Образовательный проект "Формирование лидерских качеств у детей с ОВЗ (ТНР) помощью элементов Scrum-технологии"
проект по логопедии (старшая группа)
Образовательный проект "Формирование лидерских качеств у детей с ОВЗ (ТНР) помощью элементов Scrum-технологии"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовила: Четина Т.И
№ п/п | Содержание |
1 | Введение |
2 | Основная часть |
3 | Заключение |
4 | Список использованной литературы |
5 | Приложения |
1.Введение
Актуальность.
В Национальном проекте «Образование» обозначены два основных механизма: первое - выявление и поддержка лидеров - «точек роста» нового качества образования, внедряющих инновационные программы и проекты - то есть делается ставка на лидеров и содействие распространению их опыта; второе - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации.
Ключевой задачей национального проекта «Образование» является создание условий, в которых будет комфортно развиваться как самим педагогам, так и обучающимся. Технологическая зависимость перестанет быть критичной, а наша страна станет значимым производителем технологий и открытий в науке.
Федеральный проект «Современная школа» главной задачей ставит внедрение новых методов обучения и образовательных технологий.
Стратегия развития образования Ханты-Мансийского Автономного округа – Югры на 2018 – 2025 годы и на период до 2030 года направлена на ориентацию содержания образования на практические навыки, реализацию компетентностного подхода с учетом внедрения соответствующих технологий, индивидуализация образования.
Одной из задач программы «Развитие образования города Нижневартовска на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» является развитие системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей, лидеров в сфере образования. Отмечено, что «серьезным катализатором для развития должны стать национальные проекты, инициатор которых – Президент России Владимир Путин. Система образования должна постоянно обновляться как содержательно, так и организационно, быстро адаптироваться к запросам и требованиям динамично развивающейся экономики Югры.
Современное российское общество предъявляет особые требования к растущей личности. Сегодня особенно остро в педагогике стоит проблема поиска эффективных методов развития личности и формирования лидерских качеств социально-активной молодёжи, воспитания потенциальных лидеров, быстро и целенаправленно интегрирующихся в социум, оперативно находящих новые пути решения общественных проблем.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, умеющей быстро ориентироваться в изменчивой неопределенной ситуации, самостоятельно находить нужную информацию, анализировать ее, ставить перед собой задачи и оценивать результаты их выполнения, осваивать новые технологии, быть лидером (или руководителем) при выполнении одних задач и исполнителем (участником общего дела) при выполнении других, работать в команде, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Чтобы соответствовать современным условиям жизни в обществе нужно, в первую очередь, воспитывать в себе лидерские качества на основе самостоятельности и нестандартного мышления. Но подавляющее большинство людей мыслят стереотипами. В этом нет ничего плохого. Мы привыкли, что с раннего детства нас учили мыслить строго по определенным шаблонам, не выходя за рамки дозволенного. В итоге сейчас многие из нас только могут мечтать о финансовой или другой свободе выбора. Однако существуют личности, обладающие особым, нестандартным мышлением, благодаря которому человек получает возможность найти креативное решение вопроса или придумать принципиально новую идею, добиваться успеха в жизни. Сегодня стране нужны люди именно с такими качествами.
XXI век — время разнообразия, возможностей и мотивации. Происходит изменение миссии образования от «образования как трансляции знаний» к «образованию как центру возможностей. Кроме традиционных форм обучения в развитии детей, постоянно приходится искать новые пути, шагать в ногу со временем. Детский сад будущего — это детский сад мотивации, индивидуальности. Поэтому ребенок – уже не объект, а мотивированный субъект, а воспитатель становится «продюсером» детского успеха и ему просто необходим новый формат мастерства.
Учить мыслить по-особому необходимо начинать с самого детства, до обучения в школе. Так как именно в раннем детстве навязываются определенные стереотипы мышления. Здесь шаблонное мышление не только вредно, а даже пагубно, так как отвергает любые интересные решения, не отвечающие общепризнанным стандартам. А у дошкольников шаблонное мышление еще отсутствует. И как раз самое время привить ребенку умение мыслить творчески, использовать оригинальные, непривычные ресурсы и приемы, задействовать воображение и фантазию.
Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание социальной ситуации успеха, проявляющегося в предоставлении ребенку возможности проявить самостоятельность, принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, выбора участников совместной деятельности, умение работать в паре, в команде, оказывать взаимопомощь.
Различные аспекты лидерства рассматриваются в работах зарубежных ученых (К. Берд, Е. Богардус, Л. Картер, Р. Стогдилл, Ф. Фидлер). Изучению лидерских качеств посвящены работы ряда отечественных исследователей И. П. Волкова, Е. А. Климова, Б. Д. Парыгина, А. Г. Сороковой, A. B. Петровского. В настоящее время большой интерес представляет вопрос эффективности педагогического сопровождения и поддержки детского лидерства; разрабатываются специальные педагогические технологии формирования личности лидера. Вместе с тем, степень разработанности данной проблемы остается недостаточной, современное гуманитарное знание нуждается в новых психолого - педагогических подходах к процессам формирования и развития лидерских качеств дошкольников.
Однако существует противоречия между стремлением государства выйти на качественно новый уровень интеллектуального и информационного развития, растущими потребностями современного образования в педагогах, способных соединять знания и навыки из разных областей и быстро осваивать новые сферы деятельности и инертностью педагогической системы традиционных форм и подходов в дошкольном образовании, в основном обеспечивающей стереотипное мышление у дошкольников и отсутствием специальных педагогических технологий формирования личности лидера у дошкольников. Противоречия определили проблемное поле и позволили сформулировать проблему.
Проблема:
- Отсутствие специальных педагогических технологий по становлению лидерских качеств у дошкольников.
- Работа по данному направлению используется эпизодично, в основном с одаренными детьми.
- Еще не достаточно выявлены психолого-педагогические условия реализации данного вида работы в дошкольном обучении для всех детей, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи).
- У детей в основном преобладает стереотипный тип мышления. Однообразные, рутинные занятия не вызывают интереса у дошкольников к образовательному процессу, не дают ребенку возможность проявить нестандартное мышление.
- Сложность выбора педагогами эффективных методов и приемов среди многообразия современных педагогических технологий, в том числе и в вопросах интеграции образовательного процесса с целью сохранения культуры и традиции народов России.
Как решить данную проблему? Как же соответствовать современным требованиям, но при этом сохранить лучшие традиционные формы и подходы? Как просто рассказать о сложном? Как донести сложную мысль?
Национальный проект «Образование» предполагает трансформацию системы образования. Что это такое? Это перемены в образовании, диктуемые современной жизнью.
Сегодня выросли требования к компетентностям всех профессий. Требуются сотрудники, способные соединять знания и навыки из разных областей и быстро осваивать новые сферы деятельности. Поэтому и разработаны профстандарты, в которых обозначены компетентности разных профессий, в том числе и профессиональный стандарт педагога.
В связи с этим деятельность воспитателя предусматривает изменения к подходам и формам работы с детьми и родителями. Особенно это важно при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи). В процессе образовательной деятельности необходимо сочетание индивидуального или дифференцированного подходов. Одной из условий повышения эффективности работы с такими детьми является создание адекватной возможностям ребенка системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности. Организация воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) предполагает внесение изменений в формы работы воспитателя.
Сегодня современному выпускнику-дошкольнику важно не много знать, а уметь быстро ориентироваться в изменчивой неопределенной ситуации, самостоятельно находить нужную информацию, анализировать ее, ставить перед собой задачи и оценивать результаты их выполнения, уметь работать в команде. Хорошим инструментом для обеспечения результативной командной работы в игровой деятельности, по моему мнению, может стать адаптированная под дошкольный возраст Scrum-технология.
Почему именно Scrum-технология? Scrum-одна из самых популярных на сегодня гибких технологий. Разработчиками технологии являются английские менеджеры Кен Швабер и Джефф Сазерленд. Поначалу применялась для создания в компьютерной сфере, но сейчас все активнее используется в разных сферах, в том числе и в образовании. В чем же его суть? Обычно, готовясь к какому-либо мероприятию, мы назначаем ответственных людей. Ведем контроль, сами при этом выступаем в роли «надзирателей». Scrum-технология мотивирует детей к самостоятельной деятельности, побуждает интерес к практическим действиям, учит контролировать себя и результат работы; развивает детей в игре, которые объединены единой целью, небольшой командой.
Данная технология позволяет детям активно включаться в процесс решения задач, какое-либо совместное дело, проявлять самостоятельность, инициативу, произвольность, уверенность в себе. Во время работы в команде дети используют накопленный опыт и получают новый из разных образовательных областей, что способствует более результативной работе по тому или иному вопросу.
Одновременно задействуя слух, зрение, воображение и речь ребенок не только лучше понимает, но и запоминает. Scrum-технология поможет детям приобрести качества, которые в будущем станут их опорой – логическое, образное, нестандартное мышление, способность эффективно работать в команде, принимать быстрые практические решения, что отвечает требованиям государства и общества.
Отсюда очевидна актуальность и значимость выбранной темы «Формирование лидерских качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) с помощью элементов Scrum-технологии.
Объект: формирование лидерских качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи).
Предмет: использование элементов Scrum-технологии в образовательном процессе.
Новизна: уход от формирования у дошкольника стереотипного мышления, умение работать в команде, проявлять лидерские качества, самостоятельность с помощью современных элементов Scrum-технологии в работе с детьми ОВЗ (тяжелые нарушения речи).
Практическая значимость:
- Разработана технологическая карта проведения НОД (приложение 1).
- Подобран цикл мнемотаблиц по составлению описательного рассказа (приложение 2).
- Составлена методическая рекомендация для педагогов по использованию элементов Scrum-технологии (приложение 3).
- Создана копилка «Советы родителям» по воспитанию у ребенка самостоятельности и лидерских качеств с помощью элементов Scrum-технологии (приложение 4).
- Адаптирован инструментарий определения лидерских качеств у детей дошкольного возраста 5л.-6л. с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) (приложение 5) автора Е.И. Тихомировой.
Данная технология может быть использована педагогами в других общеобразовательных учреждениях, в семье для становления самостоятельности у ребенка.
Технологичность: позволяет достигать хороших результатов в образовательном процессе при сравнительно незначительных затратах сил, времени и средств. Может реализовываться в течение дня в интеграции разных видов детской деятельности, при желании используются технологи ХХI века (цифровые технологии).
Региональный компонент: прослеживается в процессе применения элементов Scrum-технологии при составлении описательного рассказа о деревьях, произрастающих в северных широтах; при составлении целого из частей (ягоды и грибы севера).
Сохранение культуры и традиции народов России: осуществляется в процессе проведения народной игры, исполнения русской народной песни, перехода непосредственно-образовательной деятельности в праздник «Осенины».
На основании вышеизложенной актуальности мною поставлена цель: формирование лидерских качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) с помощью элементов Scrum-технологии.
Исходя из цели мною определены задачи:
1. Продолжать учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схемы (мнемотехника);
2. Стимулировать мыслительную активность, развивать умения проявлять инициативу и самостоятельность при работе на Scrum-доске (мольберте).
3.Воспитывать умение работать в команде, принимать быстрые, практические нестандартные решения.
4.Способствовать повышению педагогической компетентности у родителей в вопросах становления самостоятельности у ребенка.
В основу опыта заложена идея совершенствования образовательного процесса в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) с помощью элементов Scrum-технологии, перевод стереотипного мышления в нестандартное, проявление лидерских качеств, становление самостоятельности у детей в процессе работы с родителями.
Теоретико - методологическая основа представлена:
- Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, П.Я. Гальперин - системно-деятельностный подход;
- Л.С.Славина, Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, В.В.Гербова и др.,- игровой тип мотивации;
- Л.А. Венгер, А.В. Запорожц, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков - модельные представления;
- Зарецкий В.К. Проблемы дифференцированного обучения и возможности интеграции.
Методы педагогического опыта: анализ научной, учебно-методической литературы, поиск и изучение передового педагогического опыта коллег в педагогических сообществах в сети-интернет, обобщение педагогического опыта.
Ключевые понятия и термины:
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
«Лидерство» трактуется, как (от англ. leader - ведущий) ведущее влияние члена группы- лидера - на группу в целом (Российский педагогическая энциклопедия. В.В.Давыдов).
«Лидерство» рассматривают, как отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе (Психологический словарь. В.П.Зинченко., Е.Г.Мещерякова).
«Лидерство» как один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом (Б. Д. Парыгин).
Scrum-технология – процесс, во время которого одна крупная задача или проект разбивается на множество мелких и выполняется постепенно, по отдельным мелким фрагментам. Методика позволяет отклоняться от заранее установленных небольших задач, чтобы вносить в окончательный продукт различные дополнения и усовершенствования.Источник: https://www.kom-dir.ru/article/2874-scrum-doska-chto-eto-takoe-i-kak-ispolzovat-v-rabote.
Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость (словарь терминов).
Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность (википедия).
Взаимодействие - обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение, единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания (Т.А. Маркова, доктор психологических наук).
Инновационная направленность моего педагогического опыта заключается в использовании элементов Scrum-технологии в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) для становления лидерских качеств.
2.Основная часть
Содержательная форма педагогического опыта включает в себя работу со всеми участниками образовательного процесса ДОУ:
Этап реализации педагогического опыта
Интеграция образовательного процесса
Соответствие требованиям ФГОС ДО | ||
Образовательные области | Интеграция образовательных областей | Виды активности |
«Социально-коммуникативное развитие» | Развитие эмоциональной отзывчивости; формирование готовности к совместной деятельности; формирование позитивных установок к различным видам детской деятельности. | Выражают свои эмоции, восхищения. Обсуждают как яркое событие прожитого дня в группе со сверстниками, готовы к совместной деятельности со сверстниками.. Создается ситуация успеха для каждого ребенка. |
«Познавательное развитие» | Развитие интересов, познавательной мотивации; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; представления о социокультурных ценностях нашего народа. | Узнают о многообразии растительного мира своей малой и большой Родины. Познают свойства и отношения объектов окружающего мира. Составляют целое из разрезных картинок. |
«Речевое развитие» | Овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи; знакомство с книжной культурой. | Составляют описательный рассказ о деревьях, в том числе и об особенностях деревьев северных широт. |
«Художественно-эстетическое развитие» | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) мира природы; реализация самостоятельной творческой деятельности (изобразительной). | Слушают произведения и музыкальные сопровождения. Создают различные виды деревьев из различных материалов по своему выбору. |
«Физическое развитие» | Развивают координацию движения и гибкость, равновесие, крупную моторики обеих рук; овладевают элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. | Выполняют музыкально-ритмические движения, перемещаются по всему пространству группы. |
Этапы работы по использованию Scrum-технологии
Этапы | Действия воспитателя | Действия детей |
1этап | Воспитатель выступает в роли капитана команды. | Дети являются участниками команды |
Помогает детям распределиться на команды. | Дети делятся на 2 команды по 4-5 человек | |
2 этап | Воспитатель предлагает выбрать капитана команды. | В процессе обсуждения выбирают одного капитана на 1 команду. |
Помогает отобрать необходимые готовые условные обозначения (алгоритм действий по решению проблемы), осуществляет помощь при затруднениях | Капитаны команд размещают на своей Scrum-доске (мольберте) условные обозначения (алгоритм действий по решению проблемы) | |
В процессе обсуждения дети выполняют задания по разным центрам активности | ||
Капитаны команд оценивают правильность выполненных действий. | ||
3 этап | Воспитатель направляет детей, дает новые знания (при необходимости), осуществляет работу в зоне ближайшего развития ребенка | Дети самостоятельно составляют условные обозначения (алгоритм действий). |
При использовании элементов Scrum-технология воспитатель становится «заказчиком» продукта или его «представителем». Он же создает провокации в РППС, формулирует и вбрасывает образовательные задачи для поддержки игровой деятельности дошкольников.
Дети распределяются по командам. Оптимальное количество участников команды – 4-5 человек. Деление команд происходит спонтанно по цветовым секторам. Дети получают цветные бейджики в соответствии с сектором. В каждой команде назначается Scrum-мастер, который выполняет роль «капитана» команды, он же отслеживает работу на Scrum-доске.
В первом столбце приклеить условные обозначения (алгоритм действий) к заданиям, во 2 столбце капитаны команд отслеживает результат выполненных работ улыбающимся смайликом, в 3 столбце – если не удалось сделать – грустным смайликом. Не удавшиеся задания дети могут выполнить в течение дня. И он может перейти в разряд выполненных.
Scrum-доска
«?» (ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ) | Улыбающийся смайлик (СДЕЛАНО) | Грустный смайлик (НЕ СДЕЛАНО) | Улыбающийся смайлик (СДЕЛАНО) |
Качественные и количественные показатели представлены в приложении 5.
Таким образом, использование элементов Scrum-технологии поможет детям приобрести качества, которые в будущем станут их опорой – логическое, образное, нестандартное мышление, способность эффективно работать в команде, провялять самостоятельность принимать быстрые практические решения, что отвечает требованиям государства и общества.
Заключение
Использование элементов Scrum-технологии является одним из эффективных средств формирования не стереотипного мышления у дошкольников, становления самостоятельности, умения работать в команде, проявлять лидерские качества.
Работа детей по выстраиванию алгоритма своих действий на Scrum-доске позволяет им самостоятельно находить нужную информацию, анализировать ее, ставить перед собой задачи и оценивать результаты их выполнения; учит детей проявлять лидерские качества и совершенствовать умение работать в команде, оказывать взаимопомощь.
Считаю, что использование элементов Scrum-технологии способствует становлению лидерских качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи), тем самым совершенствуется образовательный процесс.
Параллельно повышает и уровень педагогической компетентности у родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника. А это в свою очередь, способствует индивидуализации образовательной деятельности. Использование элементов Scrum-технологии в домашних условиях позволяет родителям с пользой организовать деятельность детей дома, больше доверять своему ребенку, помогает родителям в становлении самостоятельности у ребенка. Кроме того, повышается мотивация детей к разным видам деятельности, а родители лучше узнают своих детей: их интересы, потребности, желания и возможности.
Scrum-технология может облегчить работу педагога при организации образовательного процесса, интеграции элементов народной традиции в образовательный процесс, что позволяет сохранить многовековую культуру России.
Мой опыт использования данной технологии, безусловно, невелик. Однако, хочется верить, что он будет использоваться другими педагогами, моими коллегами для личностного роста, родителями воспитанников.
В перспективе планирую учить детей самостоятельно составлять алгоритм действий по достижению цели, для чего: накануне обозначить проблему, в течение дня дети его обсуждают, придумывают и готовят условные обозначения, на следующий день начинают работать по составленному ими же алгоритму действий.
В целом, использованная мною Scrum-технология в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) и взаимодействие с родителями способствует повышению качества дошкольного образования.
Список использованных источников:
1 | Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998. |
2 | Ершов, А. А. Лидер и авторитет группы / А. А. Ершов // Ученические записки. – Ленингр. Ун-та. – Вып. 4. – 1974. |
3 | Леонтьев А.А. Исследования детской речи. Основы теории речевой деятельности [Текст] /А.А. Леонтьев/-М.: Просвещение, 1994. |
4 | Уманский, Л. И. Психология организаторской деятельности / Л. И. Уманский. – М. : Педагогика, 1980. |
Ссылки на источники педагогических сообществ: | |
5 | .https://www.maam.ru/detskijsad/buktreiler-yeto-chto-takoe-osnovnye-yetapy-sozdanija-metodicheskie-rekomendaci-dlja-prakticheskogo-primenenija.html |
6 | https://infourok.ru/masterklass-kak-sozdat-buktreyler-3038368.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Данная организованная образовательная деятельность по познавательному развитию.Целью занятия является развитие познавательной сферы через формирование конструктивных навыков....
Конспект открытого комплексного мероприятия непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с элементами творческого конструирования «Мастерская модной одежды»
Содержание способствует развитию любознательности и познавательной мотивации посредством вовлечения старших дошкольников в совместный долгосрочный образовательный проект через знакомство с...
Семинар для педагогов "Воспитание лидерских качеств у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"
Формирование лидерских качеств уребенка - одна из воспитательных целей современного образования. Качества, присущие лидеру, могут быть развиты в каждом человеке: умение убедиельно говорить, широкие по...
Консультация для педагогов по использованию элементов Scrum-технологии в образовательном процессе
Scrum-технология мотивирует детей к самостоятельной деятельности, побуждает интерес к практическим действиям, учит контролировать себя и результат своей активности; развивает детей в игре,...
Воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста с помощью народных сказок
В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам поня...
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста с помощью художественных произведений.
Тема доклада: Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возрастас помощью художественных произведений....
Развитие лидерских качеств у детей – как воспитать успешного ребенка!
Что значит быть лидером, основные лидерские качества, которые можно развить в ребенке, как распознать ребенка-лидера, как воспитать нужные качества, советы родителям и полезные игры....