Индивидуальная работа с детьми с общим недоразвитием речи. Дифференциация звуков [р-л]
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

 Цель:

- Приобщение дошкольников к народным традициям России.

- Развивать зрительную и речеслуховую память; слуховое восприятие звуков [р-л]; показать разницу в артикуляции и произношении; автоматизировать правильное произношение в собственной речи изолированно, в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Описание практики452.42 КБ

Предварительный просмотр:

Описание воспитательной практики

Индивидуальная работа с детьми с общим недоразвитием речи. Дифференциация звуков [р-л]

Подготовила учитель-логопед Панзыга И.С.

Знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней – является важной частью воспитательной работы с дошкольниками.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Я, как учитель-логопед, в своей работе использую разные методы и приемы по ознакомлению детей с православными праздниками. При подготовке к празднику Благовещение Пресвятой Богородицы использую разные методики. Это заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц. Для автоматизации и дифференциации звуков, для развития темпо-ритмической стороны речи – использование разного материала (прищепок, камешек, каштанов), в данном занятии это выкладывание лепестков Речецветика.

Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, автоматизации и дифференциации звуков, для обогащения словарного запаса, при заучивании стихов.

Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

 Цель:

- Приобщение дошкольников к народным традициям России.

- Развивать зрительную и речеслуховую память; слуховое восприятие звуков [р-л]; показать разницу в артикуляции и произношении; автоматизировать правильное произношение в собственной речи изолированно, в словах.

Задачи:

  1. Развитие артикуляторной и мелкой и общей моторики;
  2. Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического слуха)
  3. Обогащение словарного запаса; развитие темпо-ритмической стороны речи, при произнесении стихотворения
  4. Активизация психических процессов (восприятие, внимание, память, пространственное восприятие, саморегуляция своего поведения, активизация межполушарного взаимодействия) 

Оборудование, материалы, предметная среда: Речецветик, солнышко (плоскостной круг желтого цвета), прищепки, мнемотаблица.

Ход события

Педагогическая целесообразность

  1. Заучивание стихотворения «Скворушка» с помощью мнемотаблицы.

-  Благовещение Пресвятой Богородицы было очень важным событием в истории всего человечества. Весть о рождении ребёнка всегда на Руси считалась самой радостной, а уж весть о рождении Спасителя мира особенно радостной. Люди радовались солнцу, наступающей весне, оживлению жизни. Они выходили на улицу, веселились, закликали весну, водили хороводные песни.

- На Руси в этот день птиц на волю выпускали и перелетных птиц приветливо встречали. С праздником, с благовещением. Вот только солнышко с весной не торопятся к нам в дом.

- Сейчас мы с вами выучим стихотворение «Скворушка», а поможет нам это сделать мнемотаблица. Слова надо проговаривать четко. Следить за произношением звуков [р-л].

Где ты, солнышко? Проснись!

Где ты, скворушка? Вернись!

Холод слать зима устала.

Кап-кап-кап! Весна настала!

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. 

   

                   C:\Users\DOM\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Снимок экрана (849).png

Ценности:

  • Раскрыть смысл праздника Благовещения
  • У детей обогащается словарь новыми словами историко-культурологического значения.
  • Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

  1. Дифференциация звуков [р-л] в игре с Речецветиком.

- Когда Мария, будущая Мама Бога, читала Библию, вся её бедная комнатка озарилась каким-то необыкновенным светом, как будто в ней явилось само солнце. Мария взглянула и увидела архангела Гавриила. Он сказал ей: «Радуйся Мария! Своей скромностью, добротой и любовью ты заслужила себе великую милость, скоро ты станешь Мамой и у тебя родиться Сын, и ты назовёшь его Иисус». Благую, добрую весть принес Ангел. Это событие и назвали Благовещением, что значит благая весть. Мария так обрадовалась этой вести. Точно так же, как и ваши мамы, когда узнали, что вы появитесь на свет.

- Ребята, перед вами лежит зеленое поле и листья речецветика. Надо на каждую строчку стихотворения, класть лепесток для Речецветика, чтобы получился красивый разноцветный цветочек. Следим за артикуляцией и произношением звуков [р-л].

С крыши льётся светлая капель

Блеском солнца сад обрызган весь,

Не случайно избран был апрель,

Чтобы принести благую весть!

Вся природа эту весть ждала,

Жаждал мир любви и возрожденья,

И потоки света и тепла

Жизнь земную привели в движенье.

Вешний воздух над землёй царил,

Зеленели тонко луговины,

Весть принёс архангел Гавриил

О рождении спасителя и сына.

Ценности:

  • В овладении приемами работы по автоматизации и дифференциации звуков, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь и основные психические процессы - память, внимание, образное мышление. Этот прием помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.
  • Развитие мелкой моторики, координации речи и движений.
  1. Здоровьесберегающие технологии – пальчиковая гимнастика «Солнышко»

А расскажу я вам нынче про наше житьё - бытьё, как на Руси матушке третью весну встречали, ну так слушайте. Вот уж и водотёк-протальник пролетел (а по-нашему март значит), а время не стоит. Вот уже и берёзол (апрель значит) подошёл, а с ним и великий праздник Благовещение, который приходится на время великого поста. Всё в православной жизни во время великого поста помогает “наступлению весны” и в нашем сердце.

- Возьмите в руки солнышко, проговаривайте стихотворение и нанизывайте прищепки на солнышко, чтобы лучики всю землю согревали и быстрее наступила теплая весна. Следим за произношением звуков [р-л].

А весной к нам пост приходит,

В жизни новый чин заводит.

Март сменяется апрелем,

Утро тонет в птичьих трелях.

С нами чудо из чудес

Благовещение с небес!

Ценность: 

  • становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
  • развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
  • воспитание чувства ритма и темпа;
  • формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
  • развитие физиологического и речевого дыхания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

Сообщение для воспитателей логопедических групп на тему: "Комплексный подход в работе с детьми с общим недоразвитием речи"

    Проблема речевого развития детей с общим недоразвитием речи относится к числу проблем, решение которых требует тщательного  рассмотрения  в  их  широком  диапазоне  -  от методологических до техно...

Непосредственная образовательная деятельность Индивидуальная работа с ребенком c общим недоразвитием речи( I -II уровень), моторная алалия

Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, закрепление звукоподражаний.  Цель: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных ...

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной...

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР.  Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме...

Использование фразеологических оборотов в работе с детьми с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

Содержание 1. Фразеологический оборот- сокровищница и ценность русского языка.2. Дети с общим недоразвитием речи, их особенности развития .3. Примеры понимания детьми значений фроазеологических о...

Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".

  Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...