Игры с мячом в работе учителя-логопеда
консультация по логопедии на тему

Ляпустина Ольга Сергеевна

Тот, кто работает с детьми, знает, как нелегко приходится педагогу в первые дни их обучения. Ребята очень подвижны, внимание неустойчиво, у них повышенная утомляемость.    Какие выбрать методы и приёмы, чтобы увлечь ребёнка и сделать обучение увлекательным?   Как разнообразить задания и заинтересовать детей игрой?  Практика применения мяча в коррекционной работе учителя-логопеда показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_myachom_v_rabote_uchitelya.docx15.09 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с мячом в работе учителя-логопеда

   Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов в коррекционной работе. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим.

   У детей с недоразвитием речи наблюдается нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка, несформированность фонематических представлений, а также отставание в лексико-грамматическом развитии. Тот, кто работает с детьми, знает, как нелегко приходится педагогу в первые дни их обучения. Ребята очень подвижны, внимание неустойчиво, у них повышенная утомляемость.    Какие выбрать методы и приёмы, чтобы увлечь ребёнка и сделать обучение увлекательным?    Как разнообразить задания и заинтересовать детей игрой?

   Практика применения мяча в коррекционной работе учителя-логопеда показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми. Игры с мячом помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности, получать новые знания, развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве и т.п.

   Сейчас можно купить самые разнообразные мячи или шарики: резиновые, пластмассовые, тряпичные, каучуковые, деревянные, мячи - массажёры.

   В логопедической работе игры с мячом можно разделить на четыре раздела:

- развитие фонематического слуха;

- закрепление правильного произношения и дифференциация звуков;

- развитие словаря, грамматического строя речи;

- развитие мелкой моторики.

Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха

• «Мяч кидай, звук называй» - определить и назвать первый (последний) звук в слове.

• «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук.

• «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх.

• «Мяч лови – слово собери» - составление слова из названных звуков ( [д], [о], [м]; [у], [т], [к], [а]) или слогов (ма, ши, на; мо, ло,ко).

• «Найди звук» - если услышишь звук [у], стукни мячом об пол.

• «Стукни раз, а может два, по частям скажи слова» - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.

• «Мяч кидай, где звук узнай» - определить позицию заданного звука в слове.

• «Мячик ловко бросай, мягкий звук называй» - назвать мягкий согласный звук.

• «Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри» - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове.

• «Разноцветные мячи по порядку собери» - составить звуковую схему слова.

Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков

• « С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов.

• «Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй» - повторение слов с определённым звуком.

• «Мяч скорей лови, чистоговорку повтори» - проговаривание чистоговорок.

• «Лови да бросай, слово новое узнай» - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши ).

• «Раз, два, три – слоги повтори» - повторить цепочку слогов (слов).

• «Мяч поймай – слово добавляй» - договорить слово в стихотворении.

• «Мяч лови, лишнее слово назови» - определить лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, сапоги, шум, сова).

Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи

• «Я назову пять названий овощей» - назвать соответствующие слова.

• «Мяч бросаю, диких животных называю».

• «Мяч передаю, деревья назову».

•«Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья).

• «Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе.

• «Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).

• «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

• «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с местоимениями.

• «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии.

• «Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» - обогащение глагольного словаря.

• «Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - назвать слова-антонимы.

• «Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление активного словаря и развитие логического мышления.

• «Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова.

Игры с мячом для развития мелкой моторики

• «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати».

• «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.

• «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали.

• «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.

• «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.

• «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.

• «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.

   Предложенные игры с мячом позволяют расширить знания, умения и навыки детей, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление. Надеюсь, что игры с использованием мяча помогут учителям-логопедам и воспитателям проводить занятия более интересно и занимательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов

Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...

Мастер-класс для учителей-логопедов. Обучающие игры с движениями в работе учителя-логопеда по развитию речевых компонентов

Традиционно в педагогике применяются когнитивные методы развития и коррекции, но этого недостаточно для успешного развития высших психических функций (ВПФ).Необходимы интеграции левополушарного и прав...

Игры с мячом в работе учителя-логопеда

Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть ...

Игры с мячом в работе учителя-логопеда

Игра – это ведущая форма деятельности для ребенка дошкольного возраста, поэтому может быть использована при обучении и быть одним из занимательных этапов образовательной деятельности. Игра делае...

Игры с мячом в работе учителя-логопеда

Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и...

Нейропсихологические игры с мячом в работе учителя-логопеда

В наше время проблема речевых нарушений у детей имеет массовый характер, количество таких детей среди дошкольного возраста увеличилось. Нарушение речи ведет к нарушениям в формировании высши...

Презентация – «Игры на липучках в работе учителя-логопеда» Составила учитель-логопед первой квалификационной категории-Шурховецкая Ирина Александровна.

Презентация – «Игры на липучках в работе учителя-логопеда»Составила учитель-логопед первой квалификационной категории-Шурховецкая Ирина Александровна.Цели: Развитие познавательной ак...