Нетрадиционные развивающие игры на липучках для детей с ТНР
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Соболева Александра Егоровна

Нетрадиционные развивающие игры на липучках

для детей с ТНР

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soboleva.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные развивающие игры на липучках

для детей с ТНР

            Каждый ребёнок, несмотря на свои физические возможности, имеет право на получение образования. Что такое инклюзивное образование? - «Равные среди равных». Цель инклюзии - создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей детям с ОВЗ получать знания, реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей. Основными задачами инклюзии являются: создание единой образовательной среды для детей с особенностями развития и организация эффективного психолого - педагогического сопровождения процесса.

            Тяжелые нарушения речи (ТНР) — это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), наблюдающиеся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалия и заикание, детская афазия и др. У детей с ТНР   снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь), недостаточный  уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания.  

         Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания. Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления. Для реализации цели и  решения поставленных задач, для ребёнка с ОВЗ разрабатывается адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП), которая включает в себя программу коррекционной работы “Адаптированная образовательная программа (АОП). АОП составляется на основе рекомендаций ТППК и  предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ТНР посредством индивидуализации образовательного процесса.

          Целью деятельности учителя-логопеда является создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы. Основной задачей сопровождения детей с речевыми нарушениями в ДОУ является создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления социально-успешной личности.

          Использование разнообразных форм работы помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей с ТНР на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме

         Учителя-логопеды прибегают к поиску новых наглядно-дидактических пособий, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют ребенка, а порой и взрослого. И тогда педагогу приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал был для него интересен, не наскучил ребёнку. Ведь только положительные эмоции, правильная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые идеи и подходы в своей педагогической деятельности. Именно это ведёт его к поиску новых приёмов работы, современных универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка и её коррекции. Одной из разновидностей таких методических разработок являются «Игры на липучках».

Целью данного практического пособия является развитие всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит детей к школе.

Новизна практического пособия заключается в подборе, разработке, систематизации и внедрении в педагогический процесс уже знакомых игр в новой подаче, где наряду с развитием всех компонентов речи развивается мелкая моторика и моторная ловкость.

Игровые упражнения, используемые в пособии, простые и доступные, дают возможность педагогу творчески подходить к занятию, проявлять свою фантазию, варьировать задания, использовать индивидуально, а также с двумя детьми, применяя соревновательный момент. Увлекательный и занимательный материал в виде игр на липучках позволяет разнообразить методы и приёмы коррекционно-развивающего воздействия, а также превратить однообразную и монотонную работу в интересную и увлекательную игру.

Игры данной методической разработки можно использовать в различных видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, при организации индивидуальной работы с ребёнком, самостоятельной деятельности детей.

Преимущества игр на липучках:

• Яркие, красочные, реалистичные, наглядные альбомы – с ними действительно интересно заниматься, играя.

• Большое разнообразие вариантов игр. Все зависит только от фантазии педагога.

• Затрагивают все сферы развития ребенка – это развитие речи, фонетики и звуковой культуры речи, элементарные математические представления, ознакомление с окружающим миром.

• Развивают воображение, внимание, память, мышление и мелкую моторику, тактильные ощущения.

• Влагостойкие, долговечные, благодаря липучкам детали не теряются.

• Достаточно мобильны.

«Алфавит от А до Я» - это эффективный современный способ выучить с дошкольником все буквы алфавита. Липучки помогут ребенку развить ловкость, координацию движений и мелкую моторику.

В наборе – 2 ламинированных листа А4 с буквами русского алфавита и 56 картинок на липучках, которые легко прилипают к игровому полю. В игре необходимо поместить изображение картинки на букву, с которой она начинается. Игра развивает фонематический слух, так как картинки подобраны на твёрдые и мягкие звуки.

Пособие «Предлоги-помощники»

Цель данного пособия – уточнение и закрепление правильного употребления предлогов.

Задачи: упражнять детей в правильном использовании простых и сложных предлогов: В, ИЗ, НА, С, СО, ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, К, ОТ. Формировать умение составлять грамматически правильные предложения, используя предлагаемые предлоги.

Важно научить детей дошкольного возраста распознавать предлоги, понимать для чего они нужны и грамотно их использовать. Для этого можно использовать данную игру, карточки с надписями и картинками, которые демонстрируют предлоги и ситуации, в которых уместно их употребление.

Ребёнку предлагается к схеме-предлогу подобрать соответствующие карточки, прикрепить их с помощью липучки и составить предложение с этим предлогом.

Пособие «Он, она, оно, они»

Цель игры «Он, она, оно» – формирование навыка соотносить существительные по роду: мужскому, среднему, женскому.

Задачи: обучение умению согласовывать слова определенного рода с местоимениями он, оно, она, а также множественного числа – они;

получение навыка определения принадлежности притяжательных местоимений мой, мое, моя к роду, и к множественному числу – мои;

формирование умения сочетать существительные с прилагательными;

развитие логического мышления; улучшение моторики пальцев рук.

Задача игроков – правильно разделить картинки в соответствии с принадлежностью изображенного объекта или явления к роду существительного.

Пособие «Дикие и домашние животные»

Цель: формировать у детей обобщённые представления о домашних и диких животных нашей страны, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

Задачи:

Учить различать животных по внешнему виду и находить их на картинках.

Развивать память, внимание, речь, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к миру животных.

Пособие «Из чего сделано?»

Игра знакомит дошкольников с основными физическими свойствами предметов, учит выявлению и обобщению объектов по материалам, из которых они изготовлены.

Задачи:

- формирование представления о создании и свойствах предметов окружающего мира;

- знакомство с продукцией, производимой руками человека;

- формирование представления о назначении разных вещей и значимости человеческого труда;

- развитие любознательности, расширение кругозора и словарного запаса;

- развитие логического мышления, обучение навыку сравнения, определения причинно-следственных связей; связной речи, мелкой моторики.

Игровой материал: игровые поля с изображением материала и пустых мест – 6 штук, маленькие предметные карточки - 16 штук. Правила игры: распределить предметы по группам: - из железа; стекла, резины, дерева, пластмассы и муки.

Заключение:

Игры на липучках помогают воспитывать интерес к окружающему миру, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться.

Можно сделать вывод о том, что развитие речи с помощью игр с липучками дает положительный результат. Наблюдается желание детей участвовать в процессе обучения, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, обобщать предметы по существенным признакам, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания. Игры позволяют у дошкольников 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи совершенствовать лексико-грамматические категории, сформировать фонематическое восприятие, что является важнейшей предпосылкой для успешного обучения грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развивающие игры на липучках для детей младшего дошкольного возраста"

Развивающие игры на липучках  Развитие детей - одна из актуальных проблем современности. И конечно, огромную роль в этом играет детский сад.  Работая воспитателями в детском с...

Развивающие игры на липучках для детей 2 -3 лет.

Развивающие игры на липучках для детей 2 -3 лет. Развитие детей - одна из актуальных проблем современности. И конечно, огромную роль в этом играет детский сад. Работая воспитателям в детском...

Консультация для педагогов «Развивающие игры на липучках для детей младшего дошкольного возраста».

Задачи:1.Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор.2.Развивать сенсорные способы познания.3.Способствовать расширению и обогащение словаря, развитию связной речи.4.Ра...

План по самообразованию «Развивающие игры на липучках как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности и познавательной  активности у детей.Задачи:1.Способствовать формированию целостной картины мира,...

«Развивающие игры на липучках для детей» ТРИЗ технология

laquo;Развивающие игры на липучках для детей»ТРИЗ технология...