ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Ребенок с ОНР испытывает большие трудности при употреблении предлогов в устной речи: пропуски, искажения, замена на совершенно непонятное слово, не подходящие по смыслу предлоги. Таким образом, необходима тщательная и систематизированная коррекционная работа по формированию предложных конструкций.
Мы должны научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение, пользоваться ими в собственной речи, дифференцировать, составлять распространенные предложения с использованием предлогов, формировать предложно-падежные конструкции в речевой практике.
Вашему вниманию предлагается конспект непосредственно образовательной деятельности в области коммуникация, где представлены игры и упражнения по формированию у детей с ОНР предложно-падежных конструкций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_predlogi_2021.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
И.Ю. Федорова
МБДОУ «Детский сад № 112», г. Чебоксары
Ребенок с ОНР испытывает большие трудности при употреблении предлогов в устной речи: пропуски, искажения, замена на совершенно непонятное слово, не подходящие по смыслу предлоги. Таким образом, необходима тщательная и систематизированная коррекционная работа по формированию предложных конструкций.
Мы должны научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение, пользоваться ими в собственной речи, дифференцировать, составлять распространенные предложения с использованием предлогов, формировать предложно-падежные конструкции в речевой практике.
Вашему вниманию предлагается конспект непосредственно образовательной деятельности в области коммуникация, где представлены игры и упражнения по формированию у детей с ОНР предложно-падежных конструкций.
Тема: «Сказочное путешествие в городок маленьких слову
Программное содержание
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Уточнить понимание детьми предлогов: «На», «Под», «В», «За», «Перед» и схем их обозначающих. Показать детям значение предлогов (маленьких слов) в нашей речи.
2. Закреплять у детей умение составлять предложения с предлогами по картинкам, умение слышать предлоги в речи, правильно употреблять предлоги с существительными в разных падежах.
3. Совершенствовать умение подбирать признаки к явлению природы (зима холодная, снежная, белая...), согласовывать существительное с прилагательными. Отрабатывать падежные окончания имени существительного.
4. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Активизировать речевую деятельность детей. Коррекция речевого дыхания. Коррекция общей и тонкой моторики. Развитие зрительного внимания, мышления, конструктивного праксиса.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Дальнейшее формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Формирование элементов учебной деятельности.
Дети вместе с воспитателем входят в зал (музыкальный). Там выстроен сказочный городок (дома из кубов, скамейка, арка, ёлочки и т.д.).
Вводная часть. Педагог: Ребята, давайте поздороваемся с гостями. А ещё с небом, солнышком.
Появляется ребёнок, переодетый в Буратино (возможно использование игрушки)
Буратино: Ох! Ox! Ox!
Педагог: Буратино, здравствуй! Что случилось?
Буратино: Здравствуйте! Я снова получил двойку. Вот посмотрите мою тетрадь!
Педагог: (рассматривает вместе с детьми тетрадь Буратино) Да, Буратино, ты опять получил плохую отметку! Что же ты написал неправильно? Ребята, давайте ему поможем, слушайте внимательно! (читает). - Я люблю кататься...санках.
Педагог: Ребята, что же пропустил Буратино?
Дети: Маленькое слово «на».
Педагог: Скажите, а как надо было правильно написать?
Дети: Я люблю кататься на санках.
Педагог: Правильно. Здесь ещё много ошибок! Надо помочь Буратино. Нужно его научить, не пропускать маленькие слова! Вы согласны?
Дети: Да! (Раздаётся стук в дверь).
Голос за дверью: Почта!
Педагог: Ребята, почтальон принёс нам письмо. Здесь написано, что оно для детей из группы «Радуга». Интересно, от кого оно и что нам пишут? Прочтём?
(Воспитатель вскрывает конверт и читает письмо).
Педагог: Ребята, как же вовремя пришло к нам письмо! А кого мы возьмём с собой в дорогу? А почему?
Дети предлагают взять с собой Буратино, для того чтобы он научился правильно писать маленькие слова.
Буратино: Ребята! Спасибо вам. Я с удовольствием с вами поеду.
Педагог: Ребята, отгадайте загадку и узнаете на чëм, мы отправимся в полёт.
Быстро в небе пролетает
Обгоняя птиц полёт
Человек им управляет
Что такое? (самолëт)
Дети: Самолёт.
Педагог: Верно. Все в путь!
Игра Самолёт» (координация речи с движениями)
Основная часть. Педагог: Ну, вот мы прилетели в город, где живут маленькие словечки-человечки. Сегодня нам предстоит много испытаний, а чтобы нам справиться со всеми заданиями, нам надо быть всегда вместе, помогать друг другу, а самое главное быть дружными ребятами. Давайте с помощью пальчиков покажем, какие мы дружные ребята.
Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята»
(Дети проговаривают текст и выполняют движения пальчиками).
Педагог: Теперь, ребята мы справимся со всеми заданиями. Наши словечки маленькие или большие?
Дети: Маленькие.
Педагог: Давайте сыграем с вами в игру «Большой - маленький». Я буду называть большой предмет, а вы маленький.
Игра «Большой - маленький» (с мячом).
У нас город, а у них (что?)... городок;
У нас дом, а у них (что?)... домик;
У нас дорога, а них (что?)...дорожка;
У нас ёлка, а у них (что?)... ёлочка;
У нас окно, а у них (что?)... окошечко, оконце...
Педагог: Ребята, давайте вспомним, какие мы знаем маленькие слова. Посмотрите, здесь на домах висят вывески, на которых показано, кто здесь живёт.
(Дети подходят к домам и читают схемы).
Педагог: Какое маленькое слово - человечек здесь живёт?
Дети: На.
Педагог: А какой он человечек?
Дети: На-помощник. Он всё убирает, складывает на место.
Педагог: А куда на?
Дети: На стол, на шкаф, на пол....
Педагог: А здесь кто живёт? Какое маленькое слово - человечек?
Дети: Под.
Педагог: А скажите, какой он человечек?
Дети: Под - растеряша. Он все роняет.
Педагог: Но всё равно он очень важный и нужный. А здесь кто живёт?
Дети: ЗА. Он трусишка! Всё время прячется.
Педагог: Где он прячется?
Дети: За стол, за диван, за дерево… (Воспитатель и дети подходят к следующему домику).
Педагог: А здесь кто живет?
Дети: В. Он шалун, всё любит прятать.
Педагог: Какое маленькое слово здесь живëт?
Дети: Перед. Он командир и ставит всех вперёд!
Педагог. Мы с вами узнали, какие словечки - человечки живут в этом городе.
Педагог: Ребята, скажите какое сейчас время года?
Дети: Зима!
Педагог: Давайте скажем, какая зима?
Игра «Подбери слово». Дети: Снежная, морозная, белая, суровая, лютая, долгожданная, ранняя...
Педагог: А сейчас, ребята, закончите мои предложения словом – зима. Но имейте ввиду оно всегда будет звучать по-разному.
Игра «Закончи предложение»
- Вот и наступила долгожданная (что?) зима.
- Мы долго ждали (что?) зиму.
-Долго не было (чего?) зимы.
-Мы очень рады (чему?) зиме.
-Мы одеваемся тепло (когда?) зимой.
-Мы поём песни (о чëм?) о зиме.
-Мы рады видеть на улице (что?) зиму. (Дети садятся за столы, на которых лежат схемы «Предлоги»: «на», «а», «под», «за», «перед»).
Игра «Не ошибись». Педагог: Ребята, я буду читать предложение, а вы показывайте схему того маленького словечка, которое услышите.
- Белочка сидела на дереве и грызла орешки.
- Вдруг орешек упал на землю, и белочка спрыгнула вниз.
- Орешек лежал под листиком.
- Белочка схватила орешек и спряталась за дерево.
- Недалеко шли дети и увидели белочку.
- Мальчики подошли и встали перед деревом.
- Белочка услыхала шаги и мигом взобралась на дерево.
-Она спряталась в дупле.
Педагог: Ребята, все были очень внимательными и правильно отыскали все маленькие словечки
Педагог: Маленькие словечки – человечки приготовили для вас сюрприз. А что это? Отгадайте загадку!
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке (снежинка).
Дети: Снежинка.
Педагог: Верно. А что надо сделать, чтобы снежинки весело закружились в воздухе?
Дети: Подуть на них.
Педагог: Денис, покажи, пожалуйста, как надо правильно дуть на снежинки.
(Ребёнок показывает, дует медленно, не раздувая щёк).
Упражнение «Подуй на снежинку».
Педагог: А теперь давайте отдохнем и потанцуем со снежинками.
Игра «Падают, падают, падают снежинки»
(Дети спокойно бегают, кружатся под музыку со снежинками в руках, проговаривая слова:
Тихо снежинки летали,
Очень они устали.
Отдохнуть они хотят, вот и просят ребят...
Дети прячут свои снежинки - под ёлку, за домик, на ковёр..., а потом рассказывают, где их снежинки). Игра повторяется 2-3 раза.
Педагог: У маленьких словечек есть знакомая белочка. Осенью она собрала большой урожай грибов и положила их сушить в разные места в своём дупле. И забыла, куда она их положила. Давайте, поможем белочке найти грибы. Расскажите, где белочка сушит свои грибы.
Педагог демонстрирует детям картину «Белочка - растеряша», дети рассказывают, где белочка сушит свои грибы.
(Варианты ответов: - Белочка сушит грибы под столом.
-Белочка сушит грибы за печкой.
- Белочка сушит грибы в вазе...и т. д.)
Педагог добивается от детей полных ответов.
Педагог: Подул сильный ветер, и все маленькие человечки из предложений улетели. Давайте поможем им вернуться на свои места.
Игра «Собери словечки». - Снег лежал (на) крыше.
- Крот спит зимой (под) землёй.
- Белочка спрятала орешки (в) дупло...
Педагог: А вот ещё одно испытание. Маленькие человечки дарят нам вот такую ромашку. На лепесточках изображены картинки. Составьте предложения с маленькими словечками.
Игра «Ромашка». (Дети по очереди отрывают лепестки от ромашки и составляют предложения с предлогами).
Дети: - Яблоко лежит за корзинкой.
- Кошка сидит в домике...
Педагог: Ребята, маленькие словечки - человечки хотят вас поблагодарить и сказать спасибо за то, что вы их знаете, уважаете, не забываете говорить и не соединяете с другими словами. Они предлагают вам отыскать подарок. А искать его мы будем с помощью схемы.
(Дети «читают» схему и находят подарок).
Заключительная часть. Анализ.
-Ребята, вам понравилось путешествие?
- Где мы побывали?
- Чем мы занимались? В какие игры играли?
Буратино: Спасибо, вам ребята, что вы взяли меня в путешествие. Я многому научился. Я постараюсь больше не получать плохие отметки.
Педагог: А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Игра «Поезд».
(Дети возвращаются в группу и приглашают с собой Буратино).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предложно-падежных форм у дошкольников четырехлетнего возраста с общим недоразвитием речи
Конспекты непосредственной образовательной деятельности по формированию предложно-падежных форм у дошкольников четырехлетнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи ....
Логопедическая работа по формированию правильного употребления падежных конструкций существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи
Особенности коррекционной работы по словоизменению имен существительных с детьми старшего дошкольного возраста...
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...
Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"
Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...
Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"
Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...
Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению нарушений при формировании связной речи у дошкольников с ОНР является взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации,...