Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект интегрированного занятия "В гости к Осени" с детьми подготовительной группы с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie_v_gosti_k_oseni.docx | 31.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие
Тема: В гостях у Осени.
Цель: Систематизация знаний о сезонных изменениях в природе при выполнении двигательных упражнений в сочетании со словом и музыкой на материале лексической темы «Осень».
Задачи:
- Развивать интонационную выразительность речи: умение передавать вопросительную, восклицательную и повествовательную интонацию. - Развивать координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, совершенствовать правильную осанку, формировать навыки движения в коллективе. - Совершенствовать лексико-грамматический строй речи: активизировать словарь по теме «Осень»; формировать умение самостоятельно строить предложение, соблюдая правильный порядок слов; упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением. - Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. - Обучать приемам звукоизвлечения на различных музыкальных и шумовых инструментах. - Совершенствовать координацию движений с музыкой и словом при выполнении речедвигательных упражнений с музыкальным сопровождением. - Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение понимать эмоциональное состояние другого человека. Оборудование: мяч, пиктограммы настроений (грусть, радость), осенние листочки (кленовые), музыкальные и шумовые инструменты: треугольник, металлофон, мешочек; 2 картины осени (хмурая, пасмурная и яркая, золотая), «туча» на листе ватмана, краски гуашь, вода, губка, салфетки.
№ | Этапы занятия. Действия педагога | Действия детей | Задачи этапа |
1. | Организационный момент. Учитель – логопед: - Какое время года наступило? - Хотите пойти в гости к осени? Тогда выполните мои просьбы: повторите за мной: - та – та – ту? - да – да – ду? - са – са – су? - за – за – зу? | Дети отвечают: «Наступила осень» Дети повторяют. | Настроить детей на активную речевую деятельность. Развивать чувство ритма. Уметь передавать вопросительную интонацию. |
2. | Вводное упражнение. Ходьба, бег. Воспитатель по физической культуре: - Гимнастический шаг; - «Листочки летят»; - «Листья шуршат под ногами»; - «Перешагиваем через лужи»; - «Идём по извилистой дорожке. В гости к Осени идем, Постараемся так пройти, Чтоб с дорожки не сойти. | Дети идут друг за другом гимнастическим шагом, - бегут по кругу, - идут скользящим шагом, - идут широким шагом, - выполняют ходьбу «змейкой». | Развивать координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, совершенствовать правильную осанку, формировать навыки движения в коллективе. |
3. | Общеразвивающие упражнения. Воспитатель по физической культуре. - «Падают листья»; - «Дует ветер»; - «Идет дождь»; - «Гриб»; - «Яблоко»; - «Птицы улетают» | Дети выполняют: - плавные движения рук вверх – вниз; - наклоны в стороны; - хлопки в ладоши, повторяя ритм; - приседания с поднятием рук над головой - «шляпа»; - группировку лежа на спине; - движения руками, лежа на животе | Учить сохранять правильную осанку в положении сидя, стоя и лежа. Воспитывать умение правильно управлять своими мышцами. |
4. | Игра – инсценировка «Здравствуй, Осень». Диалог учителя-логопеда и детей. У учителя-логопеда на голове венок из осенних листьев, в руках корзина с дарами осени. Учитель–логопед отвечает детям: Принесла я вам муки. Принесла вам гречки. Принесла вам овощей. Рады ли вы грушам? А уж яблоки – что мед! Принесла и меду! | Дети выполняют движения хоровода и поют: - Здравствуй, Осень! - Здравствуй, Осень! («пружинки», руки на поясе). - Хорошо, что ты пришла (хлопки)! - У тебя мы, Осень, спросим (подходят с притопами), Что в подарок принесла? (отходят с притопами) - Значит, будут пироги (имитация лепки пирожков). - Каша будет в печке (помешивают ). - И для каши, и для щей (повороты в стороны с разведением рук). - Мы их впрок насушим (легкие взмахи руками вперёд-назад). - На варенье, на компот (поочерёдное выставление ног на пятку)! - Полную колоду (округление рук перед грудью)! | Развивать интонационную выразительность речи: учить детей передавать вопросительную, восклицательную и повествовательную интонацию. Развивать умение согласовывать речь с движением. |
5. | Игра «Назови и передай мяч». «Осень» спрашивает: «А знаете ли вы приметы осени?» | Дети стоят в кругу, передают мяч друг другу, каждый называет примету осени: Солнце поздно встает и рано ложится. Солнце плохо греет землю. Небо хмурое, серое, низкое. Часто тучи закрывают солнце. Часто идет дождь. Дует холодный резкий ветер и т.д. | Совершенствовать лексико- грамматический строй речи: активизировать словарь по теме «Осень». Формировать умение правильно строить предложение, соблюдая правильный порядок слов. |
6. | Артикуляционная гимнастика. Учитель – логопед: Радуемся осеннему солнышку. Туча закрывает солнышко. Идем в гости к осени по широкой дороге. Идём по извилистой дороге. Подул осенний ветер, и листики закачались. Только на сосне и ели хвоя зеленая. Сильный ветер срывает листья с деревьев. На дворе листопад. Разноцветным ковром лежат опавшие листья. | Дети под музыку выполняют динамические и статические артикуляционные упражнения: - «Улыбка», - «Хоботок», - «Улыбка» - «Хоботок» (чередование), - «Лопаточка», - «Змейка», - «Часики», - «Иголочка», - «Качели», - «Лопаточка». | Развивать подвижность языка. Закрепить приметы осени. |
7. | Мимическое упражнение «Разные лица». Учитель – логопед: - Посмотрите на эти лица (показывает пиктограммы). - Какие они разные! - Осень тоже бывает разная! - Какая осень? - И настроение у нас веселое, радостное. - А бывает осень… - И настроение у нас грустное, печальное. - Вы удивились: днем на дереве были листья зеленые, а наутро дерево стоит золотое. - Вы печальны: пошел дождь, нельзя гулять. - Вы радуетесь: выглянуло солнце, и вы ловите его лучи: над головой, спереди, сбоку, сзади. | - Этот человек радостный, веселый, а этот огорченный, печальный, грустный. - Дети подбирают определения: красивая, нарядная, щедрая, богатая, золотая, яркая… - Хмурая, пасмурная, дождливая, сырая, ветреная, ненастная… - Дети мимикой передают разное настроение. - Дети хлопают над головой, спереди, сбоку, сзади. | Учить понимать настроение другого человека. Учить передавать мимикой удивление, печаль, радость. |
8. | Игра с мячом «Назови слово наоборот». Учитель – логопед бросает мяч, произнося слово: - грустный - ранняя - печальный - щедрый - яркое - солнечное - ясный - погожий - светлое - высокое - теплая | Дети называют противоположное по смыслу слово: - веселый - поздняя - радостная - скупой - тусклое - пасмурное - дождливый, облачный - ненастный - темное - низкое - холодная | Упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением. |
9. | Упражнение на дыхание. Учитель – логопед: Вот на ветке лист кленовый! Нынче он совсем, как новый! Весь румяный, золотой, (подуйте на листочки) Ты куда, листок, постой! | У детей кленовые листочки. Сдувают листочки. Произносят сопряженно. | Тренировать направленную сильную воздушную струю. |
10 | Координация речи с движением «Листья» (под музыку). Учитель-логопед: - Листья осенние тихо кружатся. - Листья нам под ноги тихо ложатся - И под ногами шуршат, шелестят, - Будто опять закружиться хотят. | У детей в руках осенние листья. - Дети кружатся на носочках, руки в стороны; - приседают; - выполняют движение руками вправо – влево; - поднимаются, кружатся. | Вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. |
11 | Игра «Собираем осенние листочки». Воспитатель по физической культуре: - Один, - Два, - Три. Последняя команда «один». | Дети выполняют поскоки под музыку. Музыка прекращается, дети останавливаются и собирают столько листочков, сколько назвал педагог. | Развивать внимание. Формировать быструю и точную реакцию на слово. |
12 | Гимнастика для глаз. Воспитатель по физической культуре: - Листочки вправо полетели, глазки вправо посмотрели. - Вот налево полетели, глазки влево посмотрели. - Ветер листочки вверх поднимал - И тихо на землю потом опускал. - Все! На землю улеглись! - Глазки закрываем, - Глазки отдыхают. | Дети остаются с одним листочком, держат перед собой, фиксируют взгляд: - отводят вправо, прослеживают движение взглядом; - то же влево. - Поднимают и опускают листочки вверх и вниз. - Смотрят вверх и вниз. При выполнении упражнения голова неподвижна. - Покружились и присели, опустив листик на пол; - закрывают глаза, - открывают. | Профилактика миопии. |
13 | Массаж. Воспитатель по физической культуре: - Отгадайте загадку: Кто плывет по небосводу В черной шапке до бровей? Кто по небу носит воду? Подскажи–ка нам скорей! - Встаньте в колонну друг за другом. Выполняем массаж спины: 1. Гром! Гром, как из пушек нынче праздник у лягушек. 2. Град! Град! Сыплет град! Все под крышами сидят. 3. Дождь! Дождь! Надо нам Расходиться по домам. 4. Только мой братишка в луже ловит рыбу нам на ужин. | Дети отгадывают загадку: туча. Дети встают в колонну друг за другом и выполняют движения с речевым сопровождением: - хлопки ладонями по спине; - поколачивают кулачками; - постукивание пальчиками; - поглаживание спины ладошками. | Развивать словесно – логическое мышление. Укреплять мышцы спины. Учить чувствовать метрическую пульсацию слов. |
14 | Пальчиковая игра. Учитель – логопед: Меж еловых мягких лап Дождик кап – кап – кап. Где сучок давно засох, Серый мох – мох – мох. Где листок к листку прилип, Вырос гриб, гриб, гриб. Кто нашел его, друзья? Это я, я, я. | Дети сидят на полу на корточках: - стучат ладошками по полу, - ударяют указательным пальцем правой руки по левой ладони, - стучат кулачками по полу, - растирают ладони, - выполняют легкие прикосновения ладоней с поворотом кистей рук, - поднимают руки над головой, постепенно поднимаясь; - разгибают пальцы из кулачка на каждое слово, - сгибают несколько раз мизинец. | Развивать чувство ритма. Развивать переключаемость движений. |
15 | Игра на музыкальных инструментах «Осенние звуки». Музыкальный руководитель: Какие музыкальные инструменты помогают передать звуки осени: - капли дождя; - шуршание листьев. Раздает детям музыкальные и шумовые инструменты. | Дети отвечают: - треугольник, - мешочек, - металлофон. Дети играют на музыкальных и шумовых инструментах. | Развивать творческие способности, музыкальный слух. |
16 | Ритмическое упражнение «Капля». Музыкальный руководитель: Капля – раз! Капля – два! Капли медленно сперва. Стали капли ударять, Капля каплю догонять. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом, Побежим скорей бегом! | Дети выполняют удары ладонями обеих рук по коленям половинными длительностями, четвертями, восьмыми. | Развивать чувство темпа и ритма. Различать медленный и быстрый темп. Учить постепенному ускорению темпа. |
17 | Пальцевая живопись (с музыкальным сопровождением). Воспитатель по изодеятельности приносит две картины осени: - солнечная, ясная; - пасмурная, ненастная. - Какой сегодня день? (пасмурный, дождливый, ненастный). Нарисуем капельки дождя! | Дети отвечают: сегодня дождливый, хмурый, пасмурный, ненастный день. Дети рисуют дождь способом «Пальцевая живопись». | Развивать мелкую моторику. Упражнять в рисовании пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности. Активизировать в речи прилагательные – определения. |
18 | Релаксация. Учитель – логопед: Разная погода осенью: проглянет солнышко - станет тепло. Представьте, что наши руки и лица греет ласковое солнышко. Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочек. Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно. | Дети имитируют расслабление. Дети напрягаются. Дети показывают расслабление и удовольствие. | Упражнять в умении изменять мышечный тонус, напряжение, расслабление. |
19 | Итог. Заключительное упражнение. Учитель – логопед: - У кого в гостях мы были? - Чем вам нравится это время года? - Осень подарила нам красивые листочки. | Под спокойную музыку ходят и собирают листья. С концом музыки останавливаются, поднимают листочки вверх, машут ими. - Мы ходили в гости к Осени, | Успокоить, переключить внимание на другие занятия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы "Путешествуй с нами".
Задачи: Активизировать и расширить словарный запас по темам «Зима», «Зимние забавы», «Дикие животные», «Явления природы»; формировать умение образовывать сложные существительные из двух основ; ф...
Тема: "Что такое медосмотр"(конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы"
НОД знакомит детей с необходимостью прохождения медосмотра, и формирует знания о том, что болезнь легче предупредить, чем лечить....
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы по обучению грамоте и художественной деятельности (лепке)
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы по обучению грамоте и художественной деятельности (лепке)...
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы «Путешествие по удивительным островам»
Развитие логического и образного мышления, памяти и внимания, речи и творческого воображения;2) Развитие коммуникативных качеств, владение эмоциями;3) Уме...
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительно группы "В поисках музыкальных нот"
Конспект занятия...
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы в образовательной области художественно-эстетическое развитие по декоративно-прикладному творчеству. Тема: Городецкая роспись. Расписные птицы.
Данный конспект может быть интересен педагогам ДОУ и дополнительного образования....
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы «Путешествие по железной дороге»
Конспект открытого занятия с детьми подготовительной группы«Путешествие по железной дороге» Задачи:Закреплять представление о железнодорожном транспорте, познакомить с профессиям...