Нетрадиционные развивающие игры на липучках для детей с ТНР
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Нетрадиционные развивающие игры на липучках
для детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soboleva.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные развивающие игры на липучках
для детей с ТНР
Каждый ребёнок, несмотря на свои физические возможности, имеет право на получение образования. Что такое инклюзивное образование? - «Равные среди равных». Цель инклюзии - создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей детям с ОВЗ получать знания, реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей. Основными задачами инклюзии являются: создание единой образовательной среды для детей с особенностями развития и организация эффективного психолого - педагогического сопровождения процесса.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) — это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), наблюдающиеся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалия и заикание, детская афазия и др. У детей с ТНР снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь), недостаточный уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания.
Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания. Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления. Для реализации цели и решения поставленных задач, для ребёнка с ОВЗ разрабатывается адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП), которая включает в себя программу коррекционной работы “Адаптированная образовательная программа (АОП). АОП составляется на основе рекомендаций ТППК и предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ТНР посредством индивидуализации образовательного процесса.
Целью деятельности учителя-логопеда является создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы. Основной задачей сопровождения детей с речевыми нарушениями в ДОУ является создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления социально-успешной личности.
Использование разнообразных форм работы помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей с ТНР на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме
Учителя-логопеды прибегают к поиску новых наглядно-дидактических пособий, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют ребенка, а порой и взрослого. И тогда педагогу приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал был для него интересен, не наскучил ребёнку. Ведь только положительные эмоции, правильная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые идеи и подходы в своей педагогической деятельности. Именно это ведёт его к поиску новых приёмов работы, современных универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка и её коррекции. Одной из разновидностей таких методических разработок являются «Игры на липучках».
Целью данного практического пособия является развитие всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит детей к школе.
Новизна практического пособия заключается в подборе, разработке, систематизации и внедрении в педагогический процесс уже знакомых игр в новой подаче, где наряду с развитием всех компонентов речи развивается мелкая моторика и моторная ловкость.
Игровые упражнения, используемые в пособии, простые и доступные, дают возможность педагогу творчески подходить к занятию, проявлять свою фантазию, варьировать задания, использовать индивидуально, а также с двумя детьми, применяя соревновательный момент. Увлекательный и занимательный материал в виде игр на липучках позволяет разнообразить методы и приёмы коррекционно-развивающего воздействия, а также превратить однообразную и монотонную работу в интересную и увлекательную игру.
Игры данной методической разработки можно использовать в различных видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, при организации индивидуальной работы с ребёнком, самостоятельной деятельности детей.
Преимущества игр на липучках:
• Яркие, красочные, реалистичные, наглядные альбомы – с ними действительно интересно заниматься, играя.
• Большое разнообразие вариантов игр. Все зависит только от фантазии педагога.
• Затрагивают все сферы развития ребенка – это развитие речи, фонетики и звуковой культуры речи, элементарные математические представления, ознакомление с окружающим миром.
• Развивают воображение, внимание, память, мышление и мелкую моторику, тактильные ощущения.
• Влагостойкие, долговечные, благодаря липучкам детали не теряются.
• Достаточно мобильны.
«Алфавит от А до Я» - это эффективный современный способ выучить с дошкольником все буквы алфавита. Липучки помогут ребенку развить ловкость, координацию движений и мелкую моторику.
В наборе – 2 ламинированных листа А4 с буквами русского алфавита и 56 картинок на липучках, которые легко прилипают к игровому полю. В игре необходимо поместить изображение картинки на букву, с которой она начинается. Игра развивает фонематический слух, так как картинки подобраны на твёрдые и мягкие звуки.
Пособие «Предлоги-помощники»
Цель данного пособия – уточнение и закрепление правильного употребления предлогов.
Задачи: упражнять детей в правильном использовании простых и сложных предлогов: В, ИЗ, НА, С, СО, ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, К, ОТ. Формировать умение составлять грамматически правильные предложения, используя предлагаемые предлоги.
Важно научить детей дошкольного возраста распознавать предлоги, понимать для чего они нужны и грамотно их использовать. Для этого можно использовать данную игру, карточки с надписями и картинками, которые демонстрируют предлоги и ситуации, в которых уместно их употребление.
Ребёнку предлагается к схеме-предлогу подобрать соответствующие карточки, прикрепить их с помощью липучки и составить предложение с этим предлогом.
Пособие «Он, она, оно, они»
Цель игры «Он, она, оно» – формирование навыка соотносить существительные по роду: мужскому, среднему, женскому.
Задачи: обучение умению согласовывать слова определенного рода с местоимениями он, оно, она, а также множественного числа – они;
получение навыка определения принадлежности притяжательных местоимений мой, мое, моя к роду, и к множественному числу – мои;
формирование умения сочетать существительные с прилагательными;
развитие логического мышления; улучшение моторики пальцев рук.
Задача игроков – правильно разделить картинки в соответствии с принадлежностью изображенного объекта или явления к роду существительного.
Пособие «Дикие и домашние животные»
Цель: формировать у детей обобщённые представления о домашних и диких животных нашей страны, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.
Задачи:
Учить различать животных по внешнему виду и находить их на картинках.
Развивать память, внимание, речь, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к миру животных.
Пособие «Из чего сделано?»
Игра знакомит дошкольников с основными физическими свойствами предметов, учит выявлению и обобщению объектов по материалам, из которых они изготовлены.
Задачи:
- формирование представления о создании и свойствах предметов окружающего мира;
- знакомство с продукцией, производимой руками человека;
- формирование представления о назначении разных вещей и значимости человеческого труда;
- развитие любознательности, расширение кругозора и словарного запаса;
- развитие логического мышления, обучение навыку сравнения, определения причинно-следственных связей; связной речи, мелкой моторики.
Игровой материал: игровые поля с изображением материала и пустых мест – 6 штук, маленькие предметные карточки - 16 штук. Правила игры: распределить предметы по группам: - из железа; стекла, резины, дерева, пластмассы и муки.
Заключение:
Игры на липучках помогают воспитывать интерес к окружающему миру, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться.
Можно сделать вывод о том, что развитие речи с помощью игр с липучками дает положительный результат. Наблюдается желание детей участвовать в процессе обучения, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, обобщать предметы по существенным признакам, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания. Игры позволяют у дошкольников 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи совершенствовать лексико-грамматические категории, сформировать фонематическое восприятие, что является важнейшей предпосылкой для успешного обучения грамоте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развивающие игры на липучках для детей младшего дошкольного возраста"
Развивающие игры на липучках Развитие детей - одна из актуальных проблем современности. И конечно, огромную роль в этом играет детский сад. Работая воспитателями в детском с...
Развивающие игры на липучках для детей 2 -3 лет.
Развивающие игры на липучках для детей 2 -3 лет. Развитие детей - одна из актуальных проблем современности. И конечно, огромную роль в этом играет детский сад. Работая воспитателям в детском...
Консультация для педагогов «Развивающие игры на липучках для детей младшего дошкольного возраста».
Задачи:1.Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор.2.Развивать сенсорные способы познания.3.Способствовать расширению и обогащение словаря, развитию связной речи.4.Ра...
План по самообразованию «Развивающие игры на липучках как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности и познавательной активности у детей.Задачи:1.Способствовать формированию целостной картины мира,...
«Развивающие игры на липучках для детей» ТРИЗ технология
laquo;Развивающие игры на липучках для детей»ТРИЗ технология...
Развивающие игры на липучках для детей младшего дошкольного возраста
Проделанная работа с детьми...