Речевые дидактические игры по лексической теме "Человек. Части тела"
картотека по логопедии (старшая группа)
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Человек. Части тела. | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧЕЛОВЕК. ЧАСТИ ТЕЛА
«Один - много»
Цель: учить образовывать существительные множественного числа
Оборудование: мяч.
Ход: Педагог называет существительное в единственном числе, бросает каждому ребенку по очереди мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: глаз – глаза, ухо – уши, нос-носы, лицо - лица, локоть – локти, колено-колени, живот – животы, голова – головы, рука- руки, плечо – плечи, нога –ноги, лоб – лбы, бровь – брови, палец – пальцы, нога – ноги, рука – руки, живот – животы, пятка – пятки…..
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Ход. Педагог называет какую-нибудь часть тела и бросает каждому ребенку по очереди мяч. Тот называет ее ласково и возвращает мяч взрослому: глаз – глазик, ухо – ушко, нос-носик, лицо - личико, локоть – локоток, колено-коленка, живот – животик, голова – головка (головушка), рука - ручки, нога –ножка, лоб – лобик, брови – бровки, палец – пальчик, рука – ручка, плечо – плечико, живот – животик, пятка – пяточка…..
«Подбери слово».
Цель: учить образовывать многосложные слова
Оборудование: не требуется
Ход. Педагог предлагает подойти к нему одному ребенку, а остальным описать его внешность:
Если у человека длинные волосы, говорят, что он ….. длинноволосый;
Если у человека тёмные волосы…он темноволосый;
Если у человека светлые волосы …он светловолосый;
Если у человека зелёные глаза ….он зеленоглазый;
Если у человека голубые глаза….он голубоглазый;
Если у человека карие глаза …. он кареглазый;
Если у человека синие глаза…. он синеглазый;
Если у человека большие глаза…он большеглазый.
Игра продолжается пока не опишут каждого ребенка.
«Наоборот»
Цель: активизировать словарь антонимов
Оборудование: предметные картинки по теме
Ход. Педагог раздаёт каждому ребенку по одной картинке и просит детей найти подходящий антоним. Выигрывает тот, кто первый найдет и назовёт антоним. Например: добрый – злой, большой – маленький, высокий – низкий, толстый – худой, больной – здоровый, вежливый – грубый, друзья – враги, одеваться – раздеваться, трудиться – лениться, старый – молодой, веселый – грустный, чистый – грязный, аккуратный – неряшливый, смелый – трусливый, хороший – плохой…
«Узнай по описанию».
Цель: обогащать и актуализировать словарь по теме
Оборудование: фишки
Ход. Педагог загадывает с помощью прилагательных разные части тела:
- красивые, серые, зеленые, голубые, большие, выразительные (что?) …глаза.
- густые, длинные, короткие, блестящие, вьющиеся, пышные (что?) … волосы
- большой, конопатый, курносый, маленький, горбатый (что?)…нос.
- пухлые, розовые, узкие, большие, красивые (что?)…губы.
Отгадавший ребенок за правильный ответ получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.
«Вспомни и назови».
Цель: учить согласовывать числительные с существительными
Оборудование: картинки с изображением частей тела, цифр (1,2) и пиктограмма «много»
Ход. Педагог раскладывает на столе картинки с изображением частей тела и цифр. Предлагает детям правильно подобрать к картинке число. Побеждает тот, кто соберет больше карточек.
Что у тебя один? (один нос, рот, язык, подбородок, лоб, живот);
Что у тебя одна? (голова, спина...);
Что у тебя одно? (лицо, сердце..);
Что у тебя два? (два уха, глаза, плеча, колена, локтя..);
Что у тебя две? (две руки, ноги, щеки, брови, пятки, ладошки…);
Чего у тебя много? (много волос, ресниц, зубов, пальцев…).
«Кто больше»
Цель: актуализировать глагольный словарь по теме
Оборудование: фишки
Ход. Педагог предлагает придумать как можно больше слов – действий к разным частям тела:
Что можно делать глазами? -…смотреть, глядеть, присматриваться, читать, смотреть телевизор, разглядывать, приглядываться…
Что можно делать ушами? -…слушать, прислушиваться, слышать…
Что можно делать руками? -…работать, держать, обнимать, мастерить, шить, рисовать…
Каждый ребенок за правильный ответ получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.
«Доскажи словечко»
Цель: учить склонять существительные по падежам
Оборудование: предметные картинки с изображением частей тела
Ход. Педагог раздает каждому ребенку по три, четыре картинки с изображением частей тела и предлагает детям по очереди правильно досказать начатую фразу, опираясь на свои картинки:
У человека есть …уши. У рыбы нет …ушей; На морозе холодно …ушам. Я грею свои…уши. Некоторые люди умеют шевелить …ушами. Девочки носят серёжки в…ушах.
При правильном ответе картинка остаётся у ребенка. Побеждает тот, кто наберет больше картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "Знакомим детей с частями тела человека"
Цель игры: познакомить детей с частями тела человека, научить узнавать, показывать и называть части тела на себе и на картинке....
Дидактическая игра«Угадай птицу по части тела»Цель. Закрепить умение детей классифицировать птиц на зимующих и перелетных. Активизировать речь детей. Развивать зрительное восприятие.
Дидактическая игра«Угадай птицу по части тела»Цель. Закрепить умение детей классифицировать птиц на зимующих и перелетных. Активизировать речь детей. Развивать зрительное восприятие....
РЕчевые дидактические игры на лексическую тему "Семья"
ЦЕЛЬ: развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов...
Дидактическая игра "Найди по тени части тела человека"
Цель: развитие зрительного восприятия и обогащение словаря по лексической теме "Части тела"Ход игры: ребенку предлагается поле с тенями частей тела и набор цветных карточек.Задача ребенка на...
Дидактическая игра «Назови и покажи части тела и лица»
Дидактическая игра "Назови и покажи части тела и лица"Цель: формирование умения показывать нужную часть тела и лица по словесной инструкции.Задачи:- закрепить знания частей те...
Речевые дидактические игры по лексической теме "Осень"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....
Речевые дидактические игры по лексической теме "Овощи"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....