Игротека речевых игр
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Речевые игры на образование существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igroteka_rechevyh_igr.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Игротека речевых игр.
Игры на образование имён существительных с суффик-
сами уменьшительно-ласкательного значения.
«Большой – маленький»
Игра 1. «Назови, не ошибись»
Педагог раздает детям пары картинок, изображающих большой и маленький
предметы(по одной каждому ребёнку) и выставляет на наборное полотно остав-
шиеся парные картинки. Затем педагог называет выставленные на наборном по-
лотне картинки, выделяя голосом суффикс с ум.- ласк. Значением и объясняет,
Что этот «кусочек слова» сделал предмет маленьким.
после этого педагог предлагает детям выйти к доске, выставить свою пару кар-
тинок и назвать их правильно. (стул – стульчик).
Игра 2. «Большой – маленький»
Педагог выставляет картинки, изображающие большие и маленькие предметы,
и напоминает детям о том, что предметы бывают большие и маленькие.
Далее педагог показывает детям пару картинок из выставленного набора и спра-
шивает, чем отличаются эти предметы. (Размером. Один предмет большой, а
другой – маленький.)
Педагог просит назвать один большой предмет (стол) и объясняет, что малень-
кий надо назвать ласково (столик).
Аналогичная работа проводится с другими парами картинок.
Игра 3. «Чудо»
Педагог выставляет на наборное полотно изображение волшебника и карточки,
изображающие большие предметы. Затем педагог говорит детям, что они сегод-
ня будут помогать волшебнику превращать большие предметы в маленькие.
Дети по очереди берут «волшебную палочку», дотрагиваются до любого предме-
та и называют его ласково.
Если ребёнок назвал предмет правильно, педагог выдает ему соответствующее
изображение.
Игра 4. «Поможем Дюймовочке»
На наборное полотно выставляется картинка с изображением Дюймовочки. Пе-
дагог объясняет, что все предметы, которые нужны Дюймовочке, маленькие и
называть их надо ласково.
Педагог раздает детям картинки и предлагает ласково назвать предметы, кото-
рыми может пользоваться Дюймовочка, и рассказать о том, как она ими пользу-
ется. После этого дети по очереди выходят к доске и составляют предложения.
Например: Это кроватка. Дюймовочка заправила кроватку.
Игра 5. «Большой медведь и маленький мишка»
Педагог выставляет на наборное полотно изображения большого медведя и ма-
ленького медвежонка, а карточки с изображением больших и маленьких пред-
метов раздает детям. Далее педагог объясняет детям, что большому медведю
нужны большие предметы, а маленькому медвежонку- маленькие.
После этого педагог читает начало предложения, а дети заканчивают его, подби-
рая нужное слово и выставляя соответствующую карточку на доску.
Большой медведь живет в (избе), а маленький медвежонок …
У большого медведя на полу лежит (ковёр), а у медвежонка …
Большой медведь сел за (стол), а медвежонок …
Большой медведь сел на (стул), а медвежонок…
Большой медведь подошёл к (шкафу), а медвежонок …
Большой медведь пошёл за водой с (ведром), а медвежонок …
Большого медведя укусил (комар), а медвежонка …
Большой медведь вышел на (крыльцо), а медвежонок …
Большой медведь нашёл (гриб), а медвежонок …
Игра 6. «Ну, посади!»
Педагог выставляет на наборное полотно изображение волка и зайца и расска-
зывает детям историю. Что однажды заяц и волк решили посадить деревья. Волк
сказал, что будет сажать большие деревья, а зайцу разрешил сажать маленькие.
Взялись за дело дружно. Сажают, сажают, а волк думает: « Как бы зайчатинки
отведать?» Не выдержал волк , бросил лопату и пустился вдогонку за зайцем.
Вот какой волк. Ребята, давайте остановим волка и зайца и поможем им закон-
чить работу.
Педагог раздает детям парные карточки и предлагает помочь посадить волку
деревья, а зайцу – деревца. Дети по очереди выходят к доске и выставляют их
под изображения волка и зайца.
Игра 7. «Придумай предложение»
Педагог выставляет на наборное полотно две картинки (например, стол–ложеч-
ка) и просит детей придумать любое предложение. Например, на столе лежит ло-
жечка. Аналогичная работа проводится с другими парами картинок.
Игра 8. «Кто самый внимательный?»
Педагог выставляет на доску пары картинок. Дети делятся на две команды.
Педагог предлагает по очереди называть только маленькие картинки. За каж-
дый правильный ответ команда получает фишку. Ни одна названная картинка
не убирается с полотна. Если дети одной команды дважды называют одну кар-
тинку или ошибаются при назывании маленького предмета, право следующего
хода передаётся другой команде. Игра заканчивается тогда, когда названы все
маленькие картинки. Побеждает команда, получившая большее количество
фишек.
Игра 9. «Давай меняться»
Перед началом игры выбирается выбирается водящий – гном. Педагог раздаёт
каждому ребёнку по 1-3 карточки с изображением маленьких предметов и гово-
рит детям: «Гному нужны маленькие предметы, но у него в мешочке большие
предметы. Давайте поможем гному поменять большие предметы на маленькие»
После этого дети зовут гнома: «Гномик, гномик, выходи, маленький предмет
Возьми!»
Гном наугад достает из своего мешочка картинку, показывает её детям и называ-
ет(например, стол). Тот ребёнок, у которого есть парная картинка, отвечает лас-
ково (столик). После этого гном и ребёнок меняются картинками.
Игра 10. «Расскажи про гнома»
Педагог предлагает детям послушать рассказ о гноме и пересказать его. Перед
началом прослушивания любого текста педагог напоминает детям, что гном
по размеру маленький и все предметы, которые его окружают, тоже маленькие,
поэтому их надо называть ласково. По ходу рассказывания, педагог выставляет
на доску соответствующие картинки.
Текст «Знакомство с гномом»
Жил-был на свете гном. Он жил в маленьком домике с крошечным крылечком.
Все предметы в домике тоже были маленькие: шкафчик, кроватка, стульчик. А во
дворе росли два невысоких деревца: рябинка и берёзка. Гном каждое утро брал
ведёрко и шёл их поливать. Гному хорошо жилось на свете, он радовался жизни
и никогда не скучал. Вот такой он, наш гном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР
Игротека речевых игр, направленных на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков в свободной речи дошкольника, на развитие фонематического слуха, звукового анализа, памяти, внимания...
игротека речевых игр «Живые картинки»
Цель: «Для развития плавного целенаправленного ротового выдоха у детей»Рекомендации : Для использования на инд...
Игротека речевых игр
Игротека речевых игр: Выпуск 1-12: Для детей 5-7 лет с речевыми нарушениямиБикина Н.В. Мельникова С.М., - М.: Гном и Д, 2006...
Игротека речевых игр .
Игры на согласование количественных числительных и существительных для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями....
Игротека речевых игр
Игротека речевых игр для детей...
Игротека "Речевые игры"
Речевые игры для детей дошкольного возраста можно применять педагогам в ходе детсадовских занятий, в свободной деятельности, родителям дома.Речевые игры полезны для детей , обогащают слова...
В.В.и С.В.Коноваленко " Игротека речевых игр"
В данном пособии представлены игры и упражнения,направленные на предупреждение нарушений письменной речи детей 5-7 лет с речевыми нарушениями и без них....