Игры с мячом в работе учителя-логопеда
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Татаринова Владислава Михайловна

Игра – это ведущая форма деятельности для ребенка дошкольного возраста, поэтому может быть использована при обучении и быть одним из занимательных этапов образовательной деятельности. Игра делает занятие интересным, развивающим и  эмоциональным.

Речь детей с общим недоразвитием речи характеризуется отставанием в формировании произносительной системы языка, несформированностью фонематических представлений, отставанием в лексико-грамматическом развитии.

Внимание таких детей не устойчиво, им трудно сосредотачиваться на одном задании, они быстро утомляются. Поэтому, чтобы разнообразить занятие, переключить внимание детей на более интересную и подвижную игру, предлагается в работе использовать мяч.

Применение мяча в коррекционной работе учителя-логопеда помогает обучать детей новым знаниям, развивает внимание, общую и мелкую моторику, ловкость движений, переключаемость, скорость реакции, ориентировку в пространстве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_myachom.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – это ведущая форма деятельности для ребенка дошкольного возраста, поэтому может быть использована при обучении и быть одним из занимательных этапов образовательной деятельности. Игра делает занятие интересным, развивающим и  эмоциональным.

Речь детей с общим недоразвитием речи характеризуется отставанием в формировании произносительной системы языка, несформированностью фонематических представлений, отставанием в лексико-грамматическом развитии.

Внимание таких детей не устойчиво, им трудно сосредотачиваться на одном задании, они быстро утомляются. Поэтому, чтобы разнообразить занятие, переключить внимание детей на более интересную и подвижную игру, предлагается в работе использовать мяч.

Применение мяча в коррекционной работе учителя-логопеда помогает обучать детей новым знаниям, развивает внимание, общую и мелкую моторику, ловкость движений, переключаемость, скорость реакции, ориентировку в пространстве.

В логопедической работе игры с мячом моэно использовать для решения следующих задач:

- развить фонематический слух;
- закрепить правильное произношение и дифференциацию звуков;
- развить словарный запас, грамматический строй речи;
- развить мелкую моторику.

Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха

• «Мяч кидай, звук называй» - игра на определение первого  звука в слове.
• «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - игра на название слова на заданный звук.
• «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - игра для развития фонематического анализа.
• «Мяч лови – слово собери» - игра на составление слова из названных звуков ( [к], [о], [т]; [ш], [у], [б], [а]) или слогов (до, ми, но; со, ба,ка).
• «Найди звук» - игра на выделение заданного звука из слова, если услышишь звук [о], подбросить мяч.
• «Стукни раз, а может два, по частям скажи слова » - игра на разделение слова на слоги, на каждый слог – удар мяча об пол.
• «Мяч кидай, где звук узнай» - игра на определение места звука в слове.
• «Мячик ловко бросай, мягкий звук называй» - игра на изменение твердого согласного на мягкий согласный звук.
• «Разноцветные мячи по порядку собери» - игра на составление звуковой схемы слова.

Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков

• «С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - игра на автоматизацию звуков, слогов.
• «Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй» - игра на повторение слов с автоматизируемым звуком.
• «Мяч скорей ты лови, чистоговорку повтори» - игра на проговаривание чистоговорок.
• «Лови да бросай, слово новое узнай» - игра на составление нового слова путемы замены определенного звука на другой (лак – рак, усы – уши ).
• «Раз, два, три – слоги повтори» - игра на повторение цепочки слогов (слов).
• «Мяч поймай – слово добавляй» - игра на договаривание слова в стихотворении.
• «Мяч лови, лишнее слово назови» - игра на определение лишнего слова, в котором нет заданного звука (шапка, шуба, шум, сова).

Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи

• «Я назову пять названий овощей» - игра для развития словарного запаса.
• «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - игра на образование притяжательных прилагательных (у овцы - овечья, у зайца – заячья).
• «Мы волшебники немного: был один, а станет много» - игра на изменение существительного по числам.
• «Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - игра на образование относительных прилагательных (палка из дерева – деревянная, труба из железа – железная).
• «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - игра на словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - игра на согласование существительных с местоимениями.
• «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - игра для развития глагольной лексики.
• «Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» - игра для развития глагольной лексики.
• «Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - игра для обогащения словарного запаса словами-антонимами.
• «Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - игра для развития обобщающих понятий.

Игры с мячом для развития мелкой моторики

• «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати».
• «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.
• «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали.
• «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.
• «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.
• «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.
• «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов

Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...

Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов

Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...

Игры с мячом в работе учителя-логопеда

Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть ...

Игры с мячом в работе учителя-логопеда

Тот, кто работает с детьми, знает, как нелегко приходится педагогу в первые дни их обучения. Ребята очень подвижны, внимание неустойчиво, у них повышенная утомляемость.    Какие выбрать мето...

Игры с мячом в работе учителя-логопеда

Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и...

Нейропсихологические игры с мячом в работе учителя-логопеда

В наше время проблема речевых нарушений у детей имеет массовый характер, количество таких детей среди дошкольного возраста увеличилось. Нарушение речи ведет к нарушениям в формировании высши...

Презентация – «Игры на липучках в работе учителя-логопеда» Составила учитель-логопед первой квалификационной категории-Шурховецкая Ирина Александровна.

Презентация – «Игры на липучках в работе учителя-логопеда»Составила учитель-логопед первой квалификационной категории-Шурховецкая Ирина Александровна.Цели: Развитие познавательной ак...