Игротека речевых игр
картотека по логопедии
Предварительный просмотр:
Картотека речевых игр и упражнений
(подготовительная группа)
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6-7 Л)
♥«Что такое звук, слово, предложение?»
Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.
Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (Гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово... стол? (Предмет мебели.)». — Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения. — Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных... (клички). У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? что может звучать? на чем можно сидеть? спать? ездить? — Подумай, почему так называют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»? Из этих слов понятно, для чего они нужны. — У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова. — Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «а» (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя), на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба). — Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.
♥«Найди звук»
Цель: находить слова с одним и двумя слогами.
— Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове «цыпленок»? (Слово «жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» — из двух, «цыпленок» — из трех.) — Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки. (Слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука «Ш», слова «жук» и «жаба» — со звука «Ж», слова «забор», «замок» — со звука «З», слова «цыпленок», «цапля» — со звука «Ц».) — Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками «Р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), «РЬ» (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), «Л» (баклажан, яблоко, кизил), «ЛЬ» (малина, лимон, апельсин, слива).
♥«Картина — корзина»
Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.
Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка. — Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.) — Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза). — Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)? Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.
♥«Едем, летим, плывем»
Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.
На рисунке шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай (рис. 4). — Назови все предметы одним словом. (Транспорт.) — Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова «трамвай», по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)? (Звук «Т» встречается в начале слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет», «самолет».) — Составь предложение с любым словом («Самолет летит быстро»). — Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход.) — Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т—С (троллейбус), А—С (автобус), С—Т (самолет), В—Т (вертолет), М—О (метро), Т—И (такси). Старшие дошкольники учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: «Зайчик-зайчик, где гулял?» (На полянке танцевал.) «Где ты, белочка, скакала?» (Я орешки собирала.) «Эй, зверята, где вы были?» (Мы грибы ежам носили.) Они приучаются изменять громкость голоса, темп речи, в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Детям предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные ими самими, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и медленно, шепотом и быстро). Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания. Со старшими дошкольниками продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет («дерево», «металл», «пластмасса», «стекло»), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
♥«Что вы видите вокруг?»
Цель: уточнить представления детей о названии предметов.
— Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.) — Если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам.) — Что означают слова... «мяч», «кукла», «ручка»? — У меня в руке... ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что значит слово «ручка», обозначающая этот предмет? (Ею пишут.) А что обозначает слово «ручка» (показываем на дверную ручку)? («Ею открывают и закрывают дверь».) — Можешь ли ты назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушай стихотворение Ирины Токмаковой «Плим»: Ложка — это ложка. А я придумал слово. Ложкой суп едят. Смешное слово — плим. Кошка — это кошка. Я повторяю снова — У кошки семь котят. Плим, плим, плим. Тряпка — это тряпка. Вот прыгает и скачет — Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим. Шапка — это шапка. И ничего не значит Оделся и пошел. Плим, плим, плим. — Придумай и ты такие слова, которые ничего не значат (трам-татам, тутуру). Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик — радостный; поезд идет — движется; Маша и Саша — дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к изолированному слову (умный — толковый; старый — ветхий), дети обучаются точности словоупотребления, в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов.
♥«Скажи, какое»
Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.
— Когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова называем? — Послушай стихотворение М.Щеловановой «Утро»: Какое сегодня утро? Сегодня не будет солнца, Сегодня плохое утро, Сегодня не будет солнца, Сегодня скучное утро Сегодня будет хмурый, И, кажется, будет дождь. Серый, пасмурный день. — Почему же плохое утро? — Почему же не будет солнца? Сегодня хорошее утро, Наверное, будет солнце, Сегодня веселое утро Обязательно будет солнце И тучи уходят прочь. И прохладная синяя тень. — О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу (веселое, радостное, голубое, безоблачное). Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным? — Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.) — А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?
♥«Найди точное слово»
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
— Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме. — Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный... (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная). — Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие. — Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит). — Помоги мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра»: Скажу я слово высоко, Скажу тебе я слово трус, А ты ответишь... (низко). Ответишь ты... (храбрец). Скажу я слово далеко, Теперь начало я скажу — А ты ответишь... (близко). Ну, отвечай... (конец). — Теперь можешь придумать слова, противоположные по значению. Старшие дошкольники могут различать слова, отражающие характер движения (бежать — мчаться; пришел — приплелся) или значение прилагательных оценочного характера (умный — рассудительный; старый — дряхлый; робкий — трусливый). Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям (старый дом — новый, старый человек — молодой), к изолированным словам (легкий — тяжелый), или заканчивают предложение, начатое педагогом: «Один теряет, другой... (находит)».
♥«Высокий — низкий»
Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.
К этой игре надо подобрать картинки: высокая елка, длинный карандаш, широкая ленточка, глубокая тарелка с супом, веселое лицо девочки (смеется или улыбается), мальчик в перепачканной одежде, а также: маленькая елочка, короткий карандаш, узкая ленточка, грустное лицо девочки, мальчик в чистой одежде, мелкая тарелка (рис. 5). — Посмотри на рисунки. Назови слова, противоположные по смыслу. Скажи, чем отличаются похожие лица и предметы. Высокая — низкая (елка — елочка), длинный — короткий (карандаш), широкая — узкая (лента), грустное — веселое (лицо девочки), глубокая — мелкая (тарелка), чистый — грязный (мальчик). На следующем рисунке: большой дом и маленький домик, река — ручей, клубника — земляника. — Назови, что ты видишь на этих рисунках? Составь предложения со словами, противоположными по смыслу. («Я нарисовал большой дом и маленький домик». «Река глубокая, а ручей мелкий». «Ягоды у клубники крупные, а у земляники мелкие».) — Послушай отрывок из стихотворения Сильвы Капутикян «Маша обедает»: ...Никому отказа нет, Подан каждому обед: Собачке — в миске, В блюдечке — киске, Курочке-несушке — Пшена в черепушке, А Машеньке — в тарелке, В глубокой, не в мелкой. — Что бывает глубоким и мелким? Как ты понимаешь выражение: глубокая река (имеет большую глубину); глубокая тайна (скрытая); глубокое чувство (сильное); мелкая река (имеет небольшую глубину); мелкий дождь (несильный); мелкий песок (некрупный).
♥«Это правда или нет?»
Цель: находить неточности в стихотворном тексте.
— Послушай стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает. Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га!» — пел соловей. — Быстро дайте мне ответ: это правда или нет? — Послушай, как говорили другие дети, подумай, можно ли так сказать, и скажи, как надо сказать правильно: «Тетя, посмотри: у лошадки два хвостика — один на голове, другой на спинке»; «Папочка, это лошадке подметки подбивают»; «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются»; «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю». — Можешь ли ты придумать небылицы или путаницы, чтобы другие дети или взрослые их распутали.
♥«Найди другое слово»
Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.
— Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.) — Качели папа делал летом. Но вот наступила... зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее). — Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек»? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек). — Объясните, что значат слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубокий), «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.) — Придумайте предложения со словом «крепкий». — Я вам буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным смыслом: длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать. — Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова, противоположные по смыслу. Можете брать слова, которые мы только что называли.
Придумай слова, противоположные
по смыслу,
и закончи предложения.
Слон большой, а мышка …(маленькая)
Буратино веселый, а Пьеро…
Подушка мягкая, а стол…
Дерево высокое, а куст …
Река широкая, а ручей…
Иванушка добрый, а Баба-Яга…
Лед холодный, а огонь…
Земля черная, а снег…
Лошадь быстрая, а черепаха…
ПРОДОЛЖИ САМ…
Послушай (прочитай слова), как их можно сказать ласково.
Солнце-солнышко
Заяц-…
Ёж-…
Утка - …
Книга-…
Снег-…
Кукла-…
Цветок-…
Ваза-…
Гриб-…
Шар-…
Мяч-…
ПРОДОЛЖИ САМ…
Послушай (прочитай) словосочетания. Подумай, как можно сказать оба слова ласково.
Синяя чашка – синенькая чашечка
Зеленый мяч-…
Серая мышь…
Голубой шар - …
Нарядная рубашка-…
Красивая кукла-…
Добрая собака-…
Круглый стол-…
Сладкая конфета-…
Холодная вода-…
ПРОДОЛЖИ САМ…
Кто что делает? ( Повторяем профессии)
Учитель - учит детей
Врач-…
Маляр-…
Повар-…
Сторож-…
Парикмахер-…
Художник-…
Продавец-…
ПРОДОЛЖИ САМ…
Назови (прочитай, напиши) животных и их детёнышей.
У курицы - цыпленок
У кошки-…
У собаки-…
У коровы-…
У свиньи-…
У козы-…
У овцы-…
У кролика-…
У лисы-…
У волка-…
У медведя-…
У зайца-…
У оленя-…
ПРОДОЛЖИ САМ…
Назови (напиши), одним словом слова в каждой строчке.
Утро, день, вечер, ночь.
Зима, весна, лето, осень.
Январь, февраль, март, июнь.
Сушка, батон, хлеб, бублик.
Сыр, кефир, молоко, сливки.
Голова, шея, руки, живот.
Дедушка, бабушка, брат, папа.
Пылесос, утюг, холодильник, мясорубка.
Шуба, кофта, платье, пижама.
Кепка, берет, пилотка, косынка.
ПРОДОЛЖИ САМ…
Назови (напиши) предметы, которые подходят к описанию.
Красные, желтые, осенние…(листья)
Холодное, белое, сладкое…
зеленый, сочный, продолговатый…
Новая, интересная, библиотечная…
Бурый, косолапый, неуклюжий…
Маленькая, серая, пугливая…
ПРОДОЛЖИ САМ…
Попробуй составить (и написать) одно слово из двух.
Сам летает – самолет
Вертеть, лететь-…
Сам варит-…
Пар возит-…
Голубые глаза – голубоглазый
Темные волосы-…
Быстрые ноги-…
Тепло любит …
Длинные уши-…
Мало солить-…
ПРОДОЛЖИ САМ…
Я назову часть предмета, а ты назови (напиши) целый предмет.
Хобот- черепаха
Страница-книга, тетрадь
Копыта-…
Усы-…
Руль-…
Крыло-…
Колесо-…
Стрелка-…
Лепесток-…
Лист-…
Дерево-…
Волосы-…
Крыша-…
ПРОДОЛЖИ САМ…
Я назову один предмет, а ты назови (напиши) много.
Телёнок - много телят.
Поросенок-…
Жеребенок-…
Щенок-…
Зайчонок -…
Козленок-…
Сова-…
Синица-…
Собака-…
ПРОДОЛЖИ САМ…
Вспомни (напиши) кто, где живет?
Муравей – в муравейнике
Птица-…
Медведь-…
Акула-…
Пчелы-…
Лиса-…
Белка -…
Волк-…
Собака-…
Курица-…
Конь, лошадь-…
ПРОДОЛЖИ САМ…
Назови (напиши) какой сок получился.
Сок из яблок – яблочный
Сок из клубники-…
Сок из смородины…
Сок из черники…
Сок из брусники…
Сок из груш…
Сок из абрикосов…
Сок из малины…
Сок из клюквы…
Сок из огурцов…
Сок из капусты…
Сок из свеклы…
Сок из томатов …
Сок из крыжовника …
ПРОДОЛЖИ САМ…
Подумай и скажи (напиши), что получилось.
Назови, одним словом.
Стена из камня - каменная стена.
Стена из кирпича-…
Шляпа из соломы-…
Баба из снега -…
Коробка из картона -…
Салфетка из бумаги-…
Решетка из железа-…
Корона из золота-…
Чаша из серебра-…
Сумка из кожи-…
Кофта из шерсти-…
Чашка из фарфора-…
ПРОДОЛЖИ САМ…
Закончи предложения.
Подбери подходящее
по смыслу
слово.
Медведь осенью засыпает, а весной….
Березка от ветра наклонилась, а потом …
Мокрое белье развешивают, а потом…
Старую мебель надо вынести, а новую…
Осень заканчивается, а зима…
Птицы осенью улетают, а весной…
Весна уходит, а лето…
Дождь траву намочил, а солнышко…
Мальчик рукавичку уронил, а потом…
ПРОДОЛЖИ САМ…
В слова закралась лишняя буковка.
Найди её.
Зима.
Лерд. Смороз. Фвьюга. Метвель. Стуржа. Псанки. Мёлка. Сднег. Шгорка. Лыпжи.
В слова закралась лишняя буковка.
Найди её.
Лето.
Дроса. Цвесток. Хлес. Гриб. Радвуга. Тулман.
В слова закралась лишняя буковка.
Найди её.
Весна.
Моттепель. Сопсулька. Гландыш. Рухчей.
Каспель. Ледохвод. Полдоводье. Перзвоцвет.
В слова закралась лишняя буковка.
Найди её.
Осень.
Тучап. Дождьи. Листопрад. Лужма. Стадя.
Впиши последнюю букву так,
Чтобы получилось новое слово.
Со..
сок сон сом сор
до… то… ро…
до… то… ро…
до… то… ро…
до… то… ро…
ПРОДОЛЖИ САМ…
Я готовлю сам!
Послушай слова и скажи
из чего можно
приготовить борщ, а из чего сварить компот?
Свекла, кабачки, вишня, укроп, мясо, виноград, морковь, слива, томаты, лук, груша, малина, картофель, абрикосы, капуста.
Послушай и назови лишнее слово.
Объясни, почему оно лишнее?
Пальто, платье, кофта, валенки.
Ботинки, кроссовки, носки, туфли,
Панама, шляпа, платок, туфли.
Картофель, морковь, яблоко, капуста.
Киви, банан, груша, брусника.
Редька, малина, лук, баклажан,
Кресло, стул, шкаф, диван.
Нож, блюдце, ложка, тарелка.
Кукла, машинка, мячик, ручка.
Пенал, ластик, кукла, рюкзак.
ПРОДОЛЖИ САМ…
Ответь на вопрос.
В какое время года…
…бывает снегопад?
…бывает листопад?
…бывает ледоход?
…бывает гроза?
…идет дождь?
…появляются подснежники?
…птицы улетают на юг?
…бегут ручьи?
…река покрыта льдом?
…собирают урожай?
… сажают семена?
ПРОДОЛЖИ САМ…
Я начну, а ты закончи:
Я иду, и ты …(идешь)
Я бегу, и ты …
Я веду, и ты …
Я несу, и ты …
Я плыву, и ты …
Я беру, и ты …
Я лечу, и ты …
ПРОДОЛЖИ САМ…
Измени предложения по образцу:
У Маши подушка. - Это Машина подушка.
У Миши шашки. – Это…
У Паши картошка.- Это…
У Саши ракушка. – Это…
У Даши кошка. – Это …
У Клуши карандаши. - Это…
У Алеши машина.- Это…
ПРОДОЛЖИ САМ…
Замени в словах звук С на звук Ш, чтобы получилось новое слово:
Сутки - шутки
Споры-…
Сайка-…
Стуки-…
Скала-…
Стопор-…
Стык-…
Срам-…
Сок-…
Стиль-…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игротека речевых игр
Речевые игры на образование существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения....
ИГРОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР
Игротека речевых игр, направленных на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков в свободной речи дошкольника, на развитие фонематического слуха, звукового анализа, памяти, внимания...
игротека речевых игр «Живые картинки»
Цель: «Для развития плавного целенаправленного ротового выдоха у детей»Рекомендации : Для использования на инд...
Игротека речевых игр
Игротека речевых игр: Выпуск 1-12: Для детей 5-7 лет с речевыми нарушениямиБикина Н.В. Мельникова С.М., - М.: Гном и Д, 2006...
Игротека речевых игр .
Игры на согласование количественных числительных и существительных для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями....
Игротека "Речевые игры"
Речевые игры для детей дошкольного возраста можно применять педагогам в ходе детсадовских занятий, в свободной деятельности, родителям дома.Речевые игры полезны для детей , обогащают слова...
В.В.и С.В.Коноваленко " Игротека речевых игр"
В данном пособии представлены игры и упражнения,направленные на предупреждение нарушений письменной речи детей 5-7 лет с речевыми нарушениями и без них....