конспект подгруппового логопедического занятия "Необыкновенные приключения по дороге в школу"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ» (по проекту ««Речедвигательная гимнастика в работе групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 муниципального образования Кавказский район город Кропоткин
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
«НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ»
(по проекту ««Речедвигательная гимнастика в работе групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»)
Составила: учитель-логопед
Воробьева Галина Алексеевна
ЦЕЛИ НОД:
- Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».
- Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “КОММУНИКАЦИЯ”
- Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и из слов – предложения.
- Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти.
- Совершенствование тактильных ощущений и восприятия.
- Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности.
- Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ПОЗНАНИЕ”
- Совершенствование речедвигательных навыков.
- Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков.
- Развитие связей межполушарного взаимодействия.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “ЗДОРОВЬЕ”
- Развитие двигательной активности, интонационной выразительности.
- Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ “СОЦИАЛИЗАЦИЯ”
- Воспитание культуры межличностных отношений.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
- Наглядный (символы звуков и букв)
- Словесный (совместная речевая деятельность)
- Игровой (сюрпризный момент, речедвигательная гимнастика)
- Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: символы звуков и букв, пособие «речевая дорожка», разноцветные мячики, песок, объемные буквы. Аудиозапись песенки «Веселые друзья» на сл.С.Михалкова.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением, разучивание стихов.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ЗДОРОВЪЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ: Педагогический опыт Архиповой Е.Ф. «Речедвигательная гимнастика», А.Е. Сыщенко «Упражнения для развития межполушарного взаимодействия»
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Организационный момент:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: -Доброе утро!
-Доброе утро! - солнцу и птицам.
-Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Все вы в течение года занимались на логопедических занятиях. Вы учились правильно произносить звуки, вы учились чётко и красиво говорить. И вот пришла пора отправляться вам в школу.
2.Введение в тему занятия:
- Ребята, видите – автобус? На нем мы поедем в школу. И в дороге нас будут ждать необыкновенные приключения!
Дети занимают места в «автобусе».
- А чтобы было веселей, споем «Песенку веселых друзей».
«Мы едем, едем, едем в школьные края! Хорошие ребята, счастливые друзья! Мы едем, едем, едем, и песенку поем, а в песенке поется о том, как мы живем!
Арь-арь-арь! Арь-арь-арь! Мы везем с собой букварь! Ручки и пеналы! Ластик и журналы! Книги и карандаши! Едут в школу малыши!»
- Внимание! Первая остановка по дороге в школу. Остановка «Гласных звуков».
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
- Скажите, какие звуки мы называем гласными?
Дети: Воздух свободно идёт через рот. Нет препятствий разных. Голос участвует, голос поёт. Звук получается ГЛАСНЫЙ.
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
- От гласных звуков зависит громкость, внятность, красота нашей речи.
-На «Дорожки гласных» проходите!
Дети становятся в начале «Дорожек гласных» с изображением символов гласных звуков (по Ткаченко Т.А.). Проходя по «Дорожке», дети по символу называют гласный звук, одновременно выполняя соответствующее речедвигательное движение (алгоритм: увидеть-назвать- показать):
И.п. Руки впереди, согнуты в локтях, сложены на уровне диафрагмы. Спина прямая, ноги вместе.
При произнесении [А] прямые руки резко выбрасываются вперед (как будто ловишь мяч). Одновременно с выдохом произнести [А]. Вернуться в исходное положение.
При произнесении [У] руки резко вытянуть вниз, вдоль туловища, ладони раскрыты. Одновременно с выдохом произнести [У]. Вернуться в исходное положение.
При произнесении [О] руки резко разводятся через стороны, поднимаются вверх и округло поднимаются над головой. Подбородок немного приподнимается. Одновременно с выдохом произнести [О]. Вернуться в исходное положение.
При произнесении [Э] руки резко опустить и поставить на пояс. Одновременно с выдохом произнести [Э]. Вернуться в исходное положение.
При произнесении [И] руки резко развести в стороны. Одновременно с выдохом произнести [И]. Вернуться в исходное положение.
При произнесении [Ы] руки резко развести в стороны и произвести колебательные движения прямыми руками вверх-вниз (или вращательные движения прямых рук в плечевых суставах). Одновременно с выдохом произнести [Ы]. Вернуться в исходное положение.
- Молодцы! Но пора продолжить наш путь в школу. Занимайте места в «автобусе». А чтобы было веселей, споем «Песенку веселых друзей»: «Мы едем, едем, едем и с песенкой такой в школу мы приедем, как к себе домой. Нам солнышко светило, нас ветер обдувал. В пути не скучно было, и каждый напевал: Арь-арь-арь! Арь-арь-арь! Мы везем с собой букварь! Ручки и пеналы! Ластик и журналы! Книги и карандаши! Едут в школу малыши!»
-Внимание! Вторая остановка. Остановка «Согласных звуков». - Скажите, а какие звуки мы называем согласными?
Дети: А СОГЛАСНЫЕ … согласны шелестеть, рычать, скрипеть, даже фыркать и хрипеть. Но не хочется им петь.
- Какие бывают согласные звуки? (твердые-мягкие, звонкие-глухие)
- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?
- Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки?
-Чем обозначаются звуки речи на письме?
-На «Полянку согласных букв» проходите!
- На «Поляне» - согласные буквы. Каждый из вас должен, услышав согласный звук, показать соответствующее речедвигательное движение, а затем подойти к букве, соответствующей услышанному звуку (алгоритм: услышать-показать-найти букву):
И.п.: Губы для звука /М/ собраны широкой «трубочкой». Руки впереди, согнуты в локтях, сложены на уровне диафрагмы.
Из и.п. руки согнуть в локтях, удержать у груди, прижимать руки к груди и одновременно прерывисто произносить: /М-М-М-М/. Вернуться в и.п..
И.п: Губы для звука /П/ растянуты в улыбке. Руки впереди, согнуты в локтях, сложены на уровне диафрагмы.
Из и.п. руки опустить вдоль туловища и ритмично хлопаем по бедрам, произнося на выдохе: /П-П-П/ . Возвращаемся в и.п..
И.п: Губы для звука /Н/ растянуты в улыбке. Руки впереди, согнуты в локтях, сложены на уровне диафрагмы.
Из исходного положения руки приподнять параллельно туловищу, согнуть в локтях. Сжать кулаки и делать резкие движения к себе согнутыми в локтях руками. На выдохе произносить: /Н-Н-Н/. Вернуться в и.п.
И.п. для звука /В/: Губы растянуты в улыбке, зубы видны. Руки впереди, согнуты в локтях, сложены на уровне диафрагмы.
Из и.п. руки приподнять перед грудью, согнув в локтях, пальцы сжать в кулак. Руки резко выдвинуть вперед, ладони раскрыть вниз, растопырив пальцы веером и сопроводить длительным звучанием: / ВВВВВ/ (пальцы слегка вибрируют) – ветер. Вернуться в и.п.
И.п. для звука /Т/, /Д/: Улыбка, зубы видны, работает язык. Руки впереди, согнуты в локтях, сложены на уровне диафрагмы.
Из и.п. руки поднять на уровне груди, пальцы сжать в кулаки. Имитируем движения ударов молотка – постукивая кулак о кулак нижней частью ладоней. Вдох(нюхаем), удар – выдох /Т/ (маленький молоточек). Удар – выдох /Д/ - большой молоток. Вернуться в и.п.
И.п. для звука /Ш/, /Х/: Губы ВЫПЯЧЕНЫ, ЗУБЫ ВИДНЫ. Руки впереди, согнуты в локтях, сложены на уровне диафрагмы.
Из и.п. руки, согнуть в локтях и приподнять на уровне груди, пальцы растопырены и согнуты «коготками».
Кошка шипит: руки резко распрямить и выдвинуть вперед с сильным выдохом и произнесением звука ШШШШШ. Вернуться в и.п..
Жук жужжит: руки резко распрямить и выдвинуть вперед с сильным выдохом и произнесением звука ЖЖЖЖ. Вернуться в и.п..
И.п. для звука /Л/: Губы растянуты в улыбке, зубы видны. Руки впереди, согнуты в локтях, сложены на уровне диафрагмы.
Из и.п. руки, согнуть в локтях и приподнять на уровне груди, ладони раскрыты. Резкие движения согнутыми в локтях руками с хлопками, с произнесением на выдохе звука /Л/ («Ладушки»). Вернуться в и.п..
И.п. для звука /Р/: Губы растянуты в улыбке, зубы видны. Руки впереди, согнуты в локтях, сложены на уровне диафрагмы.
Из и.п. руки, согнуть в локтях и приподнять на уровне груди. Попеременные резкие движения согнутыми в локтях руками, указательные пальцы удерживать вертикально. Произносить на выдохе звук («Мотор» /ТР/ или/Р/). Вернуться в и.п..
- Молодцы! Но пора продолжить наш путь в школу. Занимайте места в «автобусе». А чтобы было веселей, «Песенку веселых друзей» мы отхлопаем. (Хлопки в сухом ритме).
-Внимание! Третья остановка. Остановка «Слогов». Выходите, и к мячикам - звукам проходите!
-Услышав слог, возьмите соответствующие по цвету мячики - звуки в левую и правую руки. Затем, повторите этот слог, одновременно метая мячики-звуки левой и правой рукой.
- Молодцы, ребята! Нас ждет школа! Но доехать мы не можем – у автобуса спустили все колеса! Помогите водителю – сделайте новые колеса для автобуса.
Упражнение «Колеса» с бинарным рисованием и одновременным проговариванием чистоговорок: со-со-со - рисую колесо, ос-ос-ос- будет много колес.
- Спасибо вам, ребята! Отправляемся в путь! Подъезжаем к школе!
Дети: Приехали, приехали мы в школьные края! Тут хорошо учиться будем мы, друзья! Уже читать умеем мы главные слова: МАМА, ПАПА, ШКОЛА, РОДИНА, МОСКВА.
- В волшебном песке отыщите буквы, чтобы составить слово ШКОЛА, выложите его. - _ -- Молодцы!
- За ваши знания Учитель Школы приготовил вам сюрприз! В волшебном кубе – киндеры. На ощупь определите, назовите игрушку и получите ее в награду.
(Дети работают с сенсорным кубом)
- Вот и закончилось наше путешествие. Вы оказались умелыми и сообразительными
- Какое приключение по дороге в школу вам запомнилось больше всего?
- Я благодарю вас. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия "БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" в подготовительной к школе группе для детей с ОНР(3 год обучения, сильная подгруппа)
Основная цель занятия - закрепить навык согласования числительных с существительными в косвенных падежах, что особенно трудно детям с ОНР. Также дети учатся работать по символам -пик...
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Африканские приключения"
Конспект подгруппового занятия на автоматизацию звука [Р] в предложениях и тексте по лексической теме "Животные жарких стран"...
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Животные Севера и Жарких стран" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Данный конспект позволить педагогу провести с детьми подготовительного к школе возраста увлекательное и познавательное занятие по теме "Животные Севера и Жарких стран". Занятие направлено на развитие ...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с фонетико - фонематическим недоразвитием речи "Звуки [B], [B\'] и буква В"
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с фонетико - фонематическим недоразвитием речи "Звуки [B], [B\'] и буква В"...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи по лексической теме «Школа. Школьные принадлежности.»
-Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Тетрадь. Из чего она сделана». Совершенствование грамматического строя речи....
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группе. «Школа. Школьные принадлежности».
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Школа". "Школьные принадлежности"...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР "Школа. Школьные принадлежности" (с использованием технологии пакетмод)
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое раз...