Использование образовательного пространства мини-музея Русская изба в коррекционной работе учителя-логопеда
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Как в корркционной работе учителя-логопеда можно использовать музейное пространство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 33.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование образовательного пространства мини-музея Русская изба
в коррекционной работе учителя-логопеда
Яковлева Надежда Николаевна
Учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 15 Петроградского р-на СПб
Идея создания музейного пространства в ДОУ появилась не случайно, она «витала в воздухе», обстоятельства современной жизни подтолкнули к изменениям в системе образования, в педагогических подходах, методиках коррекционной работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи. Мы не отошли еще от карточек, пособий, картинок, от бумажно-картонной продукции; но появились новые возможности для педагогов: компьютерные программы, развивающие мультфильмы и фильмы, интерактивные доски позволяющие создавать мимио-проекты и проводить образовательную и коррекционную деятельность на совершенно другом уровне.
А за десять лет до этого встал вопрос о частичной замене плоскостных изображений в различных методических пособиях на настоящие предметы, которые можно взять в руки, ощупать, взвесить, ощутить температуру, фактуру и пр., т.е. получить более полное представление об объекте. Примерно в тоже время в дошкольных учреждениях компенсирующего вида появились дети с тяжелыми нарушениями речи: моторной алалией, сенсо-моторной алалией, с общим недоразвитие речи 1, 2 уровня, осложненные дизартрией, ММД, энцефалопатией, аутизмом, ДЦП, синдромом дефицита внимания, гиперактивностью, нарушениям зрения и пр. Т.е. в садах появились дети, которым плоскостного изображения предмета было недостаточно. Тогда и встал вопрос о создании специального пространства, где были бы собраны предметы, которые в городе можно увидеть только в музее. Но в отличие от музея, здесь все можно трогать, ощупывать, играть; можно посечь капусту сечкой в деревянном корыте, а потом засолить. Можно из теста слепить птичек или из глины игрушку. Можно сделать куклу-пеленашку или бессоницу. Можно в музее петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Можно разыграть любую сказку, устроить проводы зимы и встречу весны. Можно – ВСЕ!
Пространство мини-музея построено так русская изба, в которой есть справа у окна стол, по бокам – лавки, в красном углу – полка с иконами, обрамленная домотканным полотенцем с вышивкой и плетеными кружевами. На столе лежит скатерть, стоит посуда: самовар на подносе, стакан в подстаканнике, стоят глиняные чашки, миски, горшки, супница, рыбница, масленка, сахарница, солонка и деревянные ложки. Напротив стола у стены стоит еще одна лавка. На ней стопкой сложены лоскутное одеяло, подушки, простыня, сверху сидит кукла в русском костюме. Рядом на лавке стоят музыкальные инструменты: гармошка, балалайка, домра. В углу слева у дверей – русская печь. На ней стоит большой самовар, утюги разных размеров, сковорода, чунугок. У печи на круглом вязанном коврике лежат березовые дрова, стоят ухват, топор, большая скалка и стиральная доска. Тут же стоит небольшая скамеечка, на которую можно присесть и посмотреть на огонь в печи. За печью стоит шкаф с полками, на которых стоит посуда, светильники, лампы, большие деревянные миски, ложки, поварешки. На полу вдоль стенки печи стоят лапти разного размера от самых больших до детских. Рядом со скамейкой на полу стоит большой сундук с одеждой, с разным добром.
Справа у входа в углу стоит шкаф с полками, на которых стоят игрушки (пирамидки животных, куклы, гжель, движущиеся медведи, птички и курочки, клюющие зерна; соломенные барышни, каргапольская пара в санях, дымковская барыня с ребенком, матрешки, бирюльки), куклы (бессоница, зайка, пеленашка, кувадка, вепская, свадебная пара, мартинички, кострома из соломы, масленница из мочала, крупеничка, столбушка из бересты, каркуша, рождественский ангел, подорожница); музыкальные инструменты (дудки, трещетки, копытца, колотушки, колокольчики, бубенчики, свистульки, погремушки, шумовки); там же на полках вдоль стен стоят книги (Русские обряды и традиции. Народная кукла. Праздники народов мира. Волшебный мир народного творчества. Народные промыслы. Народные игры в детском саду. Народные праздники. Детям о традициях и праздниках русского народа. Что было до… Игры-путешествия. Народное искусство. Ремесло на Руси. Как жили раньше в старину. СПб, знакомство с городом. Навстречу Дню Победа. Русский народный костюм. Стихи о ВОВ).
На маленьком столике стоит кукольный деревянный двухэтажный домик с мебелью, посудой и куклами: мамой, папой, сыном и дочкой. На стенах висят часы с кукушкой и картинки в рамках с изображением крестьянской семьи, а так же картинки с разными занятиями, трудом людей, с профессиями (кузнец, купец, воин, пахарь, пряха, ткачиха).
Педагог может выступать в роли хозяйки, встречать гостей-детей, приглашать за стол. У нас хозяйка дома – бабушка-забавушка. Это большая кукла, которую можно одеть на себя в виде фартука на шею, двигать ее руками и ногами. Можно куклу и зафиксировать у стола, как будто она приглашает детей в дом, и говорить с детьми от ее имени.
Бабушка-забавушка очень веселая. Она знаем много сказок, песенок, потешек, игр и загадок. Она очень гостеприимная. Всегда рада приходу гостей, расспросит как дела, что нового у ребят в саду, где они были и что видели. Дети охотно общаются с куклой, рассказывают свои новости. Бабушка всегда приготовит для ребят сюрпризы, новые игры, забавы; загадает загадки, расскажет или покажет кукольный спектакль по сказке, угостит свежим хлебушком. У нее всегда в запасе что-то интересное, новое, необычное. То про кукол расскажет и покажет, как из лоскутков сделать, то вздумает капусту солить, то игрушки из теста лепить. Любит бабушка и рукодельем заниматься: шить, вязать, вышивать, прясть. Все ребятам расскажет и покажет, как это делается и что потом получается. И про русские блюда, что раньше ели на Руси, и про посуду, и про игрушки, и про одежду… про все на свете.
Любит бабушка и ребят послушать, стихи какие, сказки или сценку какую посмотреть, рассказ из жизни. А то предложит в КВН сыграть или викторину провести, или игру «Что? Где? Когда?». Скучно у бабушки никогда не бывает. Прощаясь, всегда просит не забывать, в гости приходить.
Музейное пространство «Русская изба» позволяет решать следующие коррекционные, познавательные, воспитательные задачи:
- расширение словарного запаса, использование в речи новых слов, образных выражений, обобщающих понятий;
- развитие связной речи (монологической и диалогической);
- развитие мелкой и общей моторики, сочетание речи с движениями;
- развитие артикуляции, мимики, общеречевых навыков;
- развитие и закрепление грамматического строя речи;
- обучение отгадыванию загадок, развитие логического и абстрактного мышления, анализа и синтеза;
- знакомство с различными видами народного фольклора, прикладным искусством, ремеслами, обычаями, праздниками, бытом, укладом семьи, традициями и пр.;
- развитие восприятия, слухового и зрительного внимания, памяти;
- воспитание культурного поведения, уважения к труду, любви к Родине.
Вся образовательная деятельность в мини-музее построена по лексическим темам, с учетом возраста, диагнозов и особенностей детей группы.
Расширение словарного запаса происходит непосредственно в игровой деятельности детей и не по картинкам, а действуя с предметами, игрушками, инструментами. При этом, для обогащения своей речи, для привлечения внимания детей, педагог использует различные фольклорные формы: загадки, потешки, пестушки, колыбельные, песенки, сказки, небылицы, пословицы, поговорки, считалки, дразнилки; и обязательно игры: подвижные, театрализованные, пальчиковые, дидактические, музыкальные, настольные, словесные и др.
Развитие связной речи происходит от простого к сложного, начиная с односложных ответов на вопрос, затем словосочетаний, простых предложений и заканчивая пересказом небольших текстов, составлением описательных рассказов, творческих сочинений, диалогов в играх-драматизациях и ролей в спектаклях.
Развитию общей и мелкой моторики, а так же сочетанию речи с движениями отводится обязательно время на каждом занятии или в совместной деятельности взрослого и детей. Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, игры для развития общеречевых навыков подбираются каждому ребенку индивидуально. Но есть ряд упражнений и игр, которые можно проводить со всеми, вставлять их в образовательную деятельность, и они будут интересны и полезны детям.
Развитие и закрепление грамматического строя речи происходит в играх: «Один – много», «Назови ласково», «Какой, какая, какие», «Кто что делает», «Один, два, пять», «Чей, чье, чья», «Назови детенышей», «Собери и назови всю семью» и др. Они могут проводиться на наглядной основе и без нее, с использованием игрушек, пальчикового театра, настольного театра, фланелеграфа, мяча или клубочка.
Обучение детей пониманию, отгадыванию и составлению загадок проводится постоянно начиная с младшего возраста. Вначале это простые описательные загадки, доступные пониманию детей данного возраста. Обязательно использование наглядной основы на первых этапах: образные или предметные игрушки, которые можно пощупать, погладить, потрогать. Необходимо объяснять детям значение новых слов и подкреплять тактильными ощущениями, звуками, зрительным восприятием. Со временем зрительная опора убирается, дети учатся отгадывать загадки на слух. Это проводится после изучения лексической темы, когда материал усвоен, и дети могут догадаться, о чем или о ком идет речь в загадке. Иногда требуется помощь-подсказка в голосе педагога, в жестах, мимике, звукоподражании. Надо использовать все, что поможет отгадать. Детей старшего возраста учат самостоятельно составлять описательные загадки и загадывать друг другу. Загадки не только развивают образное и логическое мышление, не только учат понимать переносный смысл, но и вырабатывают силу воли, терпение, смекалку; они обогащают речь детей, веселят, развлекают. Это своеобразная «зарядка для ума».
Музейное пространство, безусловно, помогает знакомить дошкольников не только с различными видами фольклора, но и с прикладным искусством, ремеслами, народными обычаями, праздниками, бытом, укладом семьи, традициями и пр. Если позволяет помещение то, можно встречать весну и провожать масленицу, можно проводить посиделки, заниматься рукоделием, колядовать, петь обрядовые песни, водить хороводы, играть в народные игры, ставить спектакли.
Вся коррекционно-образовательная деятельность в мини-музее «Русская изба» способствует воспитанию юного петербуржца, который культурно ведет себя в разных общественных местах, в детском саду и дома, усвоил азы поведения на улице. Через народные сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки воспитывается у детей уважения к труду и любовь к своей Родине, городу, семье.
Конспект логопедического игрового занятия по сказке
«Петушок и бобовое зернышко» для детей среднего возраста с ТНР
Цель – закрепить лексическую тему «Домашние птицы и их детеныши» на основе сказки.
Задачи: расширить словарный запас, закрепить звукоподражание, развивать связную речь и умение подбирать слова по смыслу, развивать память, вспоминая текст сказки, усвоить обобщающее понятие «Домашние птицы», развивать координацию и умение сочетать речь с движением, совершенствовать моторику и мимику, учить отгадывать загадки.
Краткий ход занятия.
- Приветствие хозяйки. Отгадывание загадок.
- Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим, проходите! Будьте, как дома, но не забывайте, что находитесь в гостях у бабушки-забавушки. Почтальон принес для нее посылку. Давайте поможем ее распечатать и посмотрим, что там внутри. Это письмо с загадкой. Послушайте ее.
Хвост с узорами, сапоги со шпорами, рано встает, голосисто поет.
- Кто это? А кто знает, как он поет? А вот и он сам, в посылке. (Достать петушка, поставить на стол перед детьми). Послушайте еще загадку.
Ходит по двору рябушка, цыпляток созывает, гребешок раздувает.
- Кто это? Как она созывает цыплят? А вот и она. (Достать курочку).
2. Рассказывание сказки «Петушок и бобовое зернышко».
- Сегодня вы услышите сказку про петушка и курочку. Называется она «Петушок и бобовое зернышко». Вы знаете такую сказку? Тогда, кто знает, поможет мне ее рассказывать. Жили-были… (выставить петушка, затем курочку, а дети их называют). Вот однажды… (указать на петушка, а дети его называют) нашел в земле бобовое… (дети подсказывают – зернышко).
- Ребята, помогите среди зерен пшеницы найти боб (дети находят и рассматривают его, сравнивают с пшеницей, что он больше).
- Клюнул… (указать на петушка, а дети называют – петушок) бобовое… (указать на боб, дети называют – зернышко) и подавился. Упал, лежит на земле, не дышит. Испугалась… (указать на курочку, а дети говорят – курочка), побежала к хозяйке (выставить на стол куклу, можно дымковскую), стала у нее просить маслица, смазать… (указать на петушка, дети говорят – петушку) горлышко, тогда… (показать на боб, дети называют) проскочит и … (указать на петушка, дети подсказывают) задышит. (Указать на хозяйку, дети ее называют)… говорит … (показать на курочку, дети называют) беги к … (выставить на стол корову, дети ее называют), пусть даст тебе… (спросить у детей, что корова дает людям? Дети отвечают). Я собью из молока маслице, ты смажешь …(указать на петушка) горлышко, (указать на боб) проскочит и петушок задышит. И т.д. до конца сказки. Дети могут сами рассказывать сказку, педагог чуть направляет, задает попутно вопросы.
3. Этюды для мальчиков. Показать «Петушок поет, крылышками по бокам бьет», «Петушок гуляет, разгребает землю лапками», «Петушок нашел бобовое зернышко, обрадовался», «Петушок подавился, испугался».
4. Этюды для девочек. «Курочка гуляет», «Курочка бежит на помощь Петушку», «Курочка спасает Петушка».
5. Артикуляционная гимнастика «Курочка и Петушок». Проснулись они утром рано, стали зевать: открывать и закрывать клювики. Покажите, как они это делали. Когда клюв открывали, язычок показывали, прятали. Вышли из дома-курятника, посмотрели на солнышко, на травку. Когда смотрели на солнышко, язычок поднимали вверх. Когда смотрели на травку, опускали вниз. Улыбнулись они солнышку, покажите как. Улыбнулись травке, всем во дворе. Стала курочка разгребать лапками землю, зернышки искать (пальчиками правой руки провести по ладони левой, затем поменять руки). Откапала жука – удивилась, вытянула губы вперед, брови вверх подняла. Покажите как это было. Петушок нашел зернышко, улыбнулся. Покажите. Улыбнулись, удивились. Молодцы. Потом положил зернышко на язычок и отвел влево, вправо. Повторите за ним. Хорошо! Проглотил зернышко, не подавился. Улыбнулся.
6. Подвижная игра «Курочка и цыплята». Взрослый в роли курочки, а дети – цыплята. Курочка-тараторочка по двору ходит, цыпляток водит, хохолок раздувает, малых деток потешает. Лапками скребет, песенки поет: «Ко-ко-ко!»
7. Пальчиковая игра «Курочка поднимает хохолок». Педагог предлагает детям сцепить пальцы в «замок», большие пальцы вытянуть к себе, это «клюв», остальные выпрямить вверх (гребешок). Поднимает курочка гребешок, опускает. Малых деток своих потешает.
8. Гимнастика для глаз. Взрослый предлагает поморгать глазами несколько секунд, затем посмотреть наверх, вниз, вправо, влево. Курочка гуляет, глазками моргает. Смотрит вверх, смотрит вниз, потом вправо, затем влево и опять взялась за дело.
9. Отгадайте еще одну загадку. Пестрая крякушка, ловит лягушек. Ходит в развалочку, спотыкалочку. По водичке плавает, громко крякает.
10. Игра на звукоподражание. Наши уточки с утра …(дети отвечают). Наши гуси у пруда… А индюк среди двора… Наши гуленьки вверху… Наши курочки в окно… Петушок по утру нам споет…
11. Прощание с хозяйкой. Бабушка благодарит детей и дает каждому раскраску и изображением домашних птиц и их детенышей (можно раскрасить в группе или взять домой).
Использованная литература. Русский фольклор. Сост. и примеч. В. Аникина. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья. Художественная литература. 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
История создания мини-музея ДОУ "Русская изба"
История и дислокация экспонатов мини-музея....
Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.
В этой публикации я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия. Обобщенная модель представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...
использование телесно-ориентированных практик (элементов образовательной кинезиологии, мозжечковой стимуляции, сенсомоторной коррекции) в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях логопе-дического пункта дошкольной организации
В данной работе представлен опыт учителя-логопеда по использованию телесно-ориентированных практик, таких методов, как сенсомоторная коррекция, мозжечковая стимуляция, образовательная кинезиология кот...
Устройство нового образовательного пространства мини-музея «Русская изба» в ДОУ
Устройство нового образовательного пространства мини-музея «Русская изба» в ДОУ в соответствии с ФГОС...
Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда
Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...
Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...