Задачи: Постановка отсутствующего звука «Ч». Цели занятия: - Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука «Ч». - Укрепить мышцы языка посредством выполнения артикуляционной гимнастики. - Закрепление правильного произношения звука [Ч]. - Формирование умения выделять заданный звук на фоне звуков, слогов и слова. - Развитие мелкой моторики; - Развитие логического мышления; - Развитие зрительного внимания и памяти. Оборудование: Игрушка черепаха, картинки. Организационный момент: Логопед загадывает загадку про Черепаху: Домик мой, везде со мной. Он устроен за спиной. Я с лягушками дружу Очень медленно хожу. Вовсе не букашка, Кто я...(черепашка) Показ игрушечной черепахи. Логопед: Давай вместе с черепахой сделаем гимнастику для язычка. Артикуляционная гимнастика: 1. «Лопатка». Цель: Выработать навыки делать язык широким и спокойно удерживать его в расслабленном состоянии. Губы в улыбке. Рот открыт. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 - 10. Обратить особое внимание, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. 2. «Пирожок». Цель: Укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными. 3. «Качели». Цель: Укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку ; б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе ; в) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними; 4. «Язык перешагивает через зубы». Цель: Укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней; б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны. 5. «Маляр». Цель: Вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. 6. «Грибок». Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку. Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире. 7. «Гармошка». Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал. 8. «Вкусное варенье» Цель: Укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх — она должна быть неподвижной. 9. «Чашечка». Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опушена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна. 10. «Фокус». Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх. 11. «Саночки». Цель: развивать подвижность языка, умение удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями. Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы. 12. «Заборчик» — «Рупор» — «Трубочка». Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ. Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у. Ход занятия. 1. Игра: «Поймай звук Ч». Хлопни в ладошки, если услышишь звук Ч. - П, Ш, Ч, Ц, Л, Ч. - ПА, НО, ЧЕ, СА, ЩА, ЧО. - ЧАЙ, СОН, ЧАСЫ, ЩАВЕЛЬ, СОК, ШАПКА, МЯЧ. 2. Игровой приём постановки звука «Ч». (Постановка по подражанию). Логопед: -Черепахи очень медленно ползут, они мирные и спокойные. -Черепахи любят тишину. Когда громко, можно сделать так: Логопед подносит указательный палец к губам и произносит: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч… Логопед уточняет артикуляцию звука «ч»: При произнесении звука «Ч» • Губы округлены и слегка выдвинуты вперед. • Зубы сближены. • Широкий кончик языка поднят к передней части твёрдого нёба, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. • Воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка. -Ребёнок повторяет за логопедом: Ч-Ч-Ч-Ч… 3. Пальчиковая гимнастика: «Черепашка». - "Сколько пыли, сколько сора – - До дверей дойду не скоро", - - И вздыхает тяжко - Наша черепашка. Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки. 4. Игра: « Найди картинку». Ребёнок должен отобрать те картинки, в названии которых есть звук «Ч». Картинки: чемодан, часы, очки, бочка, пчела, качели, мяч, ключ, шапка, щука, ящик, цапля, тапок, танк. Итог занятия: -Какой звук, ты учился произносить? (Звук «Ч»). Молодец! Если же по каким-то причинам звук по подражанию не получается, то можно воспользоваться механическим способом постановки звука «Ч». При помощи зонда №5.Ребёнка просят произнести слог ать, зондом №5 приподнимаем и отодвигаем язык назад, затем округляем губы. |