Нетрадиционные развивающие игры на липучках для детей с ТНР
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Соболева Александра Егоровна

Нетрадиционные развивающие игры на липучках

для детей с ТНР

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soboleva.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные развивающие игры на липучках

для детей с ТНР

            Каждый ребёнок, несмотря на свои физические возможности, имеет право на получение образования. Что такое инклюзивное образование? - «Равные среди равных». Цель инклюзии - создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей детям с ОВЗ получать знания, реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей. Основными задачами инклюзии являются: создание единой образовательной среды для детей с особенностями развития и организация эффективного психолого - педагогического сопровождения процесса.

            Тяжелые нарушения речи (ТНР) — это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), наблюдающиеся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалия и заикание, детская афазия и др. У детей с ТНР   снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь), недостаточный  уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания.  

         Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания. Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления. Для реализации цели и  решения поставленных задач, для ребёнка с ОВЗ разрабатывается адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП), которая включает в себя программу коррекционной работы “Адаптированная образовательная программа (АОП). АОП составляется на основе рекомендаций ТППК и  предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ТНР посредством индивидуализации образовательного процесса.

          Целью деятельности учителя-логопеда является создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы. Основной задачей сопровождения детей с речевыми нарушениями в ДОУ является создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления социально-успешной личности.

          Использование разнообразных форм работы помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей с ТНР на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме

         Учителя-логопеды прибегают к поиску новых наглядно-дидактических пособий, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют ребенка, а порой и взрослого. И тогда педагогу приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал был для него интересен, не наскучил ребёнку. Ведь только положительные эмоции, правильная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые идеи и подходы в своей педагогической деятельности. Именно это ведёт его к поиску новых приёмов работы, современных универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка и её коррекции. Одной из разновидностей таких методических разработок являются «Игры на липучках».

Целью данного практического пособия является развитие всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит детей к школе.

Новизна практического пособия заключается в подборе, разработке, систематизации и внедрении в педагогический процесс уже знакомых игр в новой подаче, где наряду с развитием всех компонентов речи развивается мелкая моторика и моторная ловкость.

Игровые упражнения, используемые в пособии, простые и доступные, дают возможность педагогу творчески подходить к занятию, проявлять свою фантазию, варьировать задания, использовать индивидуально, а также с двумя детьми, применяя соревновательный момент. Увлекательный и занимательный материал в виде игр на липучках позволяет разнообразить методы и приёмы коррекционно-развивающего воздействия, а также превратить однообразную и монотонную работу в интересную и увлекательную игру.

Игры данной методической разработки можно использовать в различных видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, при организации индивидуальной работы с ребёнком, самостоятельной деятельности детей.

Преимущества игр на липучках:

• Яркие, красочные, реалистичные, наглядные альбомы – с ними действительно интересно заниматься, играя.

• Большое разнообразие вариантов игр. Все зависит только от фантазии педагога.

• Затрагивают все сферы развития ребенка – это развитие речи, фонетики и звуковой культуры речи, элементарные математические представления, ознакомление с окружающим миром.

• Развивают воображение, внимание, память, мышление и мелкую моторику, тактильные ощущения.

• Влагостойкие, долговечные, благодаря липучкам детали не теряются.

• Достаточно мобильны.

«Алфавит от А до Я» - это эффективный современный способ выучить с дошкольником все буквы алфавита. Липучки помогут ребенку развить ловкость, координацию движений и мелкую моторику.

В наборе – 2 ламинированных листа А4 с буквами русского алфавита и 56 картинок на липучках, которые легко прилипают к игровому полю. В игре необходимо поместить изображение картинки на букву, с которой она начинается. Игра развивает фонематический слух, так как картинки подобраны на твёрдые и мягкие звуки.

Пособие «Предлоги-помощники»

Цель данного пособия – уточнение и закрепление правильного употребления предлогов.

Задачи: упражнять детей в правильном использовании простых и сложных предлогов: В, ИЗ, НА, С, СО, ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, К, ОТ. Формировать умение составлять грамматически правильные предложения, используя предлагаемые предлоги.

Важно научить детей дошкольного возраста распознавать предлоги, понимать для чего они нужны и грамотно их использовать. Для этого можно использовать данную игру, карточки с надписями и картинками, которые демонстрируют предлоги и ситуации, в которых уместно их употребление.

Ребёнку предлагается к схеме-предлогу подобрать соответствующие карточки, прикрепить их с помощью липучки и составить предложение с этим предлогом.

Пособие «Он, она, оно, они»

Цель игры «Он, она, оно» – формирование навыка соотносить существительные по роду: мужскому, среднему, женскому.

Задачи: обучение умению согласовывать слова определенного рода с местоимениями он, оно, она, а также множественного числа – они;

получение навыка определения принадлежности притяжательных местоимений мой, мое, моя к роду, и к множественному числу – мои;

формирование умения сочетать существительные с прилагательными;

развитие логического мышления; улучшение моторики пальцев рук.

Задача игроков – правильно разделить картинки в соответствии с принадлежностью изображенного объекта или явления к роду существительного.

Пособие «Дикие и домашние животные»

Цель: формировать у детей обобщённые представления о домашних и диких животных нашей страны, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

Задачи:

Учить различать животных по внешнему виду и находить их на картинках.

Развивать память, внимание, речь, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к миру животных.

Пособие «Из чего сделано?»

Игра знакомит дошкольников с основными физическими свойствами предметов, учит выявлению и обобщению объектов по материалам, из которых они изготовлены.

Задачи:

- формирование представления о создании и свойствах предметов окружающего мира;

- знакомство с продукцией, производимой руками человека;

- формирование представления о назначении разных вещей и значимости человеческого труда;

- развитие любознательности, расширение кругозора и словарного запаса;

- развитие логического мышления, обучение навыку сравнения, определения причинно-следственных связей; связной речи, мелкой моторики.

Игровой материал: игровые поля с изображением материала и пустых мест – 6 штук, маленькие предметные карточки - 16 штук. Правила игры: распределить предметы по группам: - из железа; стекла, резины, дерева, пластмассы и муки.

Заключение:

Игры на липучках помогают воспитывать интерес к окружающему миру, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться.

Можно сделать вывод о том, что развитие речи с помощью игр с липучками дает положительный результат. Наблюдается желание детей участвовать в процессе обучения, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, обобщать предметы по существенным признакам, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания. Игры позволяют у дошкольников 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи совершенствовать лексико-грамматические категории, сформировать фонематическое восприятие, что является важнейшей предпосылкой для успешного обучения грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развивающие игры на липучках для детей младшего дошкольного возраста"

Развивающие игры на липучках  Развитие детей - одна из актуальных проблем современности. И конечно, огромную роль в этом играет детский сад.  Работая воспитателями в детском с...

Развивающие игры на липучках для детей 2 -3 лет.

Развивающие игры на липучках для детей 2 -3 лет. Развитие детей - одна из актуальных проблем современности. И конечно, огромную роль в этом играет детский сад. Работая воспитателям в детском...

Консультация для педагогов «Развивающие игры на липучках для детей младшего дошкольного возраста».

Задачи:1.Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор.2.Развивать сенсорные способы познания.3.Способствовать расширению и обогащение словаря, развитию связной речи.4.Ра...

План по самообразованию «Развивающие игры на липучках как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности и познавательной  активности у детей.Задачи:1.Способствовать формированию целостной картины мира,...

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА ЛИПУЧКАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА ЛИПУЧКАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

«Развивающие игры на липучках для детей» ТРИЗ технология

laquo;Развивающие игры на липучках для детей»ТРИЗ технология...