Профилактика оптической дисграфии и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.profilaktika_opticheskoy_disgrafii_i_disleksii_u_doshkolnikov_s_onr.docx | 645.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Е.Г. Хазова
учитель-логопед
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них — овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Причины этого явления уходят своими корнями в дошкольный возраст. Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них уже в первые дни пребывания в школе возникают специфические трудности при письме (дисграфия) и чтении (дислексия).
Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.
Самые первые проявления данной патологии я наблюдаю уже задолго до начала школьного обучения – в детском саду. Если вести речь о результативном решении этой сложной проблемы, то мне, как учителю-логопеду дошкольного учреждения, важнее говорить о способах профилактики дисграфии и дислексии у детей-дошкольников, чем о путях ее преодоления у школьников. Ведь вполне очевидно, что нарушения письменной речи (как и проявление любой другой формы речевой патологии) значительно легче предупредить, чем устранить.
В целях профилактики нарушений письменной речи у дошкольников я, во-первых, четко определяю признаки, по которым можно безошибочно предсказать неизбежность появления дисграфии и дислексии у детей ещё до начала их школьного обучения, во-вторых, сама использую в коррекционной практике простые методические приемы, позволяющие еще до прихода ребенка в школу устранить у него предрасположенность к нарушению чтения и письма.
Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии у детей могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза, недифференцированность зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.
Работу я начинаю с выявления возможных трудностей, испытываемых детьми при восприятии окружающего, нахожу причины этих трудностей и по возможности стремлюсь эти причины устранить. В частности, с помощью тестов, предлагаемых В.А. Киселевой, определяю состояние зрительного гнозиса и пространственных представлений детей.
Анализ результатов тестирования позволяет выявить у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи следующее:
- трудности концентрации и переключения зрительного внимания,
- нарушения восприятия предметов,
- трудности целостности и избирательности зрительного восприятия,
- нарушения зрительной памяти,
- недостаточная сформированность способности ориентироваться в пространстве,
- нарушение зрительно-моторной координации.
Поэтапная коррекционно-профилактическая работа с использованием специально подобранных приемов и заданий по улучшению зрительного восприятия и способности ориентироваться в пространстве с помощью зрения, развитие зрительно-моторной координации помогают сформировать у детей-логопатов дошкольного возраста навыки оптически грамотного чтения и письма и значительно повышают у них шансы на успех обучения в школе.
В коррекционно-профилактичекой работе можно выделить два этапа.
Первый этап – подготовительный – это работа с картинками в старшей логопедической группе. (Приложение 1.)
Второй этап – основной – работа с буквами в подготовительной логопедической группе. (Приложение 2.)
На первом этапе у детей формируются умения, способствующие оптически грамотному письму и чтению, а именно:
- развивается зрительное внимание, дети начинают адекватно воспринимать величину и форму предметов, зрительное восприятие становится целостным и избирательным;
- развивается зрительная память;
- формируются способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в частности, в малом пространстве.
На втором этапе дети научаются автоматически распознавать буквы, отличать друг от друга буквы, имеющие сходства в начертаниях. Работу с буквенным материалом на основном этапе я провожу в подготовительной группе в определённой последовательности и с учетом постепенного усложнения восприятия зрительных образов графем.
В процессе коррекционно-профилактической работы я опираюсь на принципы логопедического воздействия:
- этиопатогенетический принцип, что обязывает логопеда учитывать причины и механизмы возникновения оптической дисграфии и дислексии и соответствующим образом воздействовать на ребенка, страдающего теми или иными отклонениями в речи;
- принцип системного подхода (учет структуры дефекта и отклонений, сопутствующих основному нарушению речи);
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода (учет этиологии, механизмов и симптоматики нарушения речи, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка);
- принцип поэтапно формирования и закрепления навыков правильного чтения и письма, что определяет профилактическое воздействие как целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяется несколько стадий (этапов) работы. Каждый такой этап характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами. Переход от одного этапа к другому происходит в определенной последовательности;
- принцип учета ведущей деятельности и мотивации. Ввиду того, что в дошкольном возрасте у ребенка ведущей является игровая деятельность, упражнения по коррекции речи я провожу в форме игр и развлечений.
- принцип упражняемости предполагает многократное выполнение практических заданий на разнообразном материале.
С целью повышения эффективности коррекционной работы мной были разработаны дидактические игры и пособия, направленные на предупреждение оптической дисграфии и дислексии у детей.
Достижение положительных результатов возможно при хорошей организации коррекционного сопровождения профилактики нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста. В результате внедрения в практику предлагаемых ниже заданий и упражнений достигается коррекционный эффект преодоления «скрытых» дефектов, у детей формируются полноценные психологические структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессами чтения и письма. Таким образом, ранняя первичная профилактика оптических нарушений у детей дошкольного возраста значительно повышает их шансы на успешное обучение в школе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПЕРВЫЙ ЭТАП.
Выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия
- Привлечь внимание к окружающим предметам. Назвать, что изображено на картине.
- Выделить из множества картинок заданные по определённой теме («Посуда», «Игрушки» и т.д.).
- Выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур.
- Соотнести геометрические фигуры верхнего ряда с геометрическими фигурами нижнего ряда.
- Соотнести черно-белые изображения предметов с цветными.
- Узнать предмет по контурному изображению.
- Соотнести предметы с их черными силуэтами.
- Найти различия в двух предметных картинках.
- Узнать предметы, наложенные друг на друга.
- Узнай зашумленные предметы.
- Найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным.
- Найти одинаковые предметы, объекты.
- Назвать недорисованные изображения предметов.
- Определить, что неправильно нарисовал художник.
- Определить, что забыл нарисовать художник.
- Найти и различить предметы в затрудненном для восприятия виде.
- Найти спрятанные в рисунках предметы.
- Найти и соотнести предмет с геометрической фигурой.
- Синтезировать реальные изображения предметов (разрезные картинки, пазлы, «заплатки»).
- Угадать предметы по отдельным деталям.
- Узнать изображения-«химеры».
- «Лабиринты».
Развитие зрительной памяти
- Запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти.
- Запомнить ряд предметов, по памяти восстановить порядок их расположения.
- Запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги.
- Восстановить пары картинок.
- Восстановить первоначальные варианты картинок (кукла, мяч, мишка – мяч, кукла, мишка).
- Сравнить две картинки и найти их отличия.
- Запомнить расположение палочек (спичек) в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе (палочки расположены хаотично или из них выложены геометрические фигуры).
Развитие пространственных представлений: формирование способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, малом пространстве
- Назвать и показать верхние, затем нижние части тела на рисунке, а затем у себя, сначала стоя перед зеркалом, потом – по памяти.
- Назвать, что выше (ниже) всего.
- Показать и назвать действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т.д.).
- Показать и назвать действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседания, махи ногами, вращения бёдрами и т.д.).
- Назвать и показать части тела, которые находятся спереди (сзади).
- Выполнить движения только в направлении вперёд (ходьба, прыжки, сгибание колен, наклоны головы и т.д.).
- Выполнить движения только в направлении назад (ходьба, прыжки, откидывание головы и т.д.).
- Назвать и показать правые и левые части тела.
- Выполнить движения только в направлении направо (махи руками, ногами, наклоны головы и т.д.).
- Выполнить движения только в направлении налево.
- Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха и т.п.
- Назвать как можно больше предметов, которые находятся справа (слева), спереди (сзади).
- Стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены высоко (низко), далеко (близко).
- Выполнить команды логопеда: один шаг налево, два вперёд, три направо, один назад и т.п.
- Предложить ребенку нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры: в центре листа – круг, в верхнем правом углу – квадрат, в верхнем левом углу – овал, в нижнем правом углу – прямоугольник, в нижнем левом углу – треугольник.
- Предложить ребенку провести на листе бумаги дорожку от одного предмета к другому.
- Предложить ребенку закончить строчку по образцу (ребенок работает на листе бумаги в крупную клетку).
- Пространственные слуховые диктанты.
- Отработать правильность употребления предлогов перед, за между, после, около, рядом, на, под, над, в.
- Отработать правильность употребления противоположных понятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ВТОРОЙ ЭТАП.
Автоматизация зрительных представлений графических образов букв, дифференциация букв, имеющих оптические сходства
- Назвать буквы.
- Назвать пары букв.
- Найти и назвать неправильно написанные буквы.
- Дорисовать недостающие элементы букв. Назвать эти буквы.
- Узнать и назвать буквы.
- Найти и вычеркнуть заданную букву, слог, слово.
- Восстановить слова из букв.
- Вставить в слово пропущенную букву.
- Восстановить слова, используя заданные слоги.
Список используемой литературы:
1. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997.
2. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.
3. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1995.
4. Профилактика оптической дисграфии и дислексии у дошкольников: Из опыта работы Т.Б. Поповой, учителя-логопеда МДОУ ЦРР «Детский сад № 45» г. Биробиджана. – Биробиджан: ОблИУУ, 2009. – 28 с.
5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа «Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Предупреждение нарушения чтения — одна из важнейших задач дошкольного логопеда. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвяз...
Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.Причина...
Роль игры в профилактике оптической дисграфии и дислексии у дошкольников
Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон устной речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития в устной ре...
Профилактика дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи
ОНР - вид речевого патологии характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с с...
Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья: "Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи"....
Профилактика оптической дисграфии и дислексии у дошкольников
В презентации раскрыты признаки оптических нарушений речи, условия правильного усвоения букв. Предложены разнообразные виды заданий....