Пальчиковая гимнастика .
статья по развитию речи
Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно - от движений пальцев рук (то есть от мелкой моторики). Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пальчиковая гимнастика . | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, «Рука - это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. Эти выводы не случайны.
Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не будет развита своевременно, то в последующем наверстать упущенное будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, особенно - от движений пальцев рук (то есть от мелкой моторики). Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. На протяжении дошкольного возраста ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Известно, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения.
Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Выдающиеся ученые (Л.С. Выготский, Л.С. Волкова) считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи.
Движение рук построено на занимательно-игровой основе. Как правило, развитию мелкой моторики рук способствуют пальчиковые игры.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.
Проблему развития речи детей дошкольного возраста можно считать одной из самых актуальных на данный момент, поскольку именно речь является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Речь - одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи.
Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит вам много положительных эмоций! Простые правила игры 1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые). 2. Обязательно чередуйте три типа движений: сжатие; растяжение; расслабление. Как еще активизировать пальчики
- Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»). 2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает. 3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки. 4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр. Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время. Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах.
Дом
Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Чтоб на травке жил жучок ( показываем пальчиками на ладошке)
Бегал быстрый паучок,
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Чтоб флажок на доме был,
Чтоб за домом ежик жил.(скрестить руки в замок )
Садоводы.
Друзья - садоводы
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы) Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)
Кораблик
По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывёт издалека, (Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
В конце этой игры можно спросить у ребёнка: -Что за моряки были на кораблике? Ответ: мышки
Лодочка
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья,
- Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы) Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")
Мышка
Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
Апельсин
(Рука сжата в кулачок)
Мы делили апельсин. (Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один! (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа, (Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят, (Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят, (Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра, (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура. (Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда! (Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!
Шарик
(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить) Надуваем быстро шарик. (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут) Он становится большой. (Соприкасаем ладошки друг с другом полностью) Вдруг шар лопнул, воздух вышел - (Смыкаем вместе пальчики) Стал он тонкий и худой!
Летела сова
(Машем руками) Летела сова,
Весёлая голова. Летела-летела,
(Кладём руки на голову) На головку села.
Села, посидела, Головой повертела (Снова машем руками)
И опять полетела.
Пятачок
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Поросенок Пятачок Отлежал себе бочок!
(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх - потягиваемся)
Встал на ножки, Потянулся!
(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
А потом присел, Нагнулся! (Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И немножко поскакал, И на месте пошагал.
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
А потом опять прилёг, - Но уже на левый бок!
Белка
(В самом начале кулачек сжат) Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки: (Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого) Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому, Заиньке усатому…
Наша семья
(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой - Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама. Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка - Милая девчонка.
И самый маленький крепыш - Это славный наш малыш.
Зимняя прогулка
(Загибаем пальчики по одному) Раз, два, три, четыре, пять ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять. ("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили, (Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались, (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись. (Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.
Паучок
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать, (Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять, ("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
Берёза
(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя, берёзонька.
(То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая. (подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька, (Опустить руки, выдох)
Посредь долинушки,
(подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька,
(Опустить руки, выдох) Листья зелёные,
(Подъём рук, вдох) Под тобой, берёзонька,
(Опустить руки, выдох) Трава шёлковая,
(Подъём рук, вдох) Вокруг тебя, берёзонька,
(Опустить руки, длительный выдох) .+++
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.
1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...
Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.
Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики....
Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...
Комплекс пальчиковой гимнастики для малышей. Пальчиковая гимнастика
Учимся играя. Пособия для умных родителей....
Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»
Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...