нетрадиционная работа в логопедии
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные техники и приемы логопедического воздействия как средство коррекции речи детей с УО(ИН)
Наверное, каждый из вас, кто работал в школе с детьми сталкивался с такой проблемой, как же удержать интерес ребенка на протяжении всего урока, как повысить его мотивацию, улучшая эффективность занятия. Как сделать так, чтобы тот материал, который мы ему предлагаем был для него не только полезным и нтересным, но и эффективным.
Я нашла решение этой проблемы в нетрадиционных технологиях, использование которых приобретает особую актуальность и значимость на сегодняшний день. Они вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, поддерживают познавательный интерес к деятельности, предупреждают переутомление, способствуют более активному включению в деятельность. Помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции в работе с детьми с ОВЗ.
Конечно, все эти техники нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых, проверенных временем технологий. Вносят новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, так же способствуют активизации нарушенных процессов. Работа с ребенком при нетрадиционной коррекции речи становится динамичной, эмоционально приятной и неутомительной , занятия становятся более интересными и разнообразными, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Широкое распространение в коррекционной педагогике и логопедии получили многие нетрадиционные технологии. Такие как кинезиология, биоэнергопластика, хромотерапия, литотерапия, пескотерапия и сказкотерапия. Я хотела бы более подробно оставиться на некоторых из них и рассказать как я применяю их в своей коррекционной работе.
Одна из современных здоровьесберегающая технология это -
Аурикуломассаж, система лечебного воздействия на точки ушной раковины, на которых спроецированы все органы и системы человеческого организма. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга. На ушных раковинах много биологически активных точек. Их массаж быстро мобилизует силы организма.
Я применяю методику ауриколотерапии в начале занятия, после артикуляционной гимнастики, чтобы быстро поднять общий тонус нервной системы ребенка, снять утомление, "пробудить" к работе все внутренние резервы
Миогимнастика – это гимнастика для недостаточно или неправильно функционирующих групп жевательных и мимических мышц, которая способствует нормализации функций мышц челюстно-лицевой и ротовой полости. Я применяю ее на своих занятиях не только для профилактики и устранении аномалий зубочелюстной системы, но и как прием, способствующий исправлению дефектов звукопроизношения.
Так же Миогимнастику можно использовать при:
укорочении подъязычной связки
пониженном тонусе мышц артикуляционного аппарата
нарушении функции дыхания и глотания.
Более подробно эту тему я осветила на своем сайте, где представлены разнообразные приемы и упражнения по миогимнастике.
Более подробно я бы хотела остановиться на такой нетрадиционной технике, как Литотерапия – лечение с помощью натуральных камней, то есть это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина) с целью воздействия на организм человека. Эта нетрадиционная методика, стала очень популярной в последнее время. Было научно доказано, что цвет и форма камней могут воздействовать на психику ребенка: созерцание и обладание камнями способно воздействовать на центры удовольствия головного мозга посредством органов зрения и осязания, способствует снятию у детей эмоциональных проблем. Игры с использованием камней стимулируют речевое развитие, развивают моторику пальцев рук. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи.
В своей коррекционной практике с детьми с ОВЗ я использую как натуральные камни, так и искусственные. Например камешки «Марблс». Это стеклянные камушки разного цвета, с помощью которых я предлагаю детям разные задания. Более подробно остановлюсь на одном из них, например: составить предложение по картинке, опираясь на «каменную» схему. Где большие камни - это слова, а маленькие – предлоги. Камушки можно трогать руками или просто нажимать на них пальчиком. Либо наоборот, предлагаю ребенку уже готовое предложение, мы его читаем, а потом он должен сам составить( выложить из камней) схему. В зависимости от уровня развития детей, задачу усложняю и соединяю цвет камня с какой либо частью речи. Например, предлагаю составить предложение по схеме, где зеленый камень это - сущ, красный - глагол, синий – прилагательное.
Здесь идет развитие не только грамматического строя речи, но и активизируются познавательные процессы, такие как внимание, память, мышление.
Так же я использую бусы и браслет из натуральный камней. Например, при автоматизации звука в скороговорках если я вижу, что у ребенка что- то не получается, он нервничает, запинается. Я предлагаю ему «волшебный браслет из бирюзы». И ребенок, перебирая браслет в руках, эмоционально расслабляется, успокаивается и проговаривает скороговорку уже более отчетливо, не торопясь.
Игры с камнями.
- Выкладывание узоров по образцу, букв, слогов.
- Игра на фонематическое развитие «Волшебный мешочек».
Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).
- Игра «Составь предложение » здесь идет работа над грамматическим строем и развитием связной речи. Дети должны составить предложение по картинке, опираясь на «каменную» схему. Где большие камни - это слова, а маленькие – предлоги. Камушки можно трогать руками или просто нажимать на них пальчиком.
- Игра «Услышь звук». Здесь использую цветные камни для дифференциации звуков. Например, читаю ребенку слова или показываю картинки, в это время он должен положить камешек нужного цвета. Если услышал звук С - то синий, если З- зеленый.
Так же в своей логопедической работе я активно применяю песочную терапия, которая способствует повышению мотивации, заинтересованности детей к занятиям и дает положительные результаты. Игры с песком весьма эффективны для развития и коррекции речи детей с нарушениями. Они повышают мотивацию и интерес ребенка к занятиям, снимают внутреннюю и мышечную напряженность, развивают мелкую моторику.
Сочетаю ее вместе с литотерапией и сказкотерапией на разных этапах занятия. Например, при проведении артикуляционной гимнастики предлагаю детям найти в песке и «выдуть» игрушку (заодно включается и дыхательная гимнастика) затем выполнить нужное артикуляционное упражнение. (Ежик, часики, обезьянка, кошка). Так же использую песок при автоматизации или дифференциации звуков, обогащения словаря, развития грамматического строя и связной речи.
Предлагаю детям различные виды занятий и игр с песком. Например, найти в песке только гласные буквы, или найти и поставить нужную букву на соответствующую первому звуку картинку.
На этапе автоматизации и дифференциации звуков, сочетаю песко и литотерапию, предлагая детям выбрать из песка камешки нужного цвета и разложить их том порядке, какой звук они услышат в словах. Если звук З, то кладут камень зеленого цвета, если С – то синего.
На этапе обогащения словаря и развития речи предлагаю детям Найти в песке игрушки и распределить их на группы. Лексические темы могут быть такие: «животные севера и жарких стран», «дикие и домашние животные», «виды транспорта» В ходе этого задания мы составляем словосочетания с этой игрушкой, подбираем признак или действие, записываем предложение.
Могу предложить детям вспомнить скороговорку или чистоговорку в которой встречается название данной игрушки. Например, вытащил ребенок ёжика, скороговорка (У ежа и елки колючие иголки). Таким образом, работа ведется в нескольких направлениях, автоматизируется нужный звук, обогащается словарный запас, идет развитие грамматического строя и связной речи детей. А так же развивается воображение, мышление и память
Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека. Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, поэтому необходимо это учитывать в своей работе.
На слайде представлены описания значения каждого цвета.
Синий цвет: успокаивает, стимулирует умственную деятельность.
Голубой цвет: оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении.
Фиолетовый цвет: угнетает психические и процессы, снижает настроение.
Красный цвет: активизирует, повышает физическую работоспособность.
Зеленый цвет: успокаивает, повышает защитные силы организма.
Розовый цвет: оказывает тонизирующее воздействие.
Желтый цвет: вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия.
Применение хромотерапии в работе логопеда. В зависимости от воздействия, я выбираю предметы, карточки или крышки нужного цвета с определенными заданиями по теме занятия. Предлагаю детям выбрать предметы цвета своего настроения, с которыми бы им хотелось поработать сегодня. Дети всегда с удовольствием делаю. Или смотрю на состояние ребенка и даю предмет нужного цвета сама. Например, если вижу, что он возбужден или как-то агрессивен, предлагаю ему взять для работы зеленый, желтый или голубой цвет. Если он наоборот, замечаю, что он устал, подавлен или без настроения – даю ему материал красного или синего цвета. Это могут быть цветные перья и трубочки для дыхательной гимнастики, цветные шарики – су-джоку и массажные кольца для развития моторики пальцев рук.
Так же в своей работе я использую для цветные крышки, кубики на которых наклеены слова или картинки по теме занятия. Ребенок выбирает цвет и выполняет нужное задание. Например, составить из слов скороговорку или придумать предложение.
Следующая игра о которой я хотела бы вам рассказать авторская, называется она: «Звуковое кафе». Я часто ее использую на своих занятиях, она очень нравится детям и развивает не только мелкую моторику, но и способствует формированию звукового восприятия, помогает в игровой форме дифференцировать нужные звуки.
Детям предлагается собрать из цветных крышек и прищепок, цветные столики, а потом рассадить на них животных или героев мультфильмов, в названии которых есть нужный звук. Например за желтый столик сядут герои со звуком Ж (жираф, жаба, ), за зелый со звуков З (зебра, заяц), за синий – С (собака, слон)
Игра «Цветные мышки» Ее можно применять как на занятиях с детьми ТНР для развития моторики, изучение цвета, счета, так и для говорящих детей. Сначала предлагаю надеть на хвостики мышкам цветные бусинки, затем ребенку нужно соотнести цвет мышки с домиком, подобрать соответствующие цвету картинки. На обратной стороне каждого домика есть разные задания по теме логопедического занятия.
Цвет ребенок выбирает сам, и это право выбора, которое я ему предлагаю находит положительно-эмоциональный отклик в его душе, мотивирует его на успех и правильность выполнения задания. Все мышки все звуковые, что в большей степени повышает интерес детей к работе.
Целью сказкотерапии является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. Это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
На первый взгляд использование сказкотерапии в коррекционной деятельности, малозаметно. Но именно сказка помогает снять эмоциональное напряжение, подготавливая ребенка к последующей коррекции речевых расстройств.
Логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, расторможенным ребенком. Но если он будет воволечен в сказку, то и коррекционные процесс будет проходить намного легче и эффективнее. Для этой цели я использую киндер-игрушки. Я придумываю сказки с использованием разных героев, вовлекая ребенка в этот процесс.
Хочу немного рассказать о применении киндер-игрушек.
Вообще киндер-сюрпризы считаю незаменимым помощником в работе любого учителя- логопеда и дефектолога. С ними можно делать практически любые задания и на всех этапах логопедического занятия, начиная от артикуляционной гимнастики и заканчивая развитием связной речи.
Я собрала более 20 серий киндер-игрушек по разным сказкам и мультфильмам. Распечатала иллюстрации к ним. Придумала игру, которая называется «Мультипультия». Ребенку предлагается найти и назвать героев того или иного мультфильма, расставив их в соответствии с картинкой. Такое задание развивает память, мышление и связную речь детей. По иллюстрации мы составляем предложения, вспоминаем и пересказываем сюжет того или иного мультфильма.
Назову еще несколько игр с применением киндер- сюрпризов в лексико-грамматических упражнениях. Игра: “Назови ласково”. Игра: «Один много?», «Кто, где живет?» «Звук потерялся» игра на нахождение места звука в слов
Подводя итог своего выступления, хочется еще раз отметить тот факт, что комплексное использование мной нетрадиционных техник и приемов логопедического воздействия помогает добиться положительной динамики в коррекции речи обучающихся, повышает эффективность логопедической работы и способствует решению поставленных задач.
Проведенная диагностика, показала значительное улучшение речевой и мыслительной деятельности детей. Повысилась успеваемость по русскому языку и чтению. Звучание речи стало чище и понятнее для окружающих, звуки легче поддаются коррекции и автоматизируются в речи. Обогатился словарных запас, улучшился грамматический строй и связная речь обучающихся.
А самое главное, у детей появился интерес к занятиям, они стали более раскрепощенными и активными, а сами занятия продуктивными и эффективными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».
Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов». Нарушения речи – распрос...
ОПЫТ РАБОТЫ учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны "Нетрадиционные формы работы с родителями". Внесён в муниципальный банк ППО Муниципального образования Каневской район от 06.05.2013 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...
Использование нетрадиционных методов работы учителя-логопеда с родителями
В этой статье изложен мой нетрадиционный опыт работы с родителями...
План работы учителя-логопеда по самообразованию: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»
Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимае...
Нетрадиционные способы коммуникации в работе учителя-логопеда с «без речевыми» детьми.
Одну из основных задач, которую на сегодняшний день пытаются решить коррекционные педагоги – это оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя - логопеда как средство коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
На современном этапе можно констатировать изменение социального заказа общества к дошкольным учреждениям. ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием, к получению обр...
"Из опыта работы учителя-логопеда по использованию нетрадиционных форм работы с родителями".
Успех коррекционной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны формы взаимодействия и сотрудничества учите...