Методические рекомендации по использованию лэпбук «Говорушки»
методическая разработка по логопедии

Методические рекомендации по использованию лэпбук «Говорушки»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.docx198.77 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию лэпбук «Говорушки»

Лэпбук «Говорушки» — это многофункциональная тематическая папка для детей дошкольного возраста на какую-либо заданную тему (в данном случае представлена лексическая тема «Животные» для детей 3-4 лет).

При изменении темы лэпбука – титульный лист и страница с артикуляционной гимнастикой остаются без изменений, остальные – в зависимости от пожелания и цели педагога (например, тема «Домашние животные» - названия кармашков могут остаться прежними, а содержимое меняться).

Работа с лэпбуком направлена на расширение запаса знаний и представлений о диких и домашних животных, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Дети выполняют определённые задания, способствующие развитию речи (отгадать загадки, выучить стихотворения, составить рассказ). Лэпбук имеет обучающее, познавательное и воспитательное значение, так как развивает речь, память, мышление, мелкую моторику, творческие способности ребёнка, всё, что помогает расти и развиваться.

Лэпбук в развернутом виде состоит из 4х страниц. На каждой странице представлены определенные задания, расположенные в кармашках.

 

Артикуляционная гимнастика.

«Артикуляционная гимнастика» — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

При работе с лэпбуком педагог выбирает определенные упражнения для артикуляционной гимнастики, исходя из своих поставленных целей. Например, для закрепления звука [р] – педагог подбирает такие упражнения, как «Грибочек», «Лошадка», «Гармошка».

 

Дидактическая игра «Собери картинку».

Цель игры - формировать у детей представления о целостном образе животного, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на несколько частей.

После того, как ребенок собрал картинку по образцу или без него, уточняем, кто на рисунке, где живет и другие вопросы.

 

 

Чистоговорки.

Дифференциация звуков в чистоговорках.

Цель - развитие фонематического слуха и лексико–грамматических категорий.

Данный кармашек тоже остается без изменений, так как представлена дифференциация всех парных по мягкости-твердости звуков. Педагог исходя из поставленной цели, сам выбирает звук, над которым он будет работать на занятии.

Также можно ускорять или замедлять темп произношения данных фраз.

 

Составь рассказ.

Цель – учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке.

Ребенку предлагается рассмотреть картинку, назвать, что/кто изображен. А затем составить рассказ по картинке.

 

 

Дидактическая игра «Найди тень».

Цель - развитие умения подбирать тени к предметам.

 

 

 

 

 

Алгоритмы «Расскажи-ка».

Цель: учить детей составлять рассказ по алгоритму о животных.

Алгоритмы дают возможность детям без труда описывать предметы, или рассказывать о каком – либо животном или птице. Использование алгоритмов очень удачное и удобное подспорье и для самого педагога на занятиях по развитию речи.

Стихотворения.

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

При заучивании стихотворений с детьми педагог ставит перед собой сразу несколько задач:

     вызвать интерес к стихотворению и желание знать его,

     помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов,

     обеспечить запоминание,

     научить выразительно читать перед слушателями,

     воспитывать любовь к поэзии.

 Пальчиковые животные.

Пальчиковые животные могут использоваться как для развития мелкой моторики рук, так и для героя лэпбука «Говорушки». Ребенок или взрослый выбирают животное, которое будет присутствовать на занятии и сопровождать все игры с ребенком.

 

 

 

Дидактическая игра «Кто что ест».

Игра всестороннего развития: и мышления, и памяти, и внимания, и развитие познавательных способностей, и, конечно же, развитие мелкой моторики рук у детей.

 

Чистоговорки.

Цель - развитие фонематического слуха и лексико–грамматических категорий.

 

 

 

 

 

Загадки.

Цель - развитие способности отгадывать загадки, мышления детей.

Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт. Загадки про животных позволяют закреплять знания о характерных признаках животных.

 

 

Дидактическая игра «Назови и покажи».

Данную игру можно представить по-разному.                                                         1.       Познакомить детей с животными: рассмотреть каждого по отдельности.

2.       Затем выделить их черты: чем они отличаются и чем они похожи.

3.       Дифференциация животных: дикие и домашние, используя для этого специальные обозначения – дом и лес.

4.       Ребенок выбирает или педагог предлагает определённое животное, про которого можно рассказать, используя для этого алгоритмы.

Дидактическая игра «Кто лишний».

Цель - развивать умение классифицировать животных по существенному признаку, обобщать.

Ребенку предлагается посмотреть на картинки и определить, кто лишний, объяснив свой выбор.

 

 

Заключение

Лэпбук «Говорушки» - уникальное методическое пособие по развитию речи дошкольников.

Каждую страницу лэпбука можно использовать отдельно, исходя из поставленной цели педагогом.

В лэпбуке представлены артикуляционная гимнастика, загадки, стихотворения, чистоговорки и дидактические игры.

Каждую игру лэпбука можно использовать как с подгруппой, так и индивидуально.

Используя лэпбук в работе с детьми, он последовательно речь детей. Дидактические игры дадут хороший результат лишь тогда, когда взрослый будет ясно представлять, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности организации этих занятий.

Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, взрослый закладывает развитие важного качества – любознательности. Ребенок с удовольствием участвует в играх, ждет их, радуется им, получает пищу для своего ума. Игры должны вызывать у детей радость, хорошее настроение. Он радуется своему достижению, познанию и т.д. Эта радость является залогом успешного развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию лэпбука "Традиции русской избы"

Одной из современных форм обогащения ППРС является  лэпбук.  Это универсальное пособие  для работы с детьми  в виде игр и развивающих заданий. Лэпбук «Традиции русской избы&r...

Методические разработки по использованию лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста Лэпбук «Дикие животные».

Методические разработки по использованию лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста    Лэпбук ...

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия лэпбук «МУЗЕЙ НА КОЛЕНЯХ»

Пособие лэпбук «Музей на коленях» является средством для реализации деятельностного подхода в формировании элементарных искусствоведческих представлений у детей старшего дошкольного ...

Методические рекомендации по использованию лэпбука "Времена года"

Методическое пособие для уточнения представления младших дошкольников о временах года....

Методические рекомендации к использованию дидактического пособия Лэпбук-сарафан «И красива, и богата – наша Родина, ребята!»

Лэпбук-сарафан представляет собой интерактивную книгу, в которой собраны теоретический и практический материалы для знакомства детей дошкольного возраста с народным творчеством и особенностями жизни и...

Методические рекомендации по использованию лэпбука «Ремесло лозоплетения» в образовательном процессе для детей 5-6 лет

         Данный лэпбук - это не совместная работа с детьми, скорее это пособие для воспитателя для ознакомления и закрепления знаний и умений детей, для воспитания инте...