Угадай-ка. (Согласование существительных с прилагательными.)

О какой картинке я могу сказать круглый, круглая; новые, новая?

- О чем или о ком говорит Незнайка? (Согласование существительных с местоимениями.)

Моя ... (собака), мой ... (карандаш), мои ... (шорты).

- О чем или о ком спрашивает Незнайка?

Это что? (Катушка.) Это кто? (Лошадь)

Словарь и словообразование

- Целое и части. (Название частей предметов.)

Что есть у машины? — Колеса, кабина, кузов, мотор. Что есть у лошади? — Грива, хвост, ноги, копыта.

- Большой — маленький. (Уменьшительно-ласкательные формы существительных.)

Большой шар, а маленький шарик. Большая шапка, а маленькая ... Большие шорты, а маленькие ...

- Подскажи нужное слово. (Слова-действия.)

Карандашом что делают? Из чашки что делают? На лошади что делают? С грушей что делают?

- Что мы видим, что мы слышим? (Подбор глаголов.)

- Весёлое путешествие. (Глаголы движения с приставками.)

Маша захотела погулять и из дома что сделала? ... (вышла). По дорожке ... (пошла). От дома далеко ... (отошла). К речке ... (подошла). Через речку ... (перешла). В лес ... (пришла). На полянку ... (вышла). Всю полянку ... (обошла). Ягод набрала и домой ... (пошла).

Аналогично можно придумать историю про лошадь (бежала, забежала, выбежала и т.д.) или сказку про шарик (летел, подлетел, отлетел, улетел).

- Кто больше знает слов? (Подбор прилагательных.)

   Шарик какой? — Оранжевый, круглый, большой, легкий, воздушный.

   Собака какая? — Большая, пушистая, добрая, ласковая, послушная, верная.

- Из чего это сделано? (Относительные прилагательные.)

Матрешка из дерева, она какая? Чашка из фарфора, она какая? Шапка из меха, она какая? Шорты из хлопка, они какие?

- Найдем хозяина. (Притяжательные прилагательные.)

У Паши чьи шорты? (Пашины.) У папы чья машина? (Папина) У собаки чей хвост? (Собачий.) У лошади чья грива? (Лошадиная.)

- Скажи наоборот. (Подбор антонимов.)

Шар большой, а наоборот — маленький. Собака добрая, а наоборот — ... Шапка новая, а наоборот — ...

Шар летит высоко, а наоборот — ... Лошадь скачет быстро, а наоборот — ...

Шапку связали, а наоборот — ... Машину поломали, а наоборот — ... Лошадь бежит, а наоборот — ... Шорты надевают, а наоборот — ...

- Хвастунишка. (Сравнительные формы наречий.)

Моя лошадь бегает быстро. — А моя еще быстрее!

Мой шар летит высоко. — А мой еще выше!

Моя шапка теплая. — А моя еще теплее!

Моя груша сладкая. — А моя еще слаще!

Связная речь

- Составление предложений по 2—3 опорным словам (картинкам).

Составь предложение, чтобы в нем были слова лошадь и чашка. — Лошадь попробовала пить чай из чашки.

Составь предложение, чтобы в нем были слова Маша, машина и карандаш. — Маша нарисовала карандашом красивую машину.

- Составление предложений по демонстрации действий.

Педагог, показав ребенку картинку, имитирует действия с воображаемым предметом или объектом. Например, продемонстрировав картинку с изображением карандаша, педагог показывает, как точит его, рисует им или уронил на пол. Ребенок должен составить соответствующее предложение. Если в упражнении участвуют несколько детей, то подобные «двигательные загадки» они могут загадывать друг другу.

- Составление предложений по одной картинке.

Педагог просит ребенка составить предложение, например, про матрешку.

- Для чего это нужно?

Ответь предложением, для чего нужна шапка? — Шапка нужна для того, чтобы в холод ее надевать на голову.

- Повтори и продолжи предложение.

Папа сел в машину, чтобы... Алеша надел шапку, потому что... Мама купила груши для того, чтобы... Маша громко плачет из-за того, что...

- Составление описательного рассказа по одной из картинок.

Как вариант, можно предложить ребенку составить рассказ- загадку, когда картинка не называется им, а остальные дети или педагог должны ее угадать по описанию.

- Составление рассказа, сказки или небылицы с использованием всех картинок.

У лошадки сегодня день рождения. Маша нарисовала ей цветными карандашами матрешку и стала собираться. Надела шортики, а шапку надевать не стала, потому что на улице тепло. Вместе с Пушком Маша поехала на машине. Пушок тоже приготовил лошадке подарок: он надул большой шар и завязал его ниткой (у него была целая катушка!). Лошадке подарки очень понравились. Друзья поиграли и стали из чашек пить чай с вареньем из груш. Все были очень довольны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»Цель: познакомить педагогов с возможнос...

Использование дидактического набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ментальными нарушениями

Использование дидактического набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ментальными нарушениями...

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми средней группы.

Приоритетным направлением системы образования является технологизация образовательного процесса. Освоение детьми технических наук требует определенной подготовки. Включение технического творчества в о...

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»...

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ОВЗ

Фридрих Фрёбель известен как создатель первого детского сада. Ядром педагогики детского сада Фрёбеля была игра. И посей день его набор не утратил своей актуальности и помогает педагогам в их деятельно...

Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в работе с детьми дошкольного возраста

Важная составная часть педагогической системы Ф. Фребеля - методика воспитания ребенка в семье и детском саду. Для образовательновоспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров&ra...