Авторская программа "Маленькие слова" (формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР)
рабочая программа по логопедии
Цель программы: Практическое усвоение детьми навыка употребления предложно – падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.doc | 614 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Общее недоразвитие речи — сложное речевое расстройство, при котором у детей отмечается позднее начало развития речи, дефекты звукопроизношения и фонемообразования, нарушения в формировании предложно-падежных конструкций, скудный словарный запас, аграмматизмы. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление. В дальнейшем школьном обучении это создаст трудности усвоения предметов гуманитарного цикла: русского языка, чтения, географии и т.д. В результате чего, эти учащиеся попадают в разряд неуспевающих. Следовательно, проблему овладения предлогами необходимо решать в дошкольном возрасте.
Также у большинства детей с речевой патологией отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений. Степень выраженности этой несформированности различна и не всегда соответствует тяжести двигательных и речевых нарушений. В одних случаях дети затрудняются в определении правой и левой стороны тела или предмета, в ориентировке в окружающем пространстве, в других случаях - в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения.
Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формированию умения управлять своим поведением. Проблема коррекции нарушений предложно - падежных конструкций с учетом ведущего вида деятельности дошкольников – игры, остается нерешенной до конца.
С учетом постоянного увеличения числа детей с общим недоразвитием речи проблема формирования навыка употребления предлогов и падежных форм существительных занимает важнейшее место в современной логопедии. Этот вопрос является предметом исследования многих ученых, но проблема его изучения остается актуальной. Несмотря на широкое использование дидактических игр в дошкольном воспитании и обучении, не все ее возможности исследованы и не полностью реализуются.
Признавая необходимость комплексного воздействия на ребенка с недоразвитием речи, важно подчеркнуть значимость дифференцированного подхода в развитии речи.
У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление. Предлоги, как известно, помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Дети с ОНР часто их опускают или воспринимают как часть слова. Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. Поэтому игра должна быть организована так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь важно для ребенка понять, что предлог – хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет действие с предметом.
Данная проблема актуальна, так как наиболее употребляемыми грамматическими средствами, выражающим пространственные отношения, являются предложно-падежные конструкции. Употребление предлогов с пространственным значением представляет для дошкольников с общим недоразвитием речи значительные трудности.
Следовательно, проблему овладения предложно – падежными конструкциями необходимо решать в дошкольном возрасте.
С учётом этого была составлена парциальная программа на основе программ: Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5 — летнего возраста с общим недоразвитием речи», «Подготовка к школе детей с ОНР (второй год обучения)».
В разработанной коррекционно-развивающей системе, направленной на формирование навыка употребления падежных форм у детей с нарушениями речи систематизирован материал по данной проблеме: подобраны и апробированы различные типы игр для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, составлено перспективное планирование по формированию предложно-падежных конструкций на материале дидактических игр с учетом закономерностей речевого развития.
Данная система работы была охвачена в течение двух лет с детьми старшего дошкольного возраста и имеет большую практическую значимость для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей-логопедов детских садов, родителей. Данный опыт работы может быть использован как часть занятия.
Цель: Практическое усвоение навыка употребления предложно – падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
- Формирование падежных окончаний единственного и множественного числа существительных в беспредложных и предложных формах.
- Совершенствование умений согласования существительных с прилагательными, местоимениями, числительными с зависимости от рода, числа и падежа.
3. Формирование навыка свободного использования разнообразных предложно-падежных форм при выражении своих мыслей.
4. Развитие оптико-пространственных представлений.
Методы и приёмы формирования предложно — падежных конструкций.
Методы:
- Дидактические игры
- Игры-драматизации
- Словесные упражнения
- Рассматривание картин
- Пересказ коротких рассказов и сказок.
Методические приемы используемые при формировании предложно - падежных конструкций
- Образец
- Объяснение
- Сравнение двух форм
- Повторение
- Создание проблемной ситуации
- Подсказ нужной формы
- Вопросы подсказывающего и оценочного характера и др.
Срок реализации: Программа рассчитана на два года обучения - старшая и подготовительная группы.
В итоге логопедической работы дети могут:
- слышать в речи окружающих предлоги и выделять их как отдельное служебное слово;
- правильно понимать их значение и пользоваться ими в собственной речи;
- составлять словосочетания и предложения с использованием предлогов в соответствующих падежах;
- формировать предложно - падежные конструкции в речевой практике;
- научиться самостоятельно использовать предлоги для обозначения пространственного расположения предметов, совместности действия. Употреблять сложные предлоги.
Старшая группа
№ | Тема | Форма работы (тематика игр) | Цели и задачи |
1. 2.
| Сентябрь Обследование. Определение пространственного расположения предметов. | Диагностика. Игра «Стройся» Работа с предметами. | - Выявить уровень сформированности пространственных представлений; представлений о предложно-падежных конструкциях с пространственным значением и возможности владения ими в речи. - Учить определять пространственное положение предметов. |
3. | Октябрь Предлог «на». | Игры: «Солнечный зайчик», «Незнайкины ошибки», «Найди дорожку» (лабиринт), «Где мы были, что видели». | - Познакомить детей с предлогом «на», его значением в словосочетаниях, указывающим на место нахождения предмета, с вопросом где, его схемой. - Научить слышать этот предлог в разговорной речи. - Научить составлять предложения с предлогом «на» по двум опорным словам. |
4.
5. | Ноябрь Предлог «под». Предлоги «на» / «под». | Игры: «Куда закатился мячик», «Подними карточку», «История про зайчика», «Незнайкины ошибки», «Составь предложение». Игры: «Будьте внимательны», «Маша-растеряша», «Наоборот», «Вставь пропущенный предлог», «Скажи наоборот», «Доскажи словечко», «Составь предложение», | - Познакомить детей с маленьким словом «под», его значением, указывающим направление движения, с вопросом куда; на место нахождения, с вопросом где. - Учить слышать его в предложениях. - Познакомить с его схемой. Упражнять в правильном употреблении предлога «под» в речи. - Учить различать значение предлогов «на» и «под», выделять и называть предлоги в разных предложениях; - учить составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу, добавлять в предложения пропущенный предлог. |
6. 7. | Декабрь Предлог «в». Сущ. в В.п. и П.п. Предлоги «в»/»на». | Игры: «Расставь по местам», «Где был Незнайка», «Во что завернем подарок», «Где что покупают», «Где я увидел животное». Дид. упр. «Подними нужную схему», «тетрадь Незнайки», «Путешествие в лес», «Составь предложение». | - Познакомить детей с предлогом «в» и его схемой. - Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлога «в». - Упражнять в правильном употреблении предлога «в» с существительными в винительном и предложном падежах. - Учить детей различать предлоги «в» и «на», правильно употреблять их с существительными в предложном падеже; - Закрепить понимание и навык практического употребления в речи этих предлогов. - Упражнять детей в составлении предложений с маленькими словами. |
8. | Январь Предлог «за». Сущ. в Т.п. и В.п. | Дид. упр. «Волшебный кубик», «Репка». | - Учить детей правильно употреблять предлог «за» с существительными в творительном и винительном падежах. - Упражнять в составлении предложений по двум картинкам и заданному предлогу. |
9. 10. | Февраль Предлог около (у). Родит. падеж сущ. в единственном числе. Предлог «перед». | «Где что находится», «Маленькие слова», «Найди дорожку» (лабиринт), «Поймай предлог». Игры: «Закончи предложение», «Незнайкины ошибки», «Составь предложение», «Наоборот», «Где стоит танкист…», «Что изменилось?». | - Познакомить детей с предлогами «около (у)», «перед», их значением в словосочетаниях, указывающим на место нахождения предмета, с вопросом где, их схемами. - Научить слышать эти предлоги в разговорной речи. - Научить составлять предложения с предлогами «около (у)», «перед», правильно употреблять их с существительными. - Учить различать предлоги «перед» и «за», составлять предложение по двум опорным словам и схеме предлога. |
11. | Март Предлог «к». Сущ. в Д.п. | Дид.упр. «Представлялки», «Подними нужную схему», «Составь предложение», «Вставь пропущенный предлог», «Волшебный мешочек», «Закончи предложение». | -Познакомить детей с предлогом «к» и его схемой. - Учить детей правильно употреблять предлог «к» с существительными в дательном падеже, добавлять в предложения пропущенный предлог, составлять предложения. |
12. 13. | Апрель Предлог «от». Сущ. в Р.п. Предлоги «от»/ «к». Сущ. в Д.п. и Р.п. | Игры: «Я - Колобок, Колобок», «Кто кого боится?». Игры: «Скажи наоборот», «Хлопки», «Кто больше», «Подбери схему», «Составь узор», «Маленькие слова». | - Познакомить детей со значением предлога «от» и его схемой. - Упражнять в правильном употреблении предлога с существительными в родительном падеже. - Учить детей составлять предложения по схеме и предметной картинке. - Учить детей различать предлоги «от» и «к». - Упражнять в правильном употреблении предлогов с существительными в дательном и родительном падежах. |
14. 15. 16. | Май Обследование. Предлог «по». Сущ. в Д.п. Контрольно-проверочное занятие по теме: «Предлоги». | Диагностика. Игры: «Туристы», «Исправь ошибки Незнайки», «Вставь пропущенный предлог», «Составь предложение», «Путешествие», «По чему катится мяч»,»Волшебный мешочек», «Составь предложение». Игры: «Прятки», «Послушай и покажи», «Заколдованный принц», «Вставь предлог», «Подбери схему», «Составь предложение».
| - Выявить уровень сформированности пространственных представлений; представлений о предложно-падежных конструкциях с пространственным значением и возможности владения ими в речи. - Познакомить со значением предлога «по» и его схемой. - Учить детей правильно употреблять предлог «по» с существительными в дательном падеже. - Уточнить понимание детьми предлогов: 'на', 'под', 'за', 'от', 'по', 'около', 'перед', 'к', 'у'. - Закрепить правильное употребление этих предлогов ссуществительными в разных падежах. |
Подготовительная группа
№ | Тема | Форма работы (тематика игр) | Цели и задачи |
1. 2. | Сентябрь Обследование. Предлог «из». Сущ. в Р.п. | Диагностика Игры: «Пожар», «Загадки Незнайки», «Ромашка». | - Выявить уровень сформированности пространственных представлений; представлений о предложно-падежных конструкциях с пространственным значением и возможности владения ими в речи. - Познакомить детей со значением предлога «из» и его схемой. - Учить детей правильно употреблять предлог «из» с существительными в родительном падеже.
|
3. 4. | Октябрь Предлог «с (со)». Сущ. в Р.п. Предлоги «из»/«с». | Игры: «Подними схему», «Ответь на вопрос», «Составь предложение». Игры: «Вставь предлог», «Волшебный клубок», «Подарки ребятам», «Помоги Незнайке», «Придумай предложение». | - Познакомить детей со значением предлога «с» (со)» и его схемой. - Учить детей правильно употреблять предлог « с (со)» с существительными в родительном падеже. - Учить детей составлять предложения с предлогом «с» только по двум предметным картинкам и схеме. - Учить детей понимать разницу значений предлогов «из» и «с». - Упражнять детей в правильном употреблении предлогов «из», «с» и окончаний существительных родительного падежа.
|
5. 6. | Ноябрь Предлог «над». Сущ. в Т.п. Предлог «над»/»под». | Игры: «Самолет», «Придумай предложение и составь его схему». Игры: «Найди картинку», «Поймай слово», «Тетрадь Незнайки». | - Познакомить детей со значением предлога «над» и его схемой. - Учить детей правильно употреблять предлог «над» с существительными в творительном падеже. - Учить детей выделять предлог «над» и окончания существительных творительного падежа. - Учить детей различать предлоги «над» и «под», правильно употреблять их с существительными в творительном падеже; -Внимательно рассматривать картинки и сравнивать изображения; - Составлять схемы предложений; - Ориентироваться на листе бумаги; - Развивать воображение. |
7. 8. | Декабрь Предлог «из – под» Сущ. в Р.п. Предлоги «из-под»/ «из». | Игры: «Заяц под грибом», « Составь схему предложения», «Ошибки Незнайки» Игры: «Фокусы», «Ошибки фокусника», «Составь предложение». | - Познакомить детей со значением предлога <»из-под « и его схемой. - Упражнять в правильном употреблении предлога «из-под» с существительными в родительном падеже. - Учить детей составлять предложение по схеме.
- Учить детей различать предлоги «из-под», «из», правильно употреблять их с существительными в родительном падеже. - Продолжать учить детей анализировать предложение и составлять его схему.
|
9. | Январь Предлог «из – за». Сущ. в Р.п. | Игры: «Прятки», «Узнай домашних животных», «Составь предложение по схеме». | - Познакомить детей со значением предлога «из-за» и его схемой. - Учить детей правильно употреблять предлог «из-за» с существительными в родительном падеже. |
10. | Февраль Предлоги «из-за»/ «из». | Игры: «Вопросы Откудайки», «Кто больше?», «Составь предложение по схеме». | -Учить детей различать предлоги «из-за» и «из» и правильно их употреблять. - Продолжать учить детей составлять предложения по двум предметным картинкам и схеме, проводить полный его анализ. |
11. | Март Предлог «между». Сущ. в Т.п. | Игры: «Что изменилось?», «Вспомни сказку «Репка», «Порядок чисел». | - Познакомить детей со значением предлога «между» и его схемой. - Упражнять детей в правильном употреблении предлога «между» с существительными в творительном падеже. |
12. | Апрель Предлог «через» Сущ. в В.п. | Игры: «Зайка - попрыгайка», «Составь предложение по представлению», «Выбери картинку». | -Познакомить детей со значением предлога «через» и его схемой. - Учить детей правильно употреблять предлог «через» с существительными в винительном падеже. |
13. 14. | Май Обследование Контрольно – проверочное занятие по теме: «Предлоги». | Диагностика Игры: «Назови схему», «Дополни рассказ», «Выбери картинку», «Придумай предложение и составь его схему». | - Выявить уровень сформированности пространственных представлений; представлений о предложно-падежных конструкциях с пространственным значением и возможности владения ими в речи. - Уточнить понимание детьми предлогов. - Проверить правильность употребления предлогов и падежных окончаний в речи детей. - Проверить умение детей составлять предложения по заданному предлогу и схеме к ним. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родн...
Формирование предложно — падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Особенности формирования предложно — падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. В работе необходимо придерживаться следующих этапов :}• Формиро...
Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"
Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...
Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"
Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
В статье рассматриваются вопросы формирования предложно-падежных конструкций у детей с тяжелыми нарушениями речи, практические приемы соответствующей коррекционной работы....