Консультация на тему : "Культура речи педагога"
консультация по логопедии

Новоселова Елена Георгиевна

«Минутка для логопеда»

Тема: « Культура речи педагога».


Цель:

Повышение общей культуры, педагогической компетентности воспитателей в
вопросах профессиональной речевой культуры.
Задачи:
· Формировать у педагогов мотивацию к профессиональному общению.
·Расширять представления о речевой культуре педагога, как основного инструмента культуры в целом.
· Освещать содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи.
· Раскрыть значение культуры речи воспитателя на формирование речи детей
дошкольного возраста.
· Убеждать в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками и другими людьми.
· Вызвать чувственный отклик и активное участие педагогов в обсуждении вопросов по рассматриваемой теме.

Тестирование. Задания:

1.Поставь правильно ударение в словах;

2.Подчеркни правильное слово.

3.Проверка правильных ответов.

Итог: Памятки для педагогов ДОУ, книга-раскладушка в методический кабинет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi_pedagoga.docx18.62 КБ
Файл test_na_udarenie.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет. «Минутка для логопеда»

Тема: « Культура речи педагога».


Цель: 

Повышение общей культуры, педагогической компетентности воспитателей в
вопросах профессиональной речевой культуры.
Задачи:
 Формировать у педагогов мотивацию к профессиональному общению.
Расширять представления о речевой культуре педагога, как основного инструмента культуры в целом.
 Освещать содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи.
 Раскрыть значение культуры речи воспитателя на формирование речи детей
дошкольного возраста.
 Убеждать в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками и другими людьми.
 Вызвать чувственный отклик и активное участие педагогов в обсуждении вопросов по рассматриваемой теме.

Тестирование. Задания:

1.Поставь правильно ударение в словах;

2.Подчеркни правильное слово.

3.Проверка правильных ответов.

Итог: Памятки для педагогов ДОУ, книга-раскладушка в методический кабинет.

Добрый день, уважаемы коллеги! Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми.
К речи педагога сегодня предъявляют высокие требования и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Слайд 1 Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. В определенном смысле культура речи человека, манера выражать свои мысли и чувства являются его визитной карточкой. Первое представление о человеке и его первоначальная характеристика, как правило, формируются на основании впечатления, которое возникает от речевой манеры собеседника.

Слайд 2 Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих!

Поэтому для педагога, одной из обязанностей которого является воспитательное воздействие на детей, культура речи приобретает особое значение.

Слайд 3 Требования к речи педагога в ДОУ:

  • Правильность
  • Точность
  • Логичность
  • Чистота
  • Выразительность
  • Богатство
  • Уместность

Слайд 4 В речи педагогов ДОУ не должно быть:

  1. Использования просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
  2. ЗасорЁнности речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
  3. Неправильного ударения в словах;
  4. Копирования речи малышей, «сюсюканья»;
  5. Часто неоправданного употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: (Танечка, вымой ручки! Катенька, убери чашечку со столика!);
  6. Использования в речи слов непонятных детям без уточнения их значения;
  7. Ускоренного темпа речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
  8. Монотонной речи, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
  9. Нечеткой артикуляции звуков в процессе речи.

Слайд 5. При общении с воспитанниками необходимо следовать некоторым принципам:

  • Принимать ребенка таким, каков он есть;
  • Верить в способности воспитанников;
  • Стимулировать их творческую активность;
  • Не унижать достоинства ребенка;
  • Не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
  • Помнить, что любой может ошибаться;
  • Не забывать, что каждый волен иметь своё мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом, непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать свой родной язык детей, которых он воспитывает.

Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру её воздействия на развитие личности детей.

Культура речи педагога  важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

Для того чтобы педагоги ДОУ вспомнили некоторые правила правильного произношения слов и ударения в них, предлагаю устный диктант. Но для начала, хочется зачитать небольшое стихотворение.

«ШУТКА»

Мой дядя выяснЯл лет 40

И всё же выяснить не мог-

Как говорить вернее – твОрог?!

А может, правильней – творОг!?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке-

Лицо, как роза, расцвело

Решил купить он полкило.

Но тОтчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно он не дОрог,

Пойдёт в ватрушку и в пирог.

А как спросить: «Почём творОг?

А может правильнее – твОрог?

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит

И сам с собою говорит:

«Н-да.. Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же всё-таки – творОг?

А может правильнее – твОрог?

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы –

Сказав: «Прошу Вас получить

За пОлкило творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, падеже

И так сказала: «Не осталось,

Она распрОдата уже!»



Предварительный просмотр:

Тест

  1. Проставьте правильно ударение в следующих словах:

избалованный, балуясь, кухонный, намерение, наверх, банты, шарфы, торты, договорённость, мусоропровод, бензопровод, трубопровод, добела, свёкла, местностей, эксперт, квартал, сливовый, понявший, молящий, щёлкать, осведомиться, плодоносить, отозвалась, лилась, добралась, дождалась, ободрить, усугубить, сверлишь, оптовый, гражданство, отрочество, средства, цепочка, включит, тирания, некролог, бюрократия, августовский, алфавит, баловать, безудержный, бронировать, завидно, загнутый, звонит, звонишь, занятой (человек), занятый (дом), творог, каталог, кашлянуть, клала, средам (день недели), вручат, включат ( включить, включит, включённый, включён, включена, включено, включены), черпать, туфля, балованный (баловать(ся), балует (ся)), вогнутый, воткнутый, договор, километр, эксперт, цемент, тотчас, углубить (углубят, углублённый, углублён, углублена, углублено, углублены), собрала (собрать, собрало, собрали, собранный), щавель, жалюзи, новорождённый.

  1. Подчеркните  верное слово:

класть       или       ложить               

согласно указа  или    согласно указу

покласть   или       положить        

одеть  брюки     или    надеть брюки

поставить в акте подпись     или        роспись    

носок        или        носков    

чулок       или         чулков                  

 участвовать       или    учавствовать

  чувствовать       или   чуствовать

Тест

  1. Список слов с проблемным ударением для заучивания:

избалОванный, балОванный (баловАть, баловАть(ся), балУет(ся)), балУясь), кУхонный, намЕрение, навЕрх, бАнты, шАрфы, тОрты, договорЁнность, мусоропровОд, бензопровОд, трубопровОд, добелА, свЁкла, мЕстностей, экспЕрт, квартАл, слИвовый, понЯвший, молЯщий, щЁлкать, освЕдомиться, плодоносИть, отозвалАсь, лилАсь, добралАсь, дождалАсь, ободрИть, усугубИть, сверлИшь, оптОвый, граждАнство, Отрочество, срЕдства, цепОчка, тиранИя, некролОг, бюрокрАтия, Августовский, алфавИт, безУдержный, бронИровать (закреплять за кем-то),бранировАть (покрывать бронёй), завИдно, загнутый, звонИт, звонИшь, занятОй (человек), зАнятый (дом), занятА,  твОрОг ( но правильней творОг), каталОг, кАшлянуть, клАла, средАм (день недели), вручАт, включАт ( включИть, включИт, включЁнный, включЁн, включенА, включенО, включенЫ), чЕрпать (чЕрпаю, чЕрпает), тУфля, вОгнутый, вОткнутый, договОр, киломЕтр, цемент, тОтчас, углубИть (углубЯт, углублЁнный, углублЁн, углубленА, углубленО, углубленЫ), собралА (собрАть, собралО, собрАли, сОбранный), щавЕль, жалюзИ, новорождЁнный.

  1. Верное слово:

класть      

согласно указу

 положить          

 (одеваю я Надежду, надеваю ей одежду)

поставить в акте подпись   

 (я занял, мне одолжил)

Я оставил ей в залог, пару синеньких чулок, и уехал сразу в Псков, с ящиком цветных носков.  

 участвовать      

чувствовать    

  1. Запрещается говорить:

Разбувайся (разувайся), колидор (коридор), не бежите  (не бегите), салафан  (целофан), пИсать (писить), сидайте (садитесь), стулка (стул), ложите (кладите),     наложи (положи), обувки  (обувь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Культура речи педагога"

          Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в пов...

консультация для педагогов на тему "Культура речи воспитателя"

Дети учатся у воспитателя произносить правильно звуки, слова,грамматически правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль и т.д. Значит, педагог должен разговаривать с детьми ...

Консультация для воспитателей «Культура речи педагога».

Речь человека - это его визитная карточка. От этого зависит его успех, не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности....

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ Тема: «Культура речи педагога»

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ Тема: «Культура речи педагога»...