"Из опыта работы учителя-логопеда по использованию нетрадиционных форм работы с родителями".
статья по логопедии на тему
Успех коррекционной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны формы взаимодействия и сотрудничества учителя-логопеда с родителями воспитанников. В данной статье представлен фрагмент выступления учителя-логопеда на районном методобъединении учителей-логопедов по обобщению опыта использования нетрадиционных форм взаимодействия учителя-логопеда с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_formy_raboty_s_roditelyami.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя-логопеда по использованию нетрадиционных форм работы с родителями.
В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения. Нецеленаправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребенка на логопеда и воспитателей не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.
Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.
Противоречие заключается в следующем: работу с семьей учителя – логопеды считают необходимой и в то же время не все к ней готовы. Чаще общение строится на уровне взаимных претензий или формально. Для благополучного речевого развития ребенка требуются иные взаимоотношения семьи и учителя – логопеда, а именно - сотрудничество, взаимодействие, доверительность. Все это требует пересмотра содержания и форм работы с родителями. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и помощниками.
В журнале «Логопед» (№ 6,2012 г.) были представлены данные анкетирования учителей-логопедов, участвующих в проекте «Семейное воспитание детей с нарушениями речи», были опрошены 101 логопед (г.Мурманск, близлежащие города , Петрозаводск, Санкт-Петербург и Вологодская обл.) и 670 семей , воспитывающих детей с речевой недостаточностью. В рамках проекта учителя-логопеды дали оценку активности родителей . Выяснилось, что в большинстве случаев она находится на среднем уровне (45%), подразумевающем формальный подход к взаимодействию, малую долю инициативы в общении, недостаточный уровень психолого-педагогических знаний. С учетом различных мнений логопедов и непосредственно родителей формы активизации семей даны в таблице. Из таблицы видно, что учителя-логопеды наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями считают беседу, в то время как родители предпочитают тетрадь для домашних заданий.
Форма | Эффективность по мнению логопедов % | Эффективность по мнению родителей % | Использование логопедами в практике работы % |
Родительское собрание | 28 | 40 | 92 |
Информационный стенд | 18 | 36 | 82 |
Тетрадь для домашних заданий | 46 | 67 | 94 |
Устная консультация | 77 | 50 | 84 |
Устная консультация | 80 | 57 | 96 |
Открытые занятия | 60 | 28 | 6 |
Сегодня возникла необходимость строить новые партнерские взаимоотношения с родителями, а это в свою очередь диктует новые формы и условия такого взаимодействия. При этом мы учли запросы всех категорий родителей (родителей – лидеров, родителей-исполнителей, родителей - критических наблюдателей).
Формы работы с родителями делятся на 4 вида:
1. Информационно-аналитические;
2. Познавательные;
3. Досуговые;
4. Наглядно-информационные.
Логопед должен постараться разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, «волшебного» разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.
С этой целью мы активно используем познавательные формы сотрудничества с родителями.
Вовлечение семьи в образовательный процесс нами проводится через:
1. информирование (о направлениях деятельности дошкольного учреждения, о ведущих программах, о методах основных мероприятий).
2. просвещение
3. консультирование
4. обучение (различным методам )
5.совместная деятельность (взаимодействие в праздниках, досугах, развлечениях, выставках детского сада-ребенка-семьи)
Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель — не гость, а полноправный член команды ДОУ», учитель-логопед строит свое общение с родителями. Одной из самых эффективных и познавательных форм работы с семьей остаются родительские собрания. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов, монологов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения.
Форму проведения родительского собрания выбираю после обработки анкет, т. е. зависит от запросов, интересов родителей. Это может быть и деловая игра или вечер вопросов и ответов, или собрание в виде «аукциона», т. е. проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме, педагогической лаборатории, либо заседание в виде круглого стола, где в нетрадиционной обстановке обсуждаются с родителями актуальные проблемы речевого развития детей. В конце таких встреч проводим обсуждения с родителями – что понравилось, какие советы логопеда применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других.
На родительских собраниях использую следующие приемы и методы активизации родителей: «Мозговой штурм», «Список прилагательных и определений» (например, подберите синонимы к слову «ребенок», «Ассоциации», «Мини - эксперимент». Никогда не превращаем родительское собрание в формальное информирование. Наоборот, вместе мы находим ответы. Данный подход требует от нас более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее, именно поэтому процент посещения родителями собраний достаточно высок .
Упражнение «Кокон»
Цель: Показать родителям ситуацию, которая происходит во многих семьях.
Ход тренинга:
Вы приходите домой и ребенок хочет с вами поделиться о прошедшем дне. Вы говорите - не сейчас (Завязывается рот). Ребенок хочет вам помочь, вы отказываетесь (Завязываются руки). Не зная чем заняться, ребенок начинает бегать по комнате. Вы ругаете его за топот (Завязываются ноги). Ребенку ничего не остается делать, как сидеть и слушать разговор взрослых. Вы опять его ругаете (Завязываются уши). Ребенок сидит и тупо смотрит телевизор. Вы заходите и говорите, что уже пора спать (Завязываются глаза) .
Анализ: Посмотрите, на что похож ребенок? На «кокон». Гусеница в коконе развивается, превращается в красивую бабочку, а ваш малыш развивается? Как часто вы говорите слово «Нет» своему ребенку?
Упражнение «Деление на минигруппы».
Уважаемые родители, вы сели туда, где вам более удобно, комфортно, тем самым вы разделились на четыре минигруппы.
Задание: На столах лежат бумага и фломастеры, придумайте название вашей группе, представьте ее и объясните, почему (Время выполнения 5-6 минут) .
Проблемные ситуации для родителей.
Каждая минигруппа получает по одной ситуации.
1. Ребенок говорит неправду. Ваши действия. 2. Вы прочитали ребенку сказку? Ваши действия.
3. Ваш ребенок принес из детского сада нецензурное слово. Ваши действия. 4. Ребенок просит прочитать новую книжку, вам некогда. Ваши действия.
(Время выполнения 6-7 минут)
Обсуждение проблемных ситуаций, дискуссия.
Просмотр видеозаписи «Для вас, родители».
(Пожелания детей родителям) .
Тренинг «Подсолнух».
Задание: Написать на желтых лепестках пожелание своему ребенку, группе.
«Лепестки» собираются в один большой подсолнух и выставляется в приемной группы. Зачитываются детям.
Тренинг «Желаю Вам».
Задание: На крыльях самолета написать пожелание и пустить их друг- другу.
Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.
Презентация форм работы учителя-логопеда с детьми. Это современная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ, учителя-логопеда, возможностей логопедической группы. В результате такой формы работы родители знакомятся с программой развития, получают полезную информацию о содержании работы с детьми.
Семинар-практикум .
Эта форма хорошо зарекомендовала себя, получает положительные отзывы. Родители включаются в работу, но предпочитают быть «ведомыми». А коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все участники педагогического процесса, имея общую цель, будут не только действовать согласованно, но и проявлять инициативу. Только такое совместное взаимодействие окажет влияние на коррекцию речевых нарушений и общее развитие ребёнка. На таких практических занятиях с использованием ИКТ мы стараемся дать родителям знания и навыки по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, оказать помощь каждой семье в организации домашних занятий в игровой форме;
В последние годы в активно используем такой нетрадиционный прием, как включение аудиозаписей и видеосъемок, фотографий детей с индивидуальных и подгрупповых занятий., использование презентаций. Замечено, что эти формы помогают высветить недостатки речи детей, к которым привыкли родители, а также увидеть прогресс в развитии речи. Это полезно на этапе автоматизации звуков и введении их в речь. Предлагаем в видеозаписи посмотреть, как дети говорят в обыденной речи , и как они могут сказать по просьбе логопеда, демонстрируются фрагменты занятий, комментируются действия детей, задачи, последовательность выполнения заданий, тем самым обучаем родителей игровым приемам, развиваем навыки общения с ребенком и коррекции его речевых нарушений .
Тренинговые игровые упражнения и задания (по развитию связной речи, формированию произношения, по выполнению домашних заданий, предпосылок по формированию навыков письма, по предупреждению дисграфии и дислексии) помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
Данная форма работы способствует практическому включению родителей в коррекционно-педагогический процесс. Такая форма дает эффект обратной связи между учителем-логопедом и родителями и нацеливает их на дальнейшее сотрудничество, сплачивает коллектив родителей.
Презентация форм работы учителя-логопеда с детьми. Это современная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ,учителя-логопеда, возможностей логопедической группы. В результате такой формы работы родители знакомятся с программой развития, получают полезную информацию о содержании работы с детьми.
Родительское собрание целесообразно завершить оценкой, которая показывает, оправдались ли ожидания его участников, что особенно было значимым для каждого из участников, какие выводы для себя сделали родители. На завершающем этапе родительского собрания важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый из них должен решить для себя, что на собрании подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе. Это рефлексия, то есть оценка себя с позиции рассматриваемого вопроса. Рефлексия собрания –как заключительная часть собрания, ее можно проводить, используя различные приемы.
Приведу конкретные приемы проведения оценки, самооценки, рефлексии:
мини-интервью «Мой ребенок посещает логопедическую группу…», игра «Прямой эфир», письменный ответ на один из вопросов по выбору участника: "Что нового вы сегодня узнали? Что привлекло ваше внимание на собрании? Какое выступление вы считает наиболее конструктивным и почему? Что было трудным? Что мешало работе и почему?" Могут быть и другие вопросы - по усмотрению логопеда или организаторов родительского собрания.
Игра в мяч.
Ответ одним предложением на поставленный вопрос. Принимая мяч, родитель дает ответ на поставленный вопрос. Отдавая мяч, задает вопрос.
Жест дня.
Сидя или стоя, родители демонстрируют свое отношение к результатам собрания соответствующей мимикой или жестом.
Рисунок дня.
Родители выражают свое отношение к собранию соответствующим рисунком, поясняя, при необходимости, его смысл.
Слово дня.
Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.
Блиц-опрос.
Учитель-логопед задает вопросы по теме родительского собрания, а родители дают быстрые и краткие ответы, отвечая по желанию.
Анонимный совет.
Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет логопеду или другим участникам. Можно предложить давать советы в юмористической форме.
рефлексия собрания –как заключительная часть собрания, ее можно проводить, используя различные приемы: мини-интервью,
За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
- ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
- размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
И если работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас в детском саду сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда, создана атмосфера взаимоуважения.
Приведенные приемы не исчерпывают всего многообразия нашей работы и общения с родителями. Это лишь незначительная их часть, которая может сделать встречи родителей и логопеда , родительские собрания интересными и запоминающимися. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями.
Литература
Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).
Сидельникова Г. Элементы психотерапии в работе логопеда.- Дошкольное воспитание. 1998. № 3.
Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы учителя-логопеда по самообразованию: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»
Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимае...
Опыт работы по использованию нетрадиционных форм работы с родителями по формированию ЗОЖ
Использование "Дневничка-Здоровячка" в работе с родителями...
Консультация для воспитателей « Использование нетрадиционные форм работы с родителями по здоровьесбережению»
Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных форм работы с родителями по здоровьесбережению"...
Консультация для воспитателей « Использование нетрадиционные форм работы с родителями по здоровьесбережению»
Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных форм работы с родителями по здоровьесбережению"...
Использование нетрадиционных форм работы с родителями в практике учителя-логопеда
нетрадиционных форм работы с родителями в практике учителя-логопеда...
Педагогический проект «Использование нетрадиционных форм работы с родителями в работе воспитателя»
Во все времена общество большое внимание уделяет работе с родителями. Работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские з...
Педагогический проект «Использование нетрадиционных форм работы с родителями в работе воспитателя»
Во все времена общество большое внимание уделяет работе с родителями. Работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские з...