ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
статья по логопедии (старшая группа)
Перед педагогами стоит одна из важнейших задач укрепление и сохранение здоровья детей в процессе обучения и воспитания. В настоящее время востребованными становятся технологии, которые предполагают сбережения здоровья детей, так как отрицательные бытовые факторы, экологические проблемы, химические добавки в продуктах питания и многие другие факторы негативно воздействуют на здоровье дошкольников. Особенно укрепление здоровья актуально в работе с дошкольниками с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbdou_fonarik.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
МБДОУ детский сад «Фонарик»
воспитатель Сарбаева Людмила Владимировна
воспитатель Козырева Надежда Петровна
Перед педагогами стоит одна из важнейших задач укрепление и сохранение здоровья детей в процессе обучения и воспитания. В настоящее время востребованными становятся технологии, которые предполагают сбережения здоровья детей, так как отрицательные бытовые факторы, экологические проблемы, химические добавки в продуктах питания и многие другие факторы негативно воздействуют на здоровье дошкольников. Особенно укрепление здоровья актуально в работе с дошкольниками с нарушениями речи. Поскольку эти дети имеют ряд особенностей в развитии: соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере, нарушение артикуляционных укладов, дыхания, общей и мелкой моторики, повышенная утомляемость, неустойчивость внимания.
В своей практике по данной теме особое внимание уделяем различным видам гимнастик, которые оказывают на организм ребенка комплексное воздействие. Регулярно выполняем с детьми следующие виды гимнастики:
- утренняя гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика пробуждения;
- физминутки;
- глазная гимнастика;
- психогимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
-самомассаж.
Одним из методов оздоровления детей является утренняя гимнастика, или как еще мы говорим зарядка, дети получают заряд бодрости на целый день. Каждый день в детском саду, конечно же, начинается с утренней гимнастики. Чтобы получить заряд бодрости, поднять настроение утренняя гимнастика проводится под веселую задорную музыку, для упражнений растяжки дыхания музыкальное сопровождение более медленное. Музыкальное сопровождение задает не только ритм выполнения движений, но и настроение на весь день.
Работая с детьми с нарушением речи, важной работой является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения. При регулярном выполнении артикуляционных упражнений уменьшается напряженность артикуляционных органов, улучшается их подвижность. Из характеристик детей данного нарушения мы видим, что дети быстро утомляются, неусидчивы, с нарушением слухового внимания, поэтому это очень необходимая гимнастика является самой сложной, не все упражнения получаются сразу, некоторым детям приходится преодолевать трудности при выполнении упражнений, поэтому мы применяем игровые методы при проведении данной гимнастики. Это и стихотворная форма и различные картинки, и придуманные различные истории о веселом и непослушном язычке. В данной гимнастике, стараемся добиваться правильных артикуляционных укладов, помогая воспитанникам в сложной работе над звукопроизношением. Любимые артикуляционные гимнастики: «Уборка в домике язычка», «Язычок просыпается», «Веселый язычок» и т.д. Помимо работы со всеми детьми разучиваем и выполняем артикуляционные упражнения индивидуально, под руководством логопеда.
Для развития речевого дыхания, выполняем с детьми дыхательную гимнастику, которая способствует формированию силы, плавности длительного выдоха, что не мало важно при работе над звукопроизношением. Дыхательную гимнастику выполняем несколько раз в течение дня. Для привлечения детского внимания применяем различные пособия, сделанные своими руками это «Подуй на бабочку», «Что спрятано», «Как дует ветерок», «Футбол». Стараемся подбирать дыхательную гимнастику по лексической теме недели.
Считаем важным в своей практике ежедневное выполнение гимнастики после сна, так как у ребёнка после пробуждения снижена скорость реакции, чувствительность, умственная и физическая работоспособность. Гимнастика после сна предназначена для того, чтобы помочь до конца не сформировавшейся и очень ранимой детской нервной системе быстрее перейти в состояние бодрствования. Чтобы помочь детям проснуться гимнастику после сна проводим в стихотворной форме, выразительно и эмоциональна читая четверостишия о животных и природе. Стихотворная форма привлекает внимание детей и дает положительный эффект во время пробуждения, дети с удовольствием и непринужденно выполняют упражнения, просыпаясь в хорошем и бодром настроении.
Физминутки, направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильной позы, запоминание двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции проводим их в игровой форме, в середине занятия. Физминуток, минуток здоровья на сегодняшний очень много, у каждого ребенка, конечно же, есть любимая, которую они могут рассказать и показать своим сверстникам сами.
В целях профилактики нарушения зрения и формирования у детей представлений о важности зрения и необходимости заботы о своем здоровье очень полезна гимнастика для глаз. Хочется отметить, что нагрузка на глаза у современного ребенка огромная. Ведь девяноста процентов всей информации об окружающем мире мы получаем с помощью глаз. При подборе гимнастики для глаз учитываем состояние зрения детей, быстроту реакции, а также учитываем возраст, всё это позволяет проводить данную гимнастику более эффективно. Гимнастику для глаз проводим ежедневно, привлекая детей красочными картинками, разнообразными дорожками, по которым нужно пробежать глазками.
Важное условие для становления естественной речи и правильности телодвижений – это мышечная и эмоциональная раскованность, поэтому проводим релаксационные и психофизические упражнения психогимнастики. Которые включаем в организационный процесс и во время занятия, для снятия мышечного напряжения, восстановление силы. Так как у детей с речевыми нарушениями свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, присутствует двигательное беспокойство. Работая над эмоциональностью и раскованностью применяем речевой материал – противоположности: «Грустный-веселый», «Добрый–злой», «Сладкий – кислый» и т.д., при этом закрепляя лексико-грамматические категории в речи воспитанников.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук у детей, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение.
С этой целью используются на логопедических занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев рук. Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:
- пальчиковые игры с мелкими предметами;
- пальчиковые игры со скороговорками;
- пальчиковые игры со стихами;
- пальчиковая гимнастика;
- самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»;
- пальчиковый алфавит;
- пальчиковый театр.
Также применяем в своей работе новинки пальчиковых игр это фингер самокат, «скейтборд», фингер велосипед для пальцев. Эти уменьшенные копии очень завлекают детей, играя с такими мелкими игрушками, дети становятся более усидчивыми, развивается мелкая моторика пальцев.
На занятиях используются некоторые виды массажа и самомассажа: языка, ушных раковин, лица, кистей рук и стоп. Данный массаж считаем необходимым в работе с детьми с нарушением речи, так как массаж оказывает общеукрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. На занятиях дети обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, активные и пассивные движения. Только при ежедневной систематической работе с применением здоровьесберегающих технологий можно ожидать положительную динамику в работе с детьми с нарушением речи.
В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя группы детей с нарушением речи можно выделить следующее:
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;
-дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.
Таким образом, применение приёмов здоровьесберегающих технологий способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.
В дальнейшем планируем продолжить работать по данной теме, комплексно воздействуя на ребенка для дальнейшей динамики речевого развития
Список используемой литературы:
1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
2.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
3.Евдокимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика». – СПб., 2003.
4.Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2006
5. Леонова С.В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. №6. с. 83.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми и семьей в средней группе
Презентация по применению здоровьесберегающих технологий в детском саду....
Презентация "Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми"
Презентация "Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми"...
«Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время ост...
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми и семьёй.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро.Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в бе...
Проект «Мы за здоровый образ жизни» с применением здоровьесберегающих технологий в работе с детьми среднего возраста.
Автор: Брегадзе Екатерина Михайловна Инструктор по физической культуре МБДОУ ДС №18 села Львовского Краснодарский край. Пояснительная записка...
СЦЕНАРИЙ выступления на РП(М)О воспитателя дошкольного образования, школ интернатов по теме: «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста» (из опыта работы)
Тема нашего выступления - «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста»....