Особенности связной речи у дошкольников с ОНР
статья по логопедии (подготовительная группа)

Особенности связной речи у дошкольников с ОНР

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_svyaznoy_rechi_u_doshkolnikov_s_onr.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Никоненко Евгения

Особенности связной речи у дошкольников с ОНР

Нарушения связной речи влекут за собой трудности, которые препятствуют нормальному развитию ребенка. Так нарушения связной речи затрудняют успешное обучение в школе, где, с одной стороны, связная речь является показателем интеллектуального развития  ребенка, поэтому ему крайне важно уметь четко и грамотно выражать свои мысли. С другой стороны, овладев речью, ребенок использует ее как  средство познания окружающего и средство обучения.  Так же нарушения связной речи мешают ребенку успешно взаимодействовать со сверстниками, таким образом, нарушается коммуникативная функция речи.  Данные факторы и обусловили актуальность выбранной темы.

По мнению А. В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следуют понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.

Для изучения этой проблемы нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление особенностей связной речи у детей с общим недоразвитием речи. В эксперименте участвовали 15 детей 5-6 лет, имеющих общее речевое недоразвитие (III – IV уровень речевого развития) и 15 детей такого же возраста с нормальным развитием речи.  Предварительно был собран анамнез детей участвовавших в эксперименте. По заключению специалистов все дети были с сохранным зрением, слухом, интеллектом.

Анализ данных показал, что среди обследуемых детей без речевых нарушений серьезных патологий беременности и родовых травм не отмечалось. В группе детей с нарушениями речи имелись указания на различную патологию беременности и родов: тяжелые токсикозы беременности,  угрозы выкидыша, оперативные роды, патология раннего постнатального периода в виде недоношенности, асфиксии, родовых травм.

У детей наблюдалась задержка моторного развития разной степени выраженности, большое количество детей состояло или состоит на учете у невропатолога.

Исследование проводилось методом индивидуального эксперимента.

Определялась способность детей к составлению высказываний с разной степенью самостоятельности. Таким образом, исследование проходило по следующим направлениям:

  • выявление способности к пониманию связного речевого высказывания
  • выявление способности к связному пересказу с опорой на наглядность
  • выявление способности к связному пересказу без опоры на наглядность
  • выявление способности к составлению собственного связного высказывания с опорой на наглядность
  • выявление способности к составлению творческого рассказа без опоры на  наглядность и без речевого образца
  •  выявление навыков владения как повествовательной, так и описательной речью.

При оценке выполнения заданий на составление различных видов рассказов учитывался ряд общих показателей, характеризующих уровень владения детьми навыками рассказывания. Определялись:

  • степень самостоятельности при составлении рассказа,
  • связность, последовательность и полнота изложения,
  • смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядно изображенному сюжету и др.) и поставленной речевой задаче
  • синтаксические особенности.

        При затруднениях в процессе составления рассказа (перерыв в повествовании, длительные паузы и т.п.) оказывалась помощь в виде последовательного использования стимулирующих, наводящих и уточняющих вопросов.

                 Результаты количественного анализа наглядно представлены в гистограмме, из которой видно, что средний балл выполнения контрольных заданий детьми с общим недоразвитием речи ниже, чем средний балл детей с нормальным речевым развитием по всем видам заданий, что говорит об отставании в темпах развития связной речи детей с ОНР от детей без речевых патологий.

                Первые два задания были направлены на изучение  способности к пониманию связного высказывания. Из данных гистограммы видно, что разница в показателях двух групп по этим двум заданиям значительно меньше, чем в остальных заданиях, что говорит о значительно меньшем отставании детей с ОНР в имрессивной речи, по сравнению с экспрессивной речью.

        На следующем слайде представлено сравнение описательной и повествовательной речи. 7,8,9 задания были направлены на изучение описательной речи. Мы видим, что показатели по этим заданиям ниже, чем по другим у обеих групп детей, у детей с ОНР намного ниже. Таким образом, навыки описательной речи сформированы у детей хуже, чем навыки повествовательной речи.  

        Необходимо так же отметить, что разрыв между максимальным и минимальным баллом, полученным за выполнение одного задания детьми с ОНР значительно больше, чем у детей с нормальным речевым развитием. Это говорит о большом различии в уровне овладения навыками связной речи внутри группы детей с ОНР, чего не отмечается у нормально развивающихся детей.

                Характеризуя  данные исследования в качественном отношении можно выделить следующие особенности связных высказываний детей с общим недоразвитием речи:

  • Недостаточное понимание скрытого смысла предлагаемого рассказа;
  • Большое  количество простых нераспространенных, ни чем не осложненных предложений;
  • Более низкая способность к составлению творческого рассказа;
  • Более низкий интерес к выполнению заданий, особенно без использования наглядности, а так же более высоким уровнем неуверенности в своих силах;

                Причинами данных трудностей у детей, возможно, связаны с недостаточным развитием   предпосылок формирования   связной речи, таких как установление причинно-следственных и временных связей между объектами и явлениями, недостаточное развитие воображения, наблюдательности, бедность жизненного опыта.

Сопоставление результатов выполнения заданий позволило выделить две группы детей в зависимости от степени сформированности связной монологической речи. Первую, более слабую группу (7 человек), составили дети, у которых были выявлены некоторые нарушения уже при построении высказываний на уровне фразы; резко выраженные нарушения наблюдались при выполнении всех или большей части заданий на составление рассказов. При этом требовалась помощь экспериментатора. Отмечались серьёзные затруднения в смысловой организации высказываний. Выполнение творческих заданий оказалось для них практически недоступным. Для их высказываний характерны крайняя бедность используемых языковых средств, наличие грубых аграмматизмов, нарушающих связность повествования.

У детей второй группы (8 человек) нарушения в построении отдельных сообщений были выражены в меньшей степени по сравнению с первой группой. Они, как правило, справлялись с заданием на построение связного высказывания по наглядной опоре. Были выявлены недостатки в языковом оформлении сообщении – нерезко выраженные нарушения связности повествования, лексические затруднения, различные аграмматизмы. В отличие от детей первой группы более или менее выраженные недостатки речи у этих детей проявлялись избирательно, в некоторых видах заданий (пересказ, составление рассказа по наглядному сюжету и др.). Отмечалась большая степень самостоятельности при выполнении всех видов заданий.

                        

                Таким образом,  проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

  1. Уровень развития связной речи у детей с речевой патологией значительно ниже, чем уровень развития у детей с нормальным речевым развитием;
  2. Отставание в развитии связной речи ярче проявляется в экспрессивной речи, чем в импрессивной;
  3. Уровень сформированности описательной речи более низкий по сравнению с уровнем сформированности повествовательной речи.
  4. Отличия в формировании связной речи проявляются как в отставании  в темпах развития, так и в качественном отношении;
  5. Среди детей с общим недоразвитием речи отмечаются значительные различия в уровне овладения связной речью.

        Проведенное исследование показало, что детям с общим недоразвитием речи необходимо целенаправленное коррекционное обучение навыкам связной речи. Выделение групп детей по степени выраженности дефекта, позволяет подобрать дифференцированную методику коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

С сообщением на тему "Особенности развития связной речи младших дошкольниов  в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошколь...

Особенности связной речи старших дошкольников с нормальным речевым развитием .

Дети старшего дошкольного возраста владеют основными функционально - смысловыми типами связных высказываний. Им доступно составление небольших по объему текстов, большинство детей способны дать назван...

Особенности развития связной речи у дошкольников

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми....

«Особенности формирования связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями».

Описаны особенности, которые свойственны детям с речевыми нарушениями при формировании связной речи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ «Особенности развития связной речи у дошкольников»

Современное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Современное - значит начатое с первых же д...

Исследование состояния и выявление особенностей связной речи дошкольников с ОНР (по результатам констатирующего эксперимента).

Статья содержит исследование состояния связной речи дошкольников старшего возраста с ОНР...

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению нарушений при формировании связной речи у дошкольников с ОНР является взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации,...