Методические рекомендации по использованию лэпбука в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.
консультация
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦО №2» СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»
Тема доклада:
Методические рекомендации по использованию лэпбука в
образовательном процессе с детьми дошкольного возраста
Подготовила: инструктор по физической культуре
Домникова В.А.
Методические рекомендации по использованию лэпбука в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому!», то есть подразумевает, что нам воспитателям необходимо постоянно искать новые формы развития познавательной активности детей.
Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками, с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие познавательной активности, самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.
Какие же формы работы по развитию познавательно-исследовательских способностей детей будут наиболее оптимальными? Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил в образовательной деятельности по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои познавательные горизонты по данному вопросу?
Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является новая форма работы с детьми – лэпбук. Лэпбук - сравнительно новое явление современной действительности. В дословном переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга» (lap- колени, book- книга).
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому ребенку и сделать такую коллективную папку. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию , что является хорошей подготовкой к школьному обучению.
Цель: использования лэпбука – формирование у дошкольников познавательной активности, поисково-исследовательских способностей, развитие мыслительных способностей в условиях образовательного пространства.
Задачи:
1.Научить дошкольников ставить перед собой цели и задачи и находить способы их решения.
2. Обучать детей всесторонне смотреть на проблему.
3. Развивать творчество в подходе к вопросу организации и подбору информации.
4. Развивать психические процессы (память, внимание, воображение, мышление).
5. Развивать общую моторику детей.
6. Развивать поисково-исследовательские навыки детей.
7. Воспитывать самостоятельность, любознательность, проявление инициативы, чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи.
Содержание, методы и приемы технологии «лэпбук», как технологии личностно-ориентированного обучения, направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого дошкольника, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Лэпбуки можно и нужно мастерить вместе с детьми, потому что совместная работа представляет повышенный интерес для них и является увлекательным рукоделием. А можно сделать и самим взрослым, чтобы использовать их в своей работе. И хоть рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам – 5 лет и выше, когда дети уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки, участие в их изготовлении могут принимать все возрастные группы – от младшей до подготовительной.
Формы занятий – индивидуальные, групповые. С группой детей задания либо распределяются между детьми, учитывая их желания, и потом они все вместе собирают и заполняют одну папку, либо взрослый показывает, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки.
Оптимальный размер готового лэпбука – папка А4-А3 в закрытом виде (такой размер идеально подходит, чтобы ребенок мог потом самостоятельно работать с ним (держать его в руках, писать в нем, рисовать и т.д., а после занятий поставить папку на отведенное для неё место). Но размер лепбука может быть и другим, по выбору педагога.
Чтобы родители активно включились в образовательный процесс с детьми, проявили свое творчество в изготовлении лэпбуков, с семьями воспитанников необходимо провести консультации, беседы, показать презентации, так как для большинства родителей это все-таки является новшеством.
Выбор тем лэпбуков может исходить из разных источников. Это могут быть и интересные события, происходящие с ребенком, и увлечения детей, и темы недели, и литературные произведения, и мультипликационные герои, и даже просто отдельные предметы (одушевленные или неодушевленные), заинтересовавшие ребенка, и многое другое. Также можно выбрать тему как сообща, так и индивидуально. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Игрушки". А потом каждый ребенок может взять какую-нибудь конкретную любимую игрушку и в своем лэпбуке дать подробную информацию о ней.
Все изготовленные лэпбуки могут способствовать закреплению лексических тем, помогать систематизировать изученный материал, а рассматривание папок в дальнейшем позволит детям быстро освежить в памяти пройденные темы.
На широких просторах интернета можно найти огромное количество информации о применении этой технологии американскими педагогами. Убедившись в преимуществе такой формы работы с детьми, у меня возникла мысль о применении технологии лэпбук на занятиях по физкультуре. Возникла масса сложностей, так как основным минусом в этой методике является время, которое необходимо для сбора информации, обработки, систематизации в соответствии с интересами детей. Но мы решили этот вопрос, а помогли нам в этом родители, которых также как и детей заинтересовала данная форма работы. Так совместными усилиями были созданы следующие интерактивные папки:
- папка «Профилактика плоскостопия», самая интересная, по мнению детей, позволила в игровой, творческой форме подойти к рассмотрению такой серьезной на сегодняшний день теме - как плоскостопие.
- огромный интерес у детей вызвала и работа над совместным лэпбуком: «Такие разные мячи». Разрабатывая содержание этой интерактивной папки, каждый ребенок смог включиться в работу.
Создание лепбуков в нашей совместной с детьми работе помогло закрепить и систематизировать ранее изученный материал, а рассматривание папок в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности; свободное общение и перемещение детей во время деятельности; открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Этапы работы над лэпбуком:
1. Выбор темы (тема проекта, тема недели).
2. Составление плана лэпбука.
Необходимо продумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. Потом все это рисуется на черновике: листе А4-А3, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы. Дети старшего возраста могут самостоятельно составить план работы.
3. Составление макета лэпбука.
Оформление лэпбука (подбор материала - из чего будут изготавливать, дидактического материала, наглядного и др.). Наполняем Лэпбук.
Собранную информацию по образцу макета складываем, приклеиваем в наш Лэпбук. Для создания лэпбука можно воспользоваться готовыми шаблонами, которые есть в интернете – это экономит время, знакомит новичков с новой формой подачи информации, проще в изготовлении. Если Вы делаете лэпбук самостоятельно, то это дешевле (не все шаблоны бесплатны), это уникально и более творчески, не ограничивается рамками существующего шаблона, больше ценится и бережется детьми, так как создано своими руками.
Вывод:
1. Возраст дошкольников – от 5 лет и выше в случае самостоятельного изготовления лэпбука, в случае работы ребенка совместно со взрослым – от 2 лет.
2. Выбор материалов для изготовления лэпбука – экологически чистый, безопасный, из плотных материалов для многоразового использования.
3. Выбор тематики лэпбука учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
4. Возрастные и индивидуальные особенности детей подразумевают минимальное присутствие текста в оформлении лэпбуков.
5. Формы организации работы с детьми – непосредственно-образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей и взрослых.
6. Формы организации детей во время работы – индивидуальная, парная, подгрупповая, групповая.
Все детские сады образовательную деятельность организуют согласно основной образовательной программе дошкольного образования, которая реализуется в трех направлениях: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями. В связи с этим тоже можно изготовить лэпбуки согласно тематическому планированию. Например, «Транспорт», «Растительный и животный мир», «Наш город», «История, традиции и культура народов», «Дикие животные», «Зимующие птицы», «Осень», «Зима», «Животные нашего края», «Растения наших лесов», «Домашние животные», «Профессии» и т.д. Можно использовать лепбук для ознакомления с родным краем, чтобы уже начиная с малых лет дети получали знания о своей малой Родине, расширяли кругозор о растениях и животных, растущих и живущих в нашем краю, имели представления о временах года, внешнем виде животных и птиц, закрепляли их различия и сходства, развивали логическое мышление, знали народные праздники, чтобы хоть чуть-чуть показать маленьким ребятам, как можно любить и беречь свой родной край и т.д.
Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты; это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться.
Дети, работая с интерактивными папками, становятся более общительными, чаще проявляют любознательность, инициативу, самостоятельность. Для того, чтобы методическая разработка была бы реализована в практике образования, надо совсем немного – заинтересованность взрослых в развитии детей.
Таким образом, систематическое использование лэпбука в образовательной деятельности, свободный их доступ для детей, проявление устойчивого интереса дошкольников для создания и использования лэпбуков повышает познавательную активность дошкольников. Применение в ДОУ инновационной технологии «Лэпбук» создает определенные условия для поддержки детской инициативы, посредством чего осуществляется индивидуализация образовательного процесса, а значит, выполняются требования ФГОС ДО.
Список литературы
1. Козлова С. А. Дошкольная педагогика // С. А. Козлова - М. : Педагогика, 2001.-168 с.
2. Педагогический словарь Т.1 Изд - во АПН, М., 1960. с. 335 (Статья «Дидактический материал»)
3. Савенков А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание 2005 - № 12 - с. 6-11
4. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры // О. В. Солнцева - СПб. : Сфера, 2010. - 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методические рекомендации по использованию загадок в работе с детьми дошкольного возраста.»
Методические рекомендации содержат основные правила, которые следует соблюдать используя загадки в работе с детьми дошкольного возраста; возможности использования загадок в различных видах деятельност...
Методические рекомендации к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста
Методические рекомендации....
Конспект занятия в старшей группе по использованию в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста информационно- образовательных ресурсов.
Тема: «Путешествие в страну Транспорт» Цель: Ощутить радость самостоятельных открытий в результате коллективной интеллектуально-творческой деятельности. Задачи:Образовательные:Способствовать...
Методические рекомендации к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста
Методические рекомендации к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста...
Методические разработки по использованию лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста Лэпбук «Дикие животные».
Методические разработки по использованию лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста Лэпбук ...
«Методические рекомендации к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста».
Методическая работа. «Методические рекомендации к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста».Цель: совершенствовать уровень знаний педа...
Методические рекомендации по планированию опытно – экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста
Методические рекомендациипо планированию опытно – экспериментальной работыс детьми дошкольного возрастав исследовательской лаборатории«Хочу всё знать»...