Конспект занятия "На дне рождения звука "Р"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Новоселова Елена Георгиевна

Цель: Закрепить автоматизированный звук «Р» в словах, предложениях, тексте используя игровые приемы.

Задачи:
1. Образовательные:
- уточнить представления ребёнка о звуке [Р].
 
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;                                                      - развивать мелкую и общую моторику;
- уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];
- развивать фонематический слух на звук [Р];
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать  пространственные представления;                                                                       -развивать память и внимание;                                                                                         - формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;                            - уточнять графический образ буквы с целью профилактики дислексии и дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

3. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься;                                           - воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании.

Деятельность началась с приветствия. Все приемы носили игровой характер, что вызвало интерес у ребенка и достаточную активность с самого начала образовательной деятельности. На занятии я старалась выступать в роли помощника или партнёра, что позволило создать психологический комфорт для ребенка.

Поставленные цели и задачи соответствовали содержанию занятия. Цели выполнялись в единстве образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач. Решение задач достигалось различными методами и приемами: словесными, практическими, наглядными, направленные на применение речевых, познавательных, практических навыков и умений и их совершенствование.

Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Строго соблюдался переход  заданий от простого к сложному. Каждый этап занятия подготавливал ребенка к последующей работе. Время между заданиями распределялось целесообразно, в соответствии с возможностями ребенка и задачами занятия. Длительность занятия соответствовала нормам Сан Пина. Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнение заданий.

Весь материал подобран в соответствии с речевыми и возрастными особенностями ребенка. Занятие носило воспитательный и коррекционно-развивающий характер. Речевой материал соответствует целям и задачам занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_den_rozhdeniya_r_rmo_aprel_2017g.docx93.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия на тему: «На  дне рождения звука «Р»

Подготовила: учитель-логопед

МБДОУ «БЦРР – д/с «Журавушка»

Новоселова Е.Г.

Для: РМО логопедов апрель 2017г.

Задачи:
1. Образовательные:
- уточнить представления ребёнка о звуке [Р].
 
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Р];
- развивать фонематический слух на звук [Р];
- развивать фонематическое восприятие;
- развитие пространственных представлений;                                                                                                                       -профилактика дислексии и дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

3. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

 Оборудование: 
большое зеркало                                                                                                     Загадки с картинками, маски животных
картинки артикуляционных упражнений со стихами
карточки для анализа артикуляции звука
фишки синего, зелёного и  красного цвета                                                            карточки для игры «наоборот» - антонимы    

карточки  с заданиями                                                                                                                              

Ход занятия:

1.1 Организационный  момент:

Логопед: У нас сегодня необычный праздник. Праздник звука «Р».

Логопед: Мы с тобой  трудились в течение учебного года, обучались красивой и правильной речи и многого достигли. Вспомни, с какого стихотворения мы начинали каждое занятие?

Ребенок: Говори всегда красиво

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говори,

И, конечно, не спеши!

Логопед: Как мы будем говорить сегодня на празднике, а также всегда и везде?

Ребенок: Красиво и правильно.

Логопед: Молодец! Прежде чем мы разомнём наш язычок,  наши губки и щечки, давай вспомним, где  он находится.

Упражнение для язычка: (Ребенок выполняет, логопед контролирует правильность выполнения упражнений).

«Бегемот», «Маляр»,  «Лошадка», «Грибок», «Гармошка» (стихи с картинками)

Логопед: МОЛОДЕЦ!

1.3 Произношение изолированного звука:

 К «Р» на праздник пришли гости, но, к сожалению не все, отгадай, кто не пришел на праздник? (загадка + маска животного) Я буду загадывать тебе загадки, и за каждый правильный ответ ты получишь маску животного!

Раз, два, повернись и в животных превратись.

Как ты думаешь, как тигр поздравит звук «Р»? Изобрази  тигра и покажи, как  он рычит (Р-р-р).

Изобрази дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву (Тр-р-р, тр-р-р.)

Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-р-р-р.)

Раз, два, повернись снова в …..(имя ребенка)  превратись. Молодец, отгадала всех животных, которые хотели, но не смогли прийти на праздник.

1.4 Характеристика звука: Логопед:  звук [Р] согласный или гласный? 

Ребёнок: согласный

Логопед: звонкий или глухой?

Ребёнок: звонкий

Логопед: твёрдый или мягкий?

Ребёнок: твёрдый

Логопед: каким цветом обозначается?

Ребёнок: синим цветом (выкладывает цветовое обозначение звука).

1.5 Пальчиковая гимнастика: «Кукушка»

Шла кукушка через сад,

Поклевала виноград.

Шла кукушка мимо рынка,

Опрокинула корзинку

И упала в ямку ….БУХ..

Раздавила сорок мух!

Логопед: Назови слова со звуком «Р»

Ребенок:  виноград, рынок, опрокинула, корзинка, раздавила, сорок;

Логопед :  Определи место звука «Р» в словах: рынок, корзина, виноград, в начале, в середине или в конце слова.

Ребенок определяет позицию звука «Р» в названных словах. Четко проговаривает каждое слово.

1.6 Подвижная игра под музыку «У жирафа пятнышки» .

Логопед и ребенок выполняют физминутку под  музыку, четко проговаривая текст песни и повторяя все движения.

1. 7 Различение букв и звуков.

Логопед: Скажи, ты помнишь, какой буквой на письме обозначается звук «Р»? (ребёнок должен найти карточку и написать правильно букву)

1.8 Игра «Наоборот» с гостями

Гости  начинают предложение, выделяя интонацией его незавершенность. Ребенок должен найти картинку и назвать антоним. Словарь: веселый и грустный, сухой и мокрый, твёрдый и мягкий, молодой и старый, узкая и широкая дорога, белый и черный карандаш, открытый и закрытый. Гости показывают карточку, ребёнок находит карточку с противоположным по значению словом.

1.9 Пересказ описательного характера

Ребёнок раскрашивает картинку, затем рассказывает. Ребёнок должен назвать детали костюма, в названии которых есть звук « Р». Назвать из чего состоит костюм? (рубашка и шорты). Ребёнок  придумывает,  кому он подарит этот костюм, ведь у звука «Р» праздник.  (словарь: рубашка,  шорты, рукава, карманы, звук «Р», праздник)

Правый карман – красным карандашом

Левый карман  - зелёным, воротник – синим,

Например: У звука «Р» праздник. Я решила подарить ему на праздник костюм. Костюм состоит из рубашки и шорт. Воротник рубашки я раскрасила, синим карандашом, правый карман красным, а левый карман, зелёным. Шорты оранжевым карандашом, а карманы на шортах желтые. Я думаю звуку «Р» понравиться мой подарок.

  ( Развитие пространственных представлений (различение право и лево).

1.9 Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста.

Логопед:  Давай  вспомним  с тобой, какие упражнения мы выполняли, чтобы научиться различать правильные и неправильные буквы.

Зад.1 Необходимо  зачеркнуть все ненастоящие буквы «Р», например:  «Р», не «Р».

Зад.2.На листе видны тени картинок. Посмотри на картинку, угадай, что же изображено.

Зад.3 Найди  и назови все буквы «Р» и обведи рядом с ними воздушные шары.

Зад.4 Буквы «Р» смывает дождиком. Обведи буквы и назови их.

К зад №1                                                к зад №2

image009           image045

К зад №3                                                     К зад №4

image005                            image011

Рефлексия

Логопед: Вот и закончился наш праздник. Чем мы сегодня занимались? Правильно, вспоминали, как выглядит и пишется буква «Р», как произносится звук «Р».

Что было особенно трудно на празднике? А интереснее всего, что было?

Мне очень понравилось с тобой играть, ты большая молодец!

Звук «Р» приготовил для тебя подарок. Чтобы подарок появился тебе необходимо закрыть глаза и сосчитать от одного до десяти и обратно!

Счастливый ребенок возвращается в группу.

Список используемой литературы:

  1. Баскакина И. В., Лынская М.И.// Логопедические игры., М.: «Айрис пресс».,  2015
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. //Дидактический материал для логопедов. – М.: Издательство Гном, 2016
  3. Правдина О.В.// Логопедия .- М.: 1968г
  4. Степанова О.А. //Организация логопедической работы в дощкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003
  5. Ханьшева Г.В., Иващенко Н.В., Иващенко Е.В.//Логопед спешит на помощь., практикум по логопедии, 2-е издание, Р.: «Феникс»., 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "День рождения Зайки"

Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе "День рожденияЗайки"...

Конспект занятия “День рождения зайца. Дикие животные”.

Цель занятия:Закрепление словаря по теме “Дикие животные”,использование в речи простого распространенного предложения с дополнением, выраженным существительным в дательном и винительном падежах;исполь...

Конспект занятия "День рождения Колобка"

Конспект итогового занятия в младшей группе....

Конспект занятия "День рождения Маши"

занятие направленно на формирование пространственных представлений у детей 3-4 лет с нарушением зрения. занятие построено в игровой форме. в структуре занятия предусмотренна оптимальная смена деятельн...