Классификация алалий
статья по логопедии
В таблице рассмотрены классификации алалий с точки зрения различных подходов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_alaliy.docx | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление таблицы по теме «Классификация алалий»
Выполнила: Неделько О.В. учитель-логопед МБДОУ «Д/с № 6 «Малышка»
физиологический подход | психологический подход | психолингвистический подход | лингвистический подход | клиническая классификация |
Рассматривая алалию как систем недоразвитие всех систем речи, обусловленное поражением двигательных отделов головного мозга (Н.Н. Траутотт, Р.А. Давид-Белова, С.С. Мнухин) выделяются следующие виды алалии: моторная (нарушения в зоне Брока, локализованной в лобной доле левого полушария, «ответственной» за речевые движения). сенсорная (нарушение в зоне Вернике, находящейся в височной доле левого полушария, «ответственной» за восприятие речи). смешанная | Р.Е. Левина предположила, что отсутствие речи необходимо анализировать не по речевому дефекту, а рассмотреть, как у неговорящего ребенка формируются предпосылочные механизмы речи с точки зрения формирования. С точки зрения сформированности восприятия: 1. слухового и фонематического, 2. зрительного восприятия (опознавание предметов и их изображений). С точки зрения психичесой активности проявления их моторной возможности. Левина выделила 3 группы по принципу преимущественного нарушения: 1 группа – дети с нарушением фонематического восприятия – специфическая невосприимчивость к звукам человеческой речи при охранном физическом слухе. 2 группа – дети с нарушением зрительного (предметного) восприятия – ребенок слышит слово, опознает его как слово, но не может определить к какому предмету слово относится. Для таких детей характерно не узнавание предмета как целого. Такие дети хорошо видят детали предмета, хорошо улавливают его свойства. 3 группа – дети с нарушением психической активности, что обусловлено ослаблением процессов самоорганизации как в речевой, так и в слуховой сфере. Для них свойственны амнестические проявления, природа которых обусловлена недостаточность акта припоминания. Эти дети характеризуются: рассеянностью на занятиях, - кривлянием, отказом выполнения заданий, - нарушением письма, обусловленного трудностями соотнесения звука и буквы | в качестве ведущего нарушения при моторной алалии выделяют несформированность языковых операций производства высказываний (лексических, грамматических, фонетических) при относительной сохранности смыслового и моторного уровней (В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович, В.К. Воробьёва). Согласно психолингвистической классификации по В. А. Ковшикову (1985), встречаются импрессивные (сенсорные) и экспрессивные (моторные) формы алалии. Под экспрессивной алалией понимается языковое расстройство, характеризующееся нарушением усвоения языковых единиц и правил их функционирования, что проявляется в невозможности грамматических, лексических и фонематических операций при относительной сохранности смысловых и артикуляционных операций. Импрессивная форма алалии характеризуется недоразвитием понимания обращенной речи. | В.К. Орфинская предложила классифицировать алалию в зависимости от того, насколько сформированы процессы языкового анализа и синтеза. В.К. Орфинская выделила 10 форм алалии. 4 формы моторной алалии, 4 формы сенсорной алалии, 2 формы, обусловленные двигательно-зрительными расстройствами. Все формы алалии она подразделил на 2 группы: первичные, при которых, прежде всего, нарушается речь, и вторичные, при которых нарушение речи – следствие нарушения других высших психических функций. К первичному недоразвитию языковой системы были отнесены 3 моторные формы, обусловленные органическими расстройствами двигательного анализатора; 3 сенсорные, обусловленные органическим расстройством речеслухового анализатора. Среди моторных форм В.К. Орфинская выделила: 1) Форма с первичным недоразвитием фонетической системы в следствии артикуляторной апраксии – наиболее нарушено звукопроизношение. 2) Форму с первичным недоразвитием фонематического анализатора – нарушен фонематический слух. Наблюдается пропуски и перестановки букв. 3) Форму с первичным недоразвитием морфологической системы – основная проблема в нарушении словообразования (грамматический строй). Сенсорную алалию Орфинская разграничила на: 1) Форму с первичным нарушением фонематического анализа слов. 2) Форму с первичным нарушением слуховой дифференциации близких по звучанию звуков. 3) Форму с неизбирательным и неравномерным недоразвитием всех языковых систем вследствие нарушения слуховой дифференциации звуковых рядов. | В рамках клинической классификации М. Зееман (1962) подразделяет центральные расстройства речи (дисфазии) детского возраста на экспрессивные дисфатические нарушения с типичными признаками моторной афазии, аграфии, алексии, с сохранным пониманием, и рецептивные дисфатические нарушения, сходные внешне с сенсорной афазией. По мнению ряда специалистов (К. П. Беккер, М. Совак, М. Критчли |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему "АЛАЛИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТИОЛОГИЯ, СИМПТОМАТИКА. КЛАССИФИКАЦИЯ АЛАЛИИ"
Специальные исследования показали разнообразие проявлений речевых патологий. В одних случаях отмечаются только отклонения в развитии звуковой стороны речи, в других - у детей нарушается формирование в...
КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем ( МКБ-10 ).
Рассматривается соотношение каждого вида речевой патологии клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации с аналогичной речевой патологией по МБК-10....
Таблица "Классификация алалий"
Представлена таблица "Классификация алалий"...
«Алалия. Коррекционная работа при алалии»
1. Введение2. Виды алалии 2.1 Сенсорная 2.2 Моторная алалия...
«Классификация алалий»
Необходимыми критериями при определении алалии являются:• задержка темпа нормального усвоения языка;• патологическое развитие речи;• наличие в той или иной степени выраженности нарушени...
Классификация алалий
Классификация алалий в виде таблицы...
Занятие ООД на тему:"Классификация. Классификация по одному признаку" вторая младшая группа
Занятие по формированию элементарных математических представлений на тему: "Классификация. Классификация по одному признаку" во второй младшей группе...