Организация индивидуально - коррекционного процесса в работе логопеда.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями развития (нарушением речи, задержкой психического развития) основной формой коррекционного обучения являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школьному обучению. Основную часть рабочего времени логопеда занимают индивидуальные занятия с детьми, которые решают коррекционные речевые и иные задачи нарушений психического и (или)физического развития, индивидуальные для каждого ребёнка. В данной статье представлены требования к структуре индивидуальных занятий, их календарно - тематическое планирование.В последующих статьях будет представлен обобщённый вариант индивидуальной коррекционной работы логопеда с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_individualnyh_zanyatiy_v_rabote_logopeda.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования для успешной реализации образовательной программы предполагает создание психолого – педагогических условий для получения детьми образования в соответствии с их возрастными, психологическими возможностями и индивидуальными особенностями. Для этого в образовательном процессе используются разнообразные формы и методы работы.
В группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями развития (нарушением речи, задержкой психического развития) основной формой коррекционного обучения являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школьному обучению. Адаптированная основная общеобразовательная программа предполагает решение коррекционно – развивающих задач в форме фронтальных, подгрупповых (в подвижных микрогруппах) и индивидуальных занятий.
Основную часть рабочего времени логопеда занимают индивидуальные занятия с детьми, которые решают коррекционные речевые и иные задачи нарушений психофизического развития, индивидуальные для каждого воспитанника. Индивидуальные занятия помогают сформировать навыки совместной продуктивной и речевой деятельности детей с особенностями установления контакта, иными нарушениями в развитии. Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова.
Для повышения речевой активности на индивидуальных занятиях логопед подбирает лексико – грамматические игры и игры на развитие высших психических функций со словарным материалом, насыщенным автоматизируемым звуком. В структуру индивидуального занятия входят игры и упражнения по обучению элементам грамоты, профилактики нарушений письма и чтения.
К индивидуальным логопедическим занятиям предъявляются определенные требования. При их подготовке и проведении логопед определяет тему и цели занятия, продумывает этапы занятия, их связь друг с другом, планирует постепенное усложнение речевого материала занятия, осуществляет дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей. Логопед на занятиях должен формулировать инструкции кратко и четко, использовать разнообразный и красочный наглядный материал, создать положительный эмоциональный фон занятия.
В основе планирования занятий с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический подходы.
Тематический подход организации познавательного и речевого материала занятия предполагает его концентрацию на теме из окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Изучение темы параллельно изучается на разных по видам деятельности занятиях: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, в играх. Подбор и расположение тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером.
Примерное тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности С(к)Р группы VII вида | ||
Период | ||
СЕНТЯБРЬ | I неделя | МОНИТОРИНГ |
II неделя | МОНИТОРИНГ | |
III неделя | МОНИТОРИНГ (первый период обучения) Ранняя осень. Деревья, кустарники (второй период обучения) | |
IV неделя | МОНИТОРИНГ (первый период обучения) Урожай (второй период обучения) | |
ОКТЯББРЬ | I неделя | Золотая осень. От зерна до булочки. |
II неделя | Профессии. | |
III неделя | Я и моё тело. Я и моё настроение. | |
IV неделя | Посуда. Продукты питания. | |
НОЯБРЬ | I неделя | Поздняя осень. |
II неделя | Дикие животные. | |
III неделя | Дикие животные готовятся к зиме. | |
IV неделя | Домашние животные. | |
ДЕКАБРЬ | I неделя | Зима. |
II неделя | Зимующие птицы. | |
III неделя | Зимующие птицы. | |
IV неделя | Новый год. Зимние игры и забавы. | |
ЯНВАРЬ | I неделя II неделя | КАНИКУЛЫ МОНИТОРИНГ |
III неделя | Середина зимы. ( первый период обучения) Начало года. Календарь. ( второй период обучения) | |
IV неделя | Материалы для изготовления предметов. Свойства предметов. | |
ФЕВРАЛЬ | I неделя | Одежда. |
II неделя | Обувь. Головные уборы. | |
III неделя | Родина. Защитники Отечества. | |
IV неделя | Домашние птицы. | |
МАРТ | I неделя | Весна. Женский день. |
II неделя | Мой дом. Моя семья. | |
III неделя | Мебель. Электробытовые приборы. | |
IV неделя | Родной город. Родина. | |
АПРРЕЛЬ | I неделя | Середина весны. Прилёт птиц. |
II неделя | Планета Земля. Космос. | |
III неделя | Рыбы. | |
IV неделя | Транспорт. Правила дорожного движения. | |
МАЙ | I неделя | Весна цветёт. Весенние работы в саду и огороде. |
II неделя | День Победы. | |
III неделя | Цветы. Насекомые. МОНИТОРИНГ. | |
IV неделя | МОНИТОРИНГ. До свидания, детский сад. Лето. |
В последующих статьях будет представлен обобщённый вариант индивидуальной коррекционной работы логопеда с детьми, который включает:
статичные и динамичные артикуляционные упражнения: упражнения для тренировки губ; упражнение для тренировки нижней челюсти; упражнения для тренировки языка;
пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов;
упражнения по развитию речевого дыхания;
упражнения по развитию мимической выразительности;
упражнения по формированию просодики (темп, ритм, модальность голоса);
воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи;
упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия;
исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка;
коррекция нарушения слоговой структуры слова;
формирование лексико-грамматических представлений;
обучение элементам грамоты;
развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления;
профилактика нарушений чтения и письма.
Речевой и практический материал для индивидуальных занятий представлен в картотеках.
Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, подбирая речевой и практический материал, логопед должен стремиться к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация индивидуальной коррекционно - речевой работы с ребенком в ДОУ и дома
Практическое занятие для воспитателей. Совершенствание и углубление знаний по речевому развитию детей.Дальнейшее практическое использование навыков в индивидуальной работе с ребенком...
Тематическая встреча «Сами будем больше знать, будем детям помогать» (Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребёнком в ДОУ и дома)
Предлагаю вашему вниманию конспект тематической встречи с родителями, цель которой показать, какие игры и упражнения можно использовать в работе по закреплению звука и развитию фонематического с...
Организация индивидуальной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ДЦП
Консультация для педагогов и родителей...
Организация индивидуальной коррекционной работы учителя – логопеда.
С учетом современных подходов и требований к организации коррекционной работы с дошкольниками учителю-логопеду рекомендуется оформление планов индивидуальной коррекционной работы. Коррекционная ...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома»
Цель: совершенствовать традиционные формы работы с родителями и воспитателями для эффективного развития звукопроизносительной стороны речи....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома»
Цель: совершенствовать традиционные формы работы с родителями и воспитателями для эффективного развития звукопроизносительной стороны речи....
Презентация " Организация индивидуальной коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими ЗПР"
В данной презентации представлен материал следующего содержания:1. Определение категории детей с ЗПР.2. Цели, задачи коррекционной работы.3. Этапы сопровождения ребенка с ОВЗ.4. Основное содержание ИО...