Конспект занятия по развитию речи Тема: Письмо для друга.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Вагнер Оксана Викторовна

Занятие по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста . Занятие представлено на конкурс "Учитель года" в номинации "Учитель - дефектолог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_itog_1_vosstanovlen.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

Тема: Письмо для друга.

Цель: формирование связной речи.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять представления детей об изменениях в неживой природе зимой.
  2. Актуализировать знания детей и учить составлять рассказ об особенностях жизни диких зверей в зимний период с опорой на мнемотаблицу.
  3. Расширять и активизировать словарь детей по данной теме. Познакомить с новым слово «мышкует».

Развивающие:

  1. Совершенствовать навык согласования порядкового числительного с прилагательным и существительным в роде, числе, падеже.
  2. Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
  3. Развивать умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос, умение следить за правильным произношением звуков собственной речи.
  4. Развивать высшие психические функции: мышление, внимание.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение общаться доброжелательно и корректно: выслушивать ответы другого ребёнка, не перебивать.
  2. Воспитывать желание оказывать помощь сверстникам при составлении рассказа.

Методы и приёмы: наглядные, словесные, беседа, игровой, мнемотаблица, показ иллюстрационного материала.

 Оборудование: магнитная доска, проектор, экран, картинки с изображением диких животных, презентация.

Ход занятия:

Логопед: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть! Сегодня на занятии.. (раздаётся звонок)

Простите, дети, у нас видео – звонок.

На экране появляется Алекс из мультфильма «Мадагаскар»(Слайд №2)

Алекс: Привет! (Дети здороваются). Я рад вас всех видеть.

Логопед: Здравствуй, Алекс! Как у тебя дела? Как у вас погода?

Алекс: У меня всё здорово. Погода замечательная, загораем, купаемся, едим фрукты. А у вас я слышал наступило холодное время года. Как оно называется и что происходит в природе? (Слайд № 3)

Логопед: Ребята, какое  наступило время года?

Дети: Зима.

Логопед: Расскажите Алексу, что происходит зимой?

Дети:     Солнце светит, но не греет; дни стали короче, а ночи длиннее; холодно, морозно; идёт снег, бывают метели, земля покрывается снегом; водоемы покрываются льдом, дуют холодные ветра; люди надевают тёплую одежду- шубы, варежки...

Алекс: Да, холодно у вас там. А как же ваши  животные переносят зиму? Как они приспосабливаются к зиме? (Слад № 4)

Логопед: А какие животные тебя интересуют?

Алекс: Конечно, те, что живут у вас на Урале. (Слад № 5)

Логопед: Ребята, как вы думаете, как мы можем помочь Алексу?  

Ответы детей.

Логопед: Я предлагаю составить для Алекса рассказ - письмо и отправить по электронной почте, чтобы он мог рассказать и показать своим друзьям о том. как зимуют животные на Урале. Согласны?  Вспомните животных, которые живут у нас на Урале.

Дети: Медведь, волк, лиса, белка

Логопед: Отлично.

Логопед показывает мнемосхему зимнего леса на магнитной доске.

Логопед: Итак, наступила зима. В лесу животным стало трудно. Почему?

Дети: Холодно, мало корма.

Логопед: Всё верно.  Животные приспосабливаются к зиме каждый по - своему. Я загадаю загадку, вы отгадаете и расскажите Алексу об этом звере.

Логопед: Итак, слушайте загадку

В сосне дупло,в дупле тепло.
А кто в дупле живет в тепле?

Дети: Белка.

На экране картинка с изображением белки (Слайд № 6)

Логопед: Правильно, кто расскажет о том, как белка живёт в лесу зимой? Поможет вам в этом таблица.

На экране предоставляется таблица (Слайд № 7)

Дети:. У белки  поменялся цвет шерсти с рыжего на серый. Живёт белка в дупле. Белка сделала запасы – грибы, орехи, ягоды

Логопед: У нас получилась часть письма для Алекса. Маша, размести наш рассказ – рисунок на магнитную доску.

Логопед: Наша белочка приготовила на зиму вот такие запасы просит помочь ей сосчитать их. Назовите, что это?

 На экране появляется изображение – пять белых грибов и пять еловых шишек

( Слайд №8).

Дети: Белые грибы, еловые шишки.

Логопед: Кто может сосчитать? При счете не забудьте правильно произнести окончания в словах. 

Дети: Один белый гриб, два белых гриба……

Логопед: Отлично. Ты всё правильно сказал. Закройте глаза, зажмурьте сильно - сильно, открывайте.

На экране появляется изображение уши, туловище и  хвост  лисы(Слайд № 9,10,11)

Логопед: Ребята посмотрите, чьи это уши, хвост  выглядывают из снега?

Дети: Лисьи уши, лисий хвост.

Логопед: Верно.

На экране изображение лисы в зимнем лесу.(слайд № 12)

Логопед: А вот и лиса. Как она живёт в лесу зимой? Кто может составить рассказ о лисе.

На экране предоставляется мнемосхема (Слайд № 13)

Дети: Лиса живёт в норе. Питается мышами, птицами.

Логопед: И вот у нас получилась ещё часть письма для Алекса. Дима, размести нашу табличку на доску.

Логопед: Умнички, правильно! Вы сказали, что лиса питается мышами. У неё очень хороший слух и, услышав под снегом писк мышки, она …мышкует . Посмотрите, как она это делает.

На экране видео – «Лиса мышкует» (Слайд № 14)

Логопед: Как вы думаете, каким словом можно заменить это слово (Как по - другому сказать, что делает лиса)?

Дети: Охотится, ищет, достаёт.

Логопед: А кого мы из животных  не встретим в зимнем лесу? Почему?

Дети: Медведя, ежа, барсука. Они впадают в спячку. Им трудно найти корм.

Логопед: Правильно, это животные зимой спят, но видят сны. Как вы думаете, что им снится? Да, и я думаю, что они видят сны о лете. Например, вот такие.

Физминутка: На экране с медведем.(Слайд № 15)

Логопед: (показывает мнемсхема на экране – слайд № 16) Кто хочет рассказать, что делает зимой медведь?

Ребёнок: Медведь живёт в берлоге, зимой он не ест, а спит.

Логопед: Всё верно, у нас получился рассказ о медведе . Наташа,поставь нашу табличку на доску к нашему письму.

На экране волчьи следы.(слайд № 17)

Логопед: Ребята, как вы думаете, а чьи это следы?

Дети: Волчьи следы.

Логопед: Как живут волки в лесу зимой? Чем питаются? Света, составь рассказ о волке для Алекса, в этом тебе поможет таблица.

 Представляется на экране мнемосхема – волк (слайд №18)

Ребёнок: Зимой волки едят зайцев, кабанов, волк живёт в логове.

Логопед : Молодцы, всё верно! Я думаю Алексу понравятся наши рассказы. (обобщает ответы детей) Костя, поставь нашу табличку к письму.

Логопед: Для того, чтобы узнать о каком животном будет наш следующий рассказ вам надо отгадать загадку:

Чемпион по бегу.

по белому снегу.

 На экране – картинка заяц в зимнем лесу.(слайд № 19)

Логопед: А вот и наш зайчик. Ребята, а как можно сказать про зайца – какой он?

Дети: трусливый, белый, пушистый…

Логопед: Отлично! Скажите, как заяц приготовился к зиме? Чем питается зимой? Оля. Расскажи.

Выставляется на экране мнемосхема –заяц (слайд № 20)

Ребёнок:: Заяц меняет шубку на белую, чтобы его не видно было хищникам. Ест он кору, веточки.

Логопед:  Коля, размести нашу табличку на доску.

Логопед : Вот такое письмо  у нас получилось. Сейчас мы составим полный рассказ о том, как зимуют наши уральские животные и отправим наше письмо Алексу.

Логопед предлагает детям по – очереди рассказывать по таблице, расположенной на магнитной доске.

Логопед: Отличный рассказ у нас получился, отправляем наше письмо Алексу.

На экране мнемотаблица.(слайд №20)

Раздаётся звонок. На экране Алекс, который благодарит детей за рассказ и прощается.(слайд № 21)

Логопед: Ребята, как вы думаете хорошее дело мы сегодня с вами сделали? Какое?

Дети : Помогли Алексу узнать о жизни животных зимой.

Что больше всего понравилось тебе, Маша? А тебе что запомнилось, Артем?

Логопед: дает оценку деятельности детей, обобщает:  вспомнили,  как живут животные зимой, составили и отправили рассказ Алексу.

Конспект занятия по развитию речи

«Письмо для друга»

Составила: учитель – логопед

первой квалификационной категории

Вагнер О. В.

МДОУ «Д/с № 167» г. Магнитогорска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «ПИСЬМО ИЗ АФРИКИ»

Задачи:Воспитать доброе, бережное отношение к животному миру.Упражнять в употреблении предлогов «за» в пространственном значении.Формировать умений и навыков составлять описательные рассказы про...

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Друг познается в беде"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Друг познается в беде"...

Конспект занятия по развитию речи Тема занятия «Колобок» для детей младшего дошкольного возраста

Данное занятие способствует развитию связной речи детей. Вовлекает детей в диалог, обогащает словарь, учит координировать движения с речью, различать эмоции....

Конспект занятия по развитию речи Тема. "Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з – ж/".

Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж. Задачи: Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З и...

Конспект занятия по Развитие речи «Загадочное письмо от спортсменов»

Конспект занятия по Развитие речи«Загадочное письмо от спортсменов»...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Звуковая культура речи: звуки щ – ч».

Цель: упражнять детей в правильном произношении звука щ и дифференциации звуков щ – ч....