Особенности связной речи у дошкольников с ОНР
статья по логопедии (подготовительная группа)
Особенности связной речи у дошкольников с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_svyaznoy_rechi_u_doshkolnikov_s_onr.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Никоненко Евгения
Особенности связной речи у дошкольников с ОНР
Нарушения связной речи влекут за собой трудности, которые препятствуют нормальному развитию ребенка. Так нарушения связной речи затрудняют успешное обучение в школе, где, с одной стороны, связная речь является показателем интеллектуального развития ребенка, поэтому ему крайне важно уметь четко и грамотно выражать свои мысли. С другой стороны, овладев речью, ребенок использует ее как средство познания окружающего и средство обучения. Так же нарушения связной речи мешают ребенку успешно взаимодействовать со сверстниками, таким образом, нарушается коммуникативная функция речи. Данные факторы и обусловили актуальность выбранной темы.
По мнению А. В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следуют понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.
Для изучения этой проблемы нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление особенностей связной речи у детей с общим недоразвитием речи. В эксперименте участвовали 15 детей 5-6 лет, имеющих общее речевое недоразвитие (III – IV уровень речевого развития) и 15 детей такого же возраста с нормальным развитием речи. Предварительно был собран анамнез детей участвовавших в эксперименте. По заключению специалистов все дети были с сохранным зрением, слухом, интеллектом.
Анализ данных показал, что среди обследуемых детей без речевых нарушений серьезных патологий беременности и родовых травм не отмечалось. В группе детей с нарушениями речи имелись указания на различную патологию беременности и родов: тяжелые токсикозы беременности, угрозы выкидыша, оперативные роды, патология раннего постнатального периода в виде недоношенности, асфиксии, родовых травм.
У детей наблюдалась задержка моторного развития разной степени выраженности, большое количество детей состояло или состоит на учете у невропатолога.
Исследование проводилось методом индивидуального эксперимента.
Определялась способность детей к составлению высказываний с разной степенью самостоятельности. Таким образом, исследование проходило по следующим направлениям:
- выявление способности к пониманию связного речевого высказывания
- выявление способности к связному пересказу с опорой на наглядность
- выявление способности к связному пересказу без опоры на наглядность
- выявление способности к составлению собственного связного высказывания с опорой на наглядность
- выявление способности к составлению творческого рассказа без опоры на наглядность и без речевого образца
- выявление навыков владения как повествовательной, так и описательной речью.
При оценке выполнения заданий на составление различных видов рассказов учитывался ряд общих показателей, характеризующих уровень владения детьми навыками рассказывания. Определялись:
- степень самостоятельности при составлении рассказа,
- связность, последовательность и полнота изложения,
- смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядно изображенному сюжету и др.) и поставленной речевой задаче
- синтаксические особенности.
При затруднениях в процессе составления рассказа (перерыв в повествовании, длительные паузы и т.п.) оказывалась помощь в виде последовательного использования стимулирующих, наводящих и уточняющих вопросов.
Результаты количественного анализа наглядно представлены в гистограмме, из которой видно, что средний балл выполнения контрольных заданий детьми с общим недоразвитием речи ниже, чем средний балл детей с нормальным речевым развитием по всем видам заданий, что говорит об отставании в темпах развития связной речи детей с ОНР от детей без речевых патологий.
Первые два задания были направлены на изучение способности к пониманию связного высказывания. Из данных гистограммы видно, что разница в показателях двух групп по этим двум заданиям значительно меньше, чем в остальных заданиях, что говорит о значительно меньшем отставании детей с ОНР в имрессивной речи, по сравнению с экспрессивной речью.
На следующем слайде представлено сравнение описательной и повествовательной речи. 7,8,9 задания были направлены на изучение описательной речи. Мы видим, что показатели по этим заданиям ниже, чем по другим у обеих групп детей, у детей с ОНР намного ниже. Таким образом, навыки описательной речи сформированы у детей хуже, чем навыки повествовательной речи.
Необходимо так же отметить, что разрыв между максимальным и минимальным баллом, полученным за выполнение одного задания детьми с ОНР значительно больше, чем у детей с нормальным речевым развитием. Это говорит о большом различии в уровне овладения навыками связной речи внутри группы детей с ОНР, чего не отмечается у нормально развивающихся детей.
Характеризуя данные исследования в качественном отношении можно выделить следующие особенности связных высказываний детей с общим недоразвитием речи:
- Недостаточное понимание скрытого смысла предлагаемого рассказа;
- Большое количество простых нераспространенных, ни чем не осложненных предложений;
- Более низкая способность к составлению творческого рассказа;
- Более низкий интерес к выполнению заданий, особенно без использования наглядности, а так же более высоким уровнем неуверенности в своих силах;
Причинами данных трудностей у детей, возможно, связаны с недостаточным развитием предпосылок формирования связной речи, таких как установление причинно-следственных и временных связей между объектами и явлениями, недостаточное развитие воображения, наблюдательности, бедность жизненного опыта.
Сопоставление результатов выполнения заданий позволило выделить две группы детей в зависимости от степени сформированности связной монологической речи. Первую, более слабую группу (7 человек), составили дети, у которых были выявлены некоторые нарушения уже при построении высказываний на уровне фразы; резко выраженные нарушения наблюдались при выполнении всех или большей части заданий на составление рассказов. При этом требовалась помощь экспериментатора. Отмечались серьёзные затруднения в смысловой организации высказываний. Выполнение творческих заданий оказалось для них практически недоступным. Для их высказываний характерны крайняя бедность используемых языковых средств, наличие грубых аграмматизмов, нарушающих связность повествования.
У детей второй группы (8 человек) нарушения в построении отдельных сообщений были выражены в меньшей степени по сравнению с первой группой. Они, как правило, справлялись с заданием на построение связного высказывания по наглядной опоре. Были выявлены недостатки в языковом оформлении сообщении – нерезко выраженные нарушения связности повествования, лексические затруднения, различные аграмматизмы. В отличие от детей первой группы более или менее выраженные недостатки речи у этих детей проявлялись избирательно, в некоторых видах заданий (пересказ, составление рассказа по наглядному сюжету и др.). Отмечалась большая степень самостоятельности при выполнении всех видов заданий.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
- Уровень развития связной речи у детей с речевой патологией значительно ниже, чем уровень развития у детей с нормальным речевым развитием;
- Отставание в развитии связной речи ярче проявляется в экспрессивной речи, чем в импрессивной;
- Уровень сформированности описательной речи более низкий по сравнению с уровнем сформированности повествовательной речи.
- Отличия в формировании связной речи проявляются как в отставании в темпах развития, так и в качественном отношении;
- Среди детей с общим недоразвитием речи отмечаются значительные различия в уровне овладения связной речью.
Проведенное исследование показало, что детям с общим недоразвитием речи необходимо целенаправленное коррекционное обучение навыкам связной речи. Выделение групп детей по степени выраженности дефекта, позволяет подобрать дифференцированную методику коррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
С сообщением на тему "Особенности развития связной речи младших дошкольниов в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошколь...
Особенности связной речи старших дошкольников с нормальным речевым развитием .
Дети старшего дошкольного возраста владеют основными функционально - смысловыми типами связных высказываний. Им доступно составление небольших по объему текстов, большинство детей способны дать назван...
Особенности развития связной речи у дошкольников
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми....
«Особенности формирования связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями».
Описаны особенности, которые свойственны детям с речевыми нарушениями при формировании связной речи....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ «Особенности развития связной речи у дошкольников»
Современное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Современное - значит начатое с первых же д...
Исследование состояния и выявление особенностей связной речи дошкольников с ОНР (по результатам констатирующего эксперимента).
Статья содержит исследование состояния связной речи дошкольников старшего возраста с ОНР...
Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению нарушений при формировании связной речи у дошкольников с ОНР является взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации,...
- Мне нравится (1)