Конспект занятия для детей с ТНР "На лесной полянке"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Вихрова Светлана Валентиновна

Конспект занятия  по развитию связной речи с элементами грамоты для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_lesnoy_polyanke.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

логопедического занятия в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по   теме: «На лесной полянке»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:                                                                                                         -  расширять и активизировать словарь  по  теме;                                                                                       -упражнять в употреблении в речи приставочных глаголов, предлогов;                                                                                                                          - употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа;

Коррекционно-развивающие:                                                                                                  - развивать связную речь, речевое  дыхание, артикуляционную  и мелкую моторику;                                                                                                                                 - развитие навыка звуко-слогового  анализа и синтеза;                                                    - развитие слухового внимания, логического мышления, памяти.

Коррекционно-воспитательные:                                                                                 -  Формировать доброжелательность, ответственность.                                                           -  Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.                                                                                  

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, социально- коммуникативное развитие.                                                    

Методические приёмы: организационный момент, упражнения на развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики, игра «Кого не стало»,  игра «Подбери признак»,  динамическая пауза, пальчиковая гимнастика,  игра  «Где  находится бабочка? » , рассказывание сказки с опорой на картинки , сюрпризный момент.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

  Оборудование: предметные картинки с изображением насекомых, наборное полотно, картинки с изображением вагонов с разным количеством окон,  пособие к игре «Где бабочка? », сюжетные картинки, магнитная доска с фишками, плакат с изображением лесной полянки, «Су-Джок» кольца.

                                         Ход занятия:                                                                                                                      1. Организационный момент.                                                                              - Давайте вспомним правило, которому мы следуем на занятии.                        Мы спокойны, мы спокойны                                                                              Говорим всегда красиво,                                                                                   Правильно, неторопливо,                                                                                           Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать                                                     Всё чётко, внятно,                                                                                                         Чтобы всё было понятно,                                                                                    Выполняем обязательно, что учили на занятиях.                                                                                                                                                                  2.   Сообщение темы.                                                                                                            - Ребята, я вас приглашаю отправиться в путешествие на лесную полянку.      Поедем мы на автобусе, который необходимо подготовить к поездке.                    3.  Развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики                              - Давайте нальёт бензин  в бензобак: сь-сь-сь;  накачаем шины: с-с-с;                                                           Заведём мотор: р-р-р.                                                                                           Вот всё готово, поехали:                                                                                                         Мы в автобус дружно сели                                                                                              И в окошко посмотрели,                                                                                                  Наш шофёр педаль нажал                                                                                                       И автобус побежал.                                                                                                                                              4. Активизация и уточнение словаря по теме.                                                                        - А вот и лесная полянка. (Демонстрация изображения полянки на экране телевизора)                                                                                                                                                                                          - Что вы здесь видите? ( Траву, цветы, ягоды)                                                                                                                 - Кого  здесь не хватает? (Насекомых)                                                                                               - Каких насекомых здесь нет? (Мухи, кузнечика и.т.д.)                                                                                                                                             - Почему они так называются? (Слово «насекомые» произошло от слова «насечки». «Насечки» - это поперечные полоски на теле у насекомых.)                                                                                                                                              -Нужны ли насекомые в природе? (Опыляют цветы, дают мёд, воск, шёлк и.т.д.)                                                                                                                                                                                                              - Чтобы насекомые появились на лесной полянке необходимо выполнить все задания, справитесь с ними?                                                                                       5. Игра «Подбери признак».                                                                                       Послушайте загадку : глядит на нас во все глаза,  яркая, нарядная … (стрекоза). Стрекоза для вас приготовила задание.                                                                                                                              

– Подберите признаки  к предметам, изображённых на картинках.                                               Образец ответа:  зелёный, быстрый кузнечик;  большеглазая стрекоза; надоедливая, серая муха; разноцветная, красивая бабочка; майский, вредный жук; маленький, злой комар, полосатая, полезная пчела, жалящая, красивая оса, ползающий, тёмный паук, трудолюбивый, сильный муравей.

6. Игра «Кого не стало».                                                                                                                                                                                                                        –Посмотрите на насекомых, запомните их, когда откроете глаза, назовёте  насекомое, которого здесь не хватает.                                                                                                                             7. Развитие звуко-слогового  анализа и синтеза.                                                  - Отгадайте загадку:     Те, с кем рядом я жужжала,                                                                                  

                          .          Помнят - у меня есть жало

                                     И на брюшке полоса,

                                     Потому что я ....                                                                                                                                                                                                                                                                 Работа с карточками, составление и объяснение звуковых  схем слов - оса (муха).                                                                                                                                                 8. Игра «Весёлый поезд»                                                                                                                 - Послушайте и отгадайте загадку: зелёный человечек, скачет к нам…(кузнечик).                                                                                                               – Кузнечик вас просит, определить количество слогов в названии картинок и разместить их около  соответствующих вагончиков.                                                          

 9. Динамическая пауза «Лесная полянка»

Раз, два, три, четыре, пять (дети шагают на месте).

На полянку пойдём гулять (хлопают в ладоши).

Посмотри, среди цветов (разводят руки в стороны)

Бабочки порхают!

Разноцветные вокруг (взмахивают руками, как крыльями)

Крылышки мелькают.

Только роза расцвела (складывают ладони в виде цветка,

Прилетела к ней пчела«Ж-ж-ж» (выставляют указательный палец и вращают им).

Описав над полем круг (указательным пальцем «рисуют» над головой круг).

Сел на травку майский жук (правой рукой изображают летящего жука, для этого выставляют вперёд указательный и средний пальцы).

Заиграл в траве скрипач (изображают игру на скрипке),

А потом помчался вскачь.

Мы его узнали (прыгают на месте),

Кузнечиком назвали.

 10. Пальчиковая игра с использованием  «Су-Джок »  массажёра.                                                                   – Отгадайте, кто это: он свой случай не упустит, сядет на руку и укусит…(комар). Комар предлагает  посчитать  насекомых.                                                                                                                                     Дружно пальчики считаем - насекомых называем. (Катают кольца между ладонями).                                                                                                                                                       Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зелёным брюхом. Это кто же здесь звенит, ой, сюда комар летит! Это стрекоза, вот шмель, а это трудолюбивый муравей. вот жужжащая пчела и красивая оса! ( Поочерёдно надевают колечки на пальцы рук.)                                                                                                            11. Игра  «Где  находится бабочка? »                                                                         - Послушайте ещё загадку:  Спал цветок и вдруг проснулся:

                                            Больше спать не захотел,

                                           Шевельнулся, встрепенулся,

                                            Взвился вверх и улетел.                                                                                                                                                                                                                                                                          - С вами хотят поиграть бабочки в прятки. Отгадайте, где они находятся?                                                                                                                                                                                                                                                          Образец ответа: бабочка летает над розой; бабочка сидит на ромашке и.т.д.

12. Рассказывание сказки «Бабочка и муравей »                                                Отгадайте ещё одну загадку: без работы - хоть убей, жить не может…(муравей). Муравей для вас приготовил интересные картинки, которые нужно разместить в правильной последовательности.

 * Дети размещают в правильной последовательности сюжетные картинки.

* Отвечают на вопросы по содержанию  сказки.                                                                                              - Какая была бабочка, а какой муравей?                                                                                                                                                       - Что перелетела бабочка и переполз муравей?                                                                                              - На что взлетела бабочка и вполз муравей?                                                                                                                                  - С чего бабочка слетела, а муравей спрыгнул?                                                                                - Почему бабочка не смогла спрятаться в муравейнике?                                                                                                                                                                                              - Куда бабочка влетела и спряталась от дождя?                                                                                                                                                - Кто лучше двигается, бабочка или муравей?    

*  Рассказывание сказки по цепочке.

13.  Итог занятия.                                                         

 - Вы справились со всеми заданиями и поэтому  на полянку вернулись насекомые.  Наше   путешествие подошло к концу и  нам пора возвращаться.                                                                                                                       - Раз, два, три повернись и в группе очутись.                                                                                      - Скажите, о ком мы сегодня говорили? (Мы говорили о насекомых.)                                    - Что вам понравилось больше всего? Что было для вас трудным? (Дети отвечают на вопросы)

- Насекомым очень понравилось как вы отвечали на занятии. Они дарят вам на память свои портреты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРИКЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ".

- учить детей сравнивать предметы путем наложения одной группы к предметам другой,...

Конспект комплексного занятия в старшей группе «на лесной полянке»

1. Воспитывать бережное отношение к природе, соблюдать правила безопасного поведения в лесу, возле реки.2. Ознакомление детей с объектами экологической тропы на остановке «полянка», создавая условия д...

Конспект итогового занятия по ФЭМП "Путешествие на лесную полянку"

Занятие  для второй младшей группы по ФЭМП....

Конспект занятия по познавательному развитию ФЭМП «Лесная полянка» во 2-ой младшей группе

- Закреплять умение детей различать и правильно называть фигуры (круг, квадрат, треугольник);- Закрепить понятия много, один, ни одного; понимать вопрос «сколько?»- Закрепить понятие о величине, ширин...

Конспект занятия для детей с ТНР "На лесной полянке"

Конспект занятия по развитию речи с элементами грамоты для детей старшей группы с ТНР...

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Путешествие на лесную полянку» Автор: воспитатель Сайкова Галина Егоровна

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Путешествие на лесную полянку»Автор: воспитатель Сайкова Галина ЕгоровнаЦель: уточнить знания детей о ...