Конспект группового/подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему «Звукобуквенный анализ и синтез»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукобуквенного анализа и синтеза. У детей с ФФН, ОНР, системным недоразвитием речи основным препятствием к овладению навыком письма и чтения является недостаточное развитие фонематического слуха. Несформированность фонематических представлений снижает у детей с ФФН, ОНР, системным недоразвитием речи готовность к овладению звуковым анализом и синтезом. Отклонения в звукопроизношении и фонематическом развитии не позволяет детям позже полноценно усваивать программу общеобразовательной школы, а в процессе обучения письму и чтению у них появляются специфические ошибки:
• замены согласных букв («зелезо» — железо, «лека» — река и т. д.);
• пропуски букв («смовар», «тул» и т. д.);
• перестановка букв и слогов («кошолатка» — шоколадка, «петерь» — теперь, «логова» — голова, «моколо» — молоко и т. д.);
• замены гласных даже тогда, когда они стоят под ударением: е — и (сел — «сил»), о — у (пол — «пул»);
• вставка лишних букв («пошала» — пошла).
Формирование звукобуквенного анализа и синтеза состоит в следующем:
- Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки.
- Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.
- На основании уточнённых произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее лёгкая форма анализа – выделение первого гласного звука из начала слова.
- Формирование умения делить слова на слоги. Используя зрительную опору – схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой – слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.
- Анализ и синтез обратного слога типа [ап].
- Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп.
- Выделение начальных согласных в словах типа сок.
- Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа сом.
- Анализ и синтез прямого слога типа [са].
- Полный звуко-слоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.
- Полный звуко-слоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.
- Преобразование слов путём замены отдельных звуков: сок – сук.
- Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.
- Полный слого-звукобуквенный анализ слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Составил учитель-логопед
ГБОУ «Школа № 996» г. Москвы
Ахмерова Л.Ф.
КОНСПЕКТ
группового/подгруппового логопедического занятия
в подготовительной к школе группе
Тема «Звукобуквенный анализ и синтез»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
- звуковой анализ и синтез слова;
- составление звуко-слоговой схемы слова;
- подбор слов к звуко-слоговой схеме слова;
- выкладывание слов из букв разрезной азбуки после звукового анализа и без предварительного анализа;
- составление слов из заданных букв;
- дополнение слов недостающими буквами;
- послоговое чтение слов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- игрушки: мишка, Незнайка, волк, кубик, кукла, автобус, самолёт, танк, мяч;
- предметные картинки: кот, утка, лиса, слон, паук;
- карточки со звуко-слоговыми схемами слов;
- индивидуальные пеналы с раздаточным материалом: символы звуков, слогов;
- касса букв, буквы разрезной азбуки;
- геометрические фигуры с буквами (три круга с буквами «м», «а», «к»; три квадрата с буквами «д», «о», «м»; три треугольника с буквами «с», «о», «к»; три овала с буквами «д», «ы», «м»; три прямоугольника с буквами «с», «у», «п»);
- листья деревьев с буквами;
- конверт с буквами разрезной азбуки;
- аудионоситель.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент.
На столе выложены игрушки: гном, пирамидка, автобус, машинка, самолёт, кукла, танк.
Логопед. Соня сядет, если найдёт игрушку. Название игрушки должно начинаться с последнего звука этой игрушки.
Логопед выставляет игрушку - гном. Ребёнок находит игрушку «машинка», называет её и ставит рядом с гномом.
Логопед. Лёша сядет, если найдёт игрушку, название которой начинается на последний звук предыдущей игрушки.
Ребёнок находит игрушку «автобус», называет её и ставит в ряд.
Логопед. Маша сядет, если найдёт игрушку. Название этой игрушки должно начинаться с последнего звука предыдущей игрушки.
Ребёнок находит автобус, называет его и ставит рядом с машинкой.
Логопед. Катя сядет, если найдёт игрушку, название которой начинается на последний звук предыдущей игрушки.
Ребёнок находит самолёт, называет его и ставит в ряд.
Логопед. Миша сядет, если найдёт игрушку. Название игрушки начинается с последнего звука предыдущей игрушки.
Ребёнок находит танк, называет и ставит в ряд.
Логопед. Молодцы, ребята! Справились с заданием. Значит можно начать занятие.
- Упражнение «Найди картинку».
Логопед демонстрирует игрушку мишки.
Логопед. Ребята, к нам в гости пришёл Мишка. Мишка очень хочет учиться. Он отправляется в лесную школу. Отгадайте, что Мишутка взял с собой в дорогу. Послушайте загадку.
Ты беседуй чаще с ней,
Будешь вчетверо умней.
(Книга)
Дети отгадывают загадку. Логопед демонстрирует детям книгу.
Логопед.
Мишка по лесу бежал,
Все картинки растерял.
Вы Мишутке помогите,
Звуки вместе соберите,
Это слово назовите
И картинку отыщите.
Логопед раскладывает на ковре картинки: кот, утка, лиса, слон, паук.
Логопед. Давайте поможем Мишке найти картинки. Катя, послушай звуки, составь из них слово.
Педагог медленно и чётко произносит звуки: «к», «о», «т». Ребёнок называет слово «кот», находит эту картинку и садится с ней на место.
Остальные дети по очереди выполняют задание. Они составляют слова «утка», «лиса», «слон», «паук» и садятся с этими картинками за парты.
Логопед. Молодцы, ребята! Вы помогли Мишке найти картинки.
- Игра «Чья картинка?».
Логопед. Ребята, давайте соберём картинки по порядку. Первой будет картинка, которая соответствует этой схеме.
Логопед демонстрирует карточку со звуко-слоговой схемой слова «кот» (синий кружок, красный кружок, синий кружок; чёрной полоской выделен слог).
Логопед. У кого такая картинка?
Ребёнок называет картинку «кот» и приносит её логопеду.
Логопед. Следующая картинка соответствует этой схеме. У кого такая картинка?
Демонстрируется звуко-слоговая схема слова «лиса» (зелёный кружок с колокольчиком, красный кружок, синий кружок, красный кружок; двумя чёрными полосками выделены слоги). Ребёнок с этой картинкой называет слово «лиса» и отдаёт картинку логопеду.
Логопед. Следующая картинка соответствует этой схеме. У кого такая картинка?
Логопед показывает карточку со схемой слова «утка» (красный кружок, синий кружок, синий кружок, красный кружок; двумя чёрными полосками выделены слоги). Ребёнок с этой картинкой называет слово «утка» и отдаёт логопеду.
Логопед. Следующая картинка соответствует этой схеме. У кого такая картинка?
Логопед показывает карточку со схемой слова «паук» (синий кружок, красный кружок, красный кружок, синий кружок; двумя чёрными полосками выделены слоги). Ребёнок с этой картинкой называет слово «паук» и отдаёт картинку логопеду.
Логопед: Следующая картинка соответствует этой схеме. У кого такая картинка?
Логопед показывает схему слова «слон» (синий кружок, синий кружок с колокольчиком, красный кружок, синий кружок с колокольчиком; чёрной полоской выделен слог). Ребёнок с этой картинкой называет слово «слон» и отдаёт картинку логопеду.
- Упражнение «Составь схему».
Логопед вставляет картинки в обложку книги.
Логопед. Молодцы, ребята! Помогли в книге по порядку разложить картинки. Мишка очень хочется научиться читать книгу. А чтобы научиться читать, нужно уметь слышать звуки. Послушайте звуки в слове «книга». Давайте составим схему этого слова. Какой первый звук в слове «книга»?
Дети. Звук «к».
Логопед. Это какой звук?
Дети. Согласный, твёрдый, глухой.
Логопед. Каким кружочком обозначим этот звук?
Дети. Синим.
Дети выкладывают на партах звуковую схему слова, дают характеристику каждому звуку (синий кружок, зелёный кружок с колокольчиком, красный кружок, синий кружок с колокольчиком, красный кружок). Логопед составляет схему на магнитной доске. Затем дети отвечают на вопросы логопеда: сколько звуков в слове «книга», сколько гласных звуков, какой ударный гласный, сколько слогов. Логопед с детьми отхлопывает слоги этого слова, обозначают их полосками.
- Упражнение «Выложи слово».
Логопед. Мы обозначили звуки слова «книга». А теперь помогите выложить слово «книга» из букв. Сначала выложим первый слог. Назовите его.
Дети. «Кни».
Логопед. Катя выложит первую букву в слоге «кни», Миша вторую, Лёша третью.
Дети находят нужные буквы и выкладывают их на магнитной доске над соответствующими кружками.
Логопед. Назовите второй слог в слове «книга».
Дети. «Га».
Логопед. Выложим этот слово из букв. Маша выложит первую букву в слоге «га», Соня вторую букву.
Дети находят буквы и выкладывают их на доске над соответствующими символами.
Логопед. Прочитайте, что мы выложили из букв.
Дети с логопедом читают слово «книга».
Логопед. Правильно, молодцы! Составьте у себя на партах слово «книга» из букв. Сначала выложите первый слог, затем второй. Буквы располагайте над кружочками.
Дети на партах составляют слово из кассы букв.
Логопед. Ребята, скажите, сколько звуков в слове «книга»? А сколько букв?
Дети отвечают «пять».
Логопед. Мы с вами услышали звуки в слове «книга», выложили буквы в этом слове, и прочитали его.
- Динамическая игра «Помоги Мишке».
Логопед. Наш Мишка продолжает путешествие в лесную школу. Ребята, давайте поможет ему туда добраться. Выходите все сюда.
Дети выходят на ковёр. На ковре разложены геометрические фигуры с буквами (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники).
Логопед. Сколько много кочек на полянке! Посмотрите, кочки не простые. Что на них изображено?
Дети. Буквы.
Логопед. На буквы наступать нельзя. Перепрыгивайте кочки, прыгайте через них.
Дети перепрыгивают через кочки.
Логопед. Ребята, посмотрите, эти кочки разной формы: круглые, квадратные, треугольные, квадратные, прямоугольные. Помогите Мишке расчистить дорожку. Для этого каждый должен собрать кочки одной формы и составить из них слово. Соня, собери круглые кочки и составь из них слово. Катя, собери квадратные кочки и составь их них слово. Лёша, собери треугольные кочки и составь из них слово. Маша, собери овальные кочки и составь из них слово. Миша, собери прямоугольные кочки и составь из них слово.
Дети выполняют задание.
Логопед. Вы правильно составили слова из букв и расчистили Мишке дорогу к школе. Продолжим наше путешествие.
7. Игра «Живые буквы».
Логопед с детьми движутся по ковру. Из кленовых листьев на ковре выложено слово «школа».
Логопед. Ребята, прочитайте, что написано на листьях.
Дети. Школа.
Звучит звук ветра.
Логопед. Слышите, подул сильный ветер. Листья закружились. Ребята, возьмите листочек, покружитесь с ним.
Звучит мелодия вальса. Дети берут листья, кружатся под музыку. Музыка стихает.
Логопед. Ветер стих, листья падают на землю. Ребята, выложите из листьев слово. Что было написано на листьях?
Дети.Школа.
Дети выкладывают из листьев слово «школа».
- Упражнение «Буква потерялась».
Логопед. Вот мы и помогли Мишке найти школу. Посмотрите, возле школы сидит Незнайка и плачет. Он не смог выполнить домашнее задание. Незнайка хотел из букв выложить слово. Но одна буква потерялась. Ребята, какая буква потерялась?
Логопед достаёт из конверта буквы и выкладывает на доске слова с недостающими буквами «л.са», «сл.н», «ку.ла». Дети определяют, какая буква потерялась, выкладывают её в слове. Если дети затрудняются в выполнении задания, логопед выставляет соответствующую картинку «лиса», «слон», «кукла».
Логопед. Ребята, вы помогли Незнайке найти недостающие буквы в слове. Теперь Незнайка и Мишка будут хорошо учиться в школе.
- Подведение итогов занятия.
Логопед. Ребята, чему мы сегодня научились на занятии?
Дети. Мы научились слышать в слове звуки и выкладывать слова из букв.
Логопед. Вы помогли Мишке попасть в лесную школу. Молодцы! Он дарит вам памятные подарки.
Логопед вручает детям памятные призы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе Тема: « В гостях у Лунтика »
Коррекционно-образовательные:Закрепить правильную артикуляцию и характеристику звука (Л).Упражнять в определении наличия звука (Л) в словах.Упражнять в умении делить слова на слоги.Закрепи...
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш].
Данное занятие поможет закрепить знания детей о звуках [c], [ш], предупредит возникновение нарушений письма....
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме "Зимующие птицы"
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме "Зимующие птицы"Используемые технологии:здоровьесберегающие, ИКТ, проблемно-игровые, технологии личностно-ориентированного вз...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Предлог из - под»
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Предлог из - под»...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Путешествие в страну Знаний»
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Путешествие в страну Знаний»...
Конспект открытого интегрированного логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема "Весна идёт"
Конспект интегрированного открытого логопедического логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема "Весна идет"...